§ 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
Каждый человек мечтает о счастье. Представления же о нем у разных людей различаются весьма существенно. Тем не менее, в перечне наиболее важных жизненных ценностей, составляющих сущностную характеристику счастья, обязательно называется любовь, удачливость брака и благополучная семья. Особенно сегодня это заметно в нашем обществе, находящемся на историческом изломе, в связи с переходом страны к социально ориентированной рыночной экономике. Так, наши обстоятельные социологические исследования, проводимые последние двадцать лет с периодичностью один раз в два-три года, показывают, что представители всех поколений, особенно юношество, любовь, семейное счастье, личное благополучие ставят на первое место среди предложенных на выбор тридцати ценностей.
Любовь – чувство избирательное и весьма индивидуализированное. Это – общечеловеческая моральная ценность; принадлежит только одному человеку или двум – девушке и юноше, женщине и мужчине. Можно предположить, что любовь присуща людям всех времен и эпох, но это вовсе не значит, что любовь не обновляется, не обогащается чем-то новым, характерным только для наших современников. Интеллектуализация этого чувства обеспечена спецификой духовно-нравственной культуры общества и личности на каждом историческом отрезке времени. Каковы люди – такова и любовь, какова любовь – таковы и люди.
Начало данного раздела свидетельствует о том, что речь идет об интимном чувстве. Но любовь – понятие не однозначное. О ней можно рассуждать как в узком, так и в широком плане.
Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо (к другу, матери, отцу, брату, сестре, конкретному человеку вообще); любовь к чему-то (Родине, музыке, литературе, искусству, природе, человечеству); любовь к профессии, своему селу, городу.
В самом общем смысле любовь понимается как такие отношения между людьми, когда один человек рассматривает другого в качестве близкого, родного по духу, как свое второе Я, как собственную сущность. Противоположностью любви является ненависть.
Возникла любовь в качестве социального чувства как потребность людей к объединению, сложению своих сил в братской дружбе против разобщенности и вражды. Любовь человека к человеку (гуманность), будучи в социально-противоречивом мире в какой-то степени иллюзией, утопичной идеей, абстракцией, все же в качестве идеала принадлежит, как уже отмечалось, к общечеловеческим моральным ценностям (наряду со свободой, равенством, миром, справедливостью, терпимостью и др.), является маяком, мечтой, неистребимой притягательной силой для людей всего мира. Особое место в этом огромном чувственном пространстве принадлежит любви половой, о которой дальше пойдет речь.
Справедливо замечено: до любви надо дорасти, любви надо быть достойным. Когда это говорится, то вовсе не имеется в виду возраст. Как сказал классик: «Любви все возрасты покорны…». Здесь речь идет о другом – можно состариться и никого не полюбить, а можно и в детстве испытать серьезное чувство влюбленности: просто индивид был в таком духовном состоянии, что эмоции как бы сами родились и, возможно, были выплеснуты наружу, а (и такое бывает) может остались личной тайной, скрытой от всех в глубине души. Все здесь зависит от темперамента человека, его характера, нравственной воспитанности, культуры в целом. Разумеется, и от обстоятельств.
Социологические исследования показывают, что часто подростки и даже молодые люди за любовь принимают дружбу, увлечение, флирт, особую пристрастность к кому-то. Это, конечно, входит в любовь в качестве составляющих частей, но самой любовью не является. Половая любовь – интимное нравственно-эстетическое чувство взаимного влечения девочки и мальчика, девушки и юноши, женщины и мужчины, основанное на всем богатстве природных и духовных связей. Для молодых людей особенно важно понимание этой духовности, поскольку все красиво у красивых людей, замечательно и возвышенно у нравственно развитых личностей и грубо-примитивно у нищих духом представителей человечества. Дружба вовсе не предполагает непременно интимную сексуальную близость между юношей и девушкой, мужчиной и женщиной, если они не являются влюбленными или супружеской парой. Дружба без секса в межполовых отношениях – обычное дело, зато истинной половой любви без дружбы быть не может; и даже когда пылкая сексуальная связь мельчает или вовсе исчезает после разлуки или развода, то порядочные люди продолжают дружить с бывшим партнером и даже близкими ему людьми, оставаясь интеллигентными, моральными личностями.
Каждому возрасту свойственно свое понимание любви, отношение к этому чувству. Особой сложностью и неопределенностью отличаются подростково-юношеские увлечения, поскольку это возраст в котором происходят сложнейшие психофизиологические изменения в организме, настраивающие личность не только на гражданско-социальные и половые роли, но и биологические функции, не всегда понятные юноше и девушке, порой не подвластные их разуму.
Психофизиологическая тяга человека одного пола к человеку другого пола порождает эротические настроения, сексуальный интерес, душевные страдания. Возможно, такое проявление чувственности получит взаимный отклик в другом. Эротическое (повышенное половое возбуждение) состояние личности, заинтересованность кем-то, увлечение им – еще не любовь, но уже шаг к ней. Это чувство наступит, когда мужчина и женщина и духовно, и телесно станут родными, близкими, незаменимыми один для другого. В случае снижения такой планки духовности даже физическая близость, сексуальный контакт мужчины и женщины не обязательно будут свидетельством или следствием любви; порой они просто способствуют снятию сексуального напряжения, удовлетворению половой потребности.
