logo
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§ 6. Идеология и гражданское общество

Вопрос о строительстве гражданского общества в Беларуси относится к разряду наиболее модных в среде «оппозиционных мыслителей». В западной политической мысли под гражданским обществом понимается общество, в котором сочетаются частные и общие интересы, общество, контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между обществом, государством и экономикой. «В целом гражданское общество, – отмечает В.Федотова, – можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений»34.

В основе современного понимания гружданского общества лежат идеи естественных прав и общественного договора. Французский философ Жан-Жак Руссо так объяснял сущность гражданского общества. По «общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть, приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает»35. Руссо трактует гражданское состояние как целостный социально-политический организм, где действует принятое народом – сувереном гражданское право и где естественное неравенство заменяется политическим равноправием. Гражданская свобода выступает как свобода, ограниченная «всеобщей волей», которая не тождественна «воле всех граждан», а обладание имуществом из результата первоначального захвата сильнейшего превращается в «собственность, которая может опираться лишь на основание юридическое»36.

В современной западной политической мысли гражданское общество представляет собой не столько реальность, сколько теоретическую модель для анализа достижений в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. К неотъемлемым чертам гражданского общества относятся: права и свободы человека, способность человека быть ответственным в свободе, наличие минимума социальных и природных благ, а также социального порядка.

Формально «оппозиция» в Беларуси исходит из желания строительства гражданского общества в нашей республике, а фактически занимается разрушением белорусского государства, поскольку абсолютно противопоставляет институты гражданского общества и институты государства. Поэтому в своих социально-политических взглядах «оппозиционеры» идеологию отождествляют с государством, а права и свободы человека с гражданским обществом. Необходимость контроля гражданского общества за государством в их воззрениях трактуется как необходимость изгнания государства из частной жизни, экономики, социально-духовной сферы, как отрицание обязанности власти по обеспечению безопасности этих сфер жизни, пресечения даже посредством легитимного насилия оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, к примеру, криминальных, олигархически-корпоративных.

Кроме того, «оппозиционные мыслители» узко трактуют сам феномен гражданского общества. В современной западной трактовке гражданское общество – «это общество, которое способно поставить под контроль не только государство, но и богатство»37. Популярное выражение: «что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо для США» в свете современной концепции гражданского общества поставлено под сомнение, ибо для гражданского общества контроль над олигархами и корпорациями одно из условий реализации не только гражданских прав и свобод, но и экономических прав личности. Но в том-то и дело, что «оппозиция» в Беларуси как раз стремится всяческими способами именно олигархические структуры (объединения частных предпринимателей, разнообразные центры, финансируемые заграничными спонсорами, частные коммерческие организации) вывести из-под контроля гражданского общества, сделать их деятельность непрозрачной, закрытой для общественного мнения.

Отсюда парадокс «оппозиционной» деятельности, не замечающей превращения своего понимания строительства гражданского общества в свою противоположность – антигражданственность. Этот парадокс обусловлен антинациональной природой «оппозиционного» движения в Беларуси, когда под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не изнутри, а по западным указкам, т.е. по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая глобалистская по отношению к белорусскому государству позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси сведется к глобальному диктату и специфической форме эксплуатации белорусского народа со стороны западных государств и корпораций, а права и свободы человека обернутся не только новым экономическим неравенством и социальным расслоением, но сильнейшей политической зависимостью от иностранных государств и духовно-культурной деградацией белорусского общества.

Идеология белорусского народа обосновывает условия реализации стратегии развития Беларуси в современных условиях, обновления белорусского общества. Расхожее противопоставление государства и гражданского общества некорректно. Строительство гражданского общества во многом зависит от грамотного сочетания частных и общественных интересов, от развития реально функционирующих социально-политических институтов в Беларуси: Советов депутатов, профсоюзов, общественных организаций (молодежных, женских, ветеранских), партий патриотической и социалистической ориентации. Короче: необходимо взять из советского прошлого все лучшее для дальнейшего развития белорусского общества. Как подчеркивал Президент А.Г.Лукашенко на семинаре по идеологии, «наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и мощную молодежную организацию и ее союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за теми структурами власти, имеющими много этой власти и распоряжающимися материальными ресурсами»38.

Идеология означает не только политический, но и моральный выбор. Сегодня самое непродуктивное в строительстве гражданского общества – сомневаться в избранной стратегии развития Беларуси. Ключевой вопрос общественной и государственной работы – это идеологическое обеспечение стратегии развития Беларуси. Сегодня в Беларуси достигнута относительно слаженная работа общественных институтов и органов государственной власти, которая обеспечивает определенную стабильность в обществе и государстве. Но эта относительная стабильность непрочна, так как не закреплена единой идеологической практикой на всех уровнях, во всех общественных и государственных институтах. Особенность сегодняшней идеологической ситуации в Беларуси заключается в том, что ясно сформулированная политика Президента А.Г.Лукашенко, обозначенный им вектор теории и практики идеологии расплываются и тонут в потоке идеологической сумятицы, а то просто попыток деидеологизации общественной и государственной работы.

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением политики Президента А.Г.Лукашенко, но и идеологическими сторонниками этой политики. Стратегический курс государства должен получить новую идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за реализацию государственной политики.