logo
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§ 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии

Власть идеологии – это особая власть. Это власть над сознанием людей и возможностью управлять и манипулировать сознанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. Идеологии являются наиболее важным механизмом саморазвития политики и сознательного переустройства общества.

Обладая сложной внутренней структурой, идеология выполняет ряд жизненно важных функций. Функции политической идеологии вытекают из того, что в ней выражаются:

а) теоретически оформленные систематизированные социально-классовые интересы;

б) стремление определенной социальной группы к завоеванию или использованию власти для достижения этих интересов;

в) необходимость целенаправленных политических действий.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти. Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть. Политическая идеология должна овладеть массовым сознанием, внедрить в него определенные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего развития общества, сформировать позитивный образ предлагаемой или проводимой политической линии и политических сил, которые хотят реализовать данный курс.

Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного “мы”, создавая определенную степень сплоченности и относительной гомогенности общества. Идеология стимулирует солидарность и служит идейной основой разработки политических программ. С этим связана и конструктивная функция политической идеологии.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.

Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Когнитивная функция идеологии государства, включающая в себя определенные политические стереотипы и ориентиры, обеспечивает для гражданина своего рода сеть внутригосударственных и межгосударственных коммуникаций и восприятия социальной реальности.

Политическая идеология выполняет и нормативную функцию. Именно эта функция играет ценностно-ориентирующую роль, определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, элитами и контрэлитами, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом. В идеологии фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражению американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли. Идеология является своеобразной нормативно-символической матрицей, которая облегчает социально-политическую идентификацию. Символические коммуникации отражают особый тип властвования, раскрывают самую суть политики как особой сферы социальности. Идеологическая коммуникация становится важнейшим условием формирования вертикали взаимопонимания политической элиты и широких слоев населения, воспроизводства и самоорганизации всей политической сферы. Таким образом, идеология способствует технологизации политических коммуникаций.

Для политической коммуникации особое значение имеет язык, политический дискурс. Язык политики – это символическая знаковая система. В политической коммуникации символы выступают, по определению российского политолога А.И. Соловьева “основополагающей идеальной (духовно-оценочной) единицей “ диагностики”. С помощью символов человек сапоопределяется в политике. Символы являются формой смыслопостижения и смыслополагания, через которую социальные явления наделяются определенными значениями. Это облегчает людям политическую ориентацию и взаимодействие.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и эмоциональную компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Применительно к идеологии государства эмоциональная функция дает ощущение психологической безопасности и принадлежности к большой государственной коллективности, которая дает гарантии защиты.

Таким образом, политическая идеология – это духовный феномен, специально предназначенный для целевой и идейной ориентации политического поведения. И, прежде всего, политическая идеология требует подчинения индивидов целям и задачам использования власти.