Было бы иллюзией всякую любовь считать чистой и возвышенной. Человечество зафиксировало различные типы бездуховной любви: любовь-эгоизм; любовь-агрессия, мстительность; любовь-потребление; любовь-издевательство, насилие; любовь-ненависть, вызванная слепой ревностью, и т.д. Это страшные разрушители подлинной нравственности, замешанные на патологии чувств человека, с которыми надо всячески бороться. Для истинной любви характерны жалость, забота о здоровье и благе партнера.
Идеальный вариант любви – слитность физиологической страсти и духовной чувственности, формирование эмоциональности в лоне биологической сексуальности, с одной стороны, и одухотворенность физической страсти – с другой.
Неограниченные возможности для проявления, развития и расцвета любви предоставляет заключение брака. В нем жаждущие счастья всегда будут истинными творцами чувственного мира. Любовь супружеская – строго интимное явление. Любимый человек становится объектом трогательной заботы и внимания; общаясь с ним, любящий хочет сам ласкать, жалеть, обнимать, доставлять наслаждения и ждет ответной реакции. Постоянные ухаживания ведут не только и не столько к выяснению наиболее чувствительных точек тела (эрогенных зон) друг друга, сколько – граней движения души. Супружеская любовь обогащается с рождением ребенка.
Многочисленные социологические исследования показывают, что в последние десять лет молодежь называет любовь, личное счастье, заботу о детях в качестве главных жизненных ценностей (до 90% ответов респондентов). И среди мотивов заключения браков ставят их на первом месте. Если есть любовь, то многие трудности материального характера преодолеваются успешнее. Это чувство строится на равенстве полов, взаимопомощи, доверительности; любящие супруги стремятся к преодолению ревности, подозрительности, мнительности, потребительски эгоистических склонностей.
Брак – исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений между женщиной и мужчиной, определяющая их права и обязанности друг к другу и детям.
Сегодня в нашем обществе брак – чаще всего добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимном согласии, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание или сохранение семьи. Однако, несмотря на то, что правовая защита супружества и кровно-родственных отношений – одна из важнейших гарантий социальной защищенности личности, не все мужчины и женщины прибегают к юридическому оформлению брака. Одних устраивают свободные внебрачные сексуальные отношения, других – фактический гражданский брак, третьих – церковный (если последний не оформлен в загсе, то исключаются правовые отношения). Что же, это дело личное, однако, в случае разногласий по имущественным или иным проблемам дело усложняется, поскольку был проигнорирован закон.
В идеале брак – пожизненный союз женщины и мужчины, основанный на любви, верности, взаимоподдержке, чувстве долга и ответственности за судьбу друг друга и своих детей. Однако жизнь сложна и противоречива, чувство любви также подвержено изменениям как в сторону усиления, так и угасания. Возможно, спустя годы, кто-то поймет, что у него была не любовь, а иллюзия, а настоящая любовь, захватившая его полностью, пришла лишь сейчас. Поэтому в цивилизованных демократических странах наряду со свободой брака существует и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Последний – констатация факта утраты нравственной сущности брачных отношений.
Хотя проблема брака – сугубо личное дело супругов, функционирование его осуществляется не в отрыве от социально-экономических, религиозных, нравственных, правовых, имущественных и иных отношений людей. Все эти процессы несут на себе отпечаток времени и развиваются в рамках исторических условий. Естественно, назначение брака – обеспечение личного счастья супругов посредством эмоционально-нравственной удовлетворенности, чадолюбия, материального достатка, взаимного духовного роста. Однако на пути реализации этой цели встречаются многие преграды материально-имущественного и эмоционально-психологического характера, с которыми не все умеют справляться. Сегодня в нашей стране наблюдается рост фактических, то есть незарегистрированных браков, увеличение количества разводов, снижение рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, ощутимая дестабилизация семейно-брачных отношений. Основные причины разводов – утрата чувства любви и супружеская неверность, пренебрежение родительскими обязанностями, необходимостью материально заботиться о семье, поровну делить хозяйские обязанности и домашний труд, пьянство и бытовая распущенность одного из супругов, его моральная деградация. Пути стабилизации брачных отношений находятся в плоскости повышения уровня материального благосостояния и общей культуры людей, духовно-нравственного самосовершенствования личности, возрастания чувства долга и ответственности человека за судьбы ближних – брачного партнера и своих детей.
Как видно из вышеизложенного, брак – важный этап в жизни человека, к которому надо готовить себя заранее. Что это означает? Во-первых, необходимо культивирование у юношей и девушек чувства любви, то есть ориентация на лучшие образцы взаимоотношений полов; во-вторых, воспитание в них добропорядочности, благочестия, ибо морально неустойчивый человек, как правило, не способен на красивую любовь и брак по мотивам эмоционально-чувственным и благородным. В-третьих, наряду с принципиальностью, надо формировать у себя такие качества, как тактичность, умение понять другого, уступать, не ссориться по пустякам, желание улаживать конфликты и недоразумения интеллигентно, без истерик и оскорблений; в-четвертых, приобретение необходимых знаний и навыков по личной гигиене, уходу за всеми частями своего тела, включая интимные, по сексуальной культуре личности; в-пятых, понимание основных принципов семейной педагогики, без чего не может быть правильного воспитания детей, ухода за младенцами, сотрудничества и взаимопонимания в супружестве и во взаимоотношениях со всеми членами семьи; в-шестых, приобретение относительной финансовой самостоятельности и профессиональной стабильности; в-седьмых, усвоение необходимых навыков ведения домашнего хозяйства. Короче говоря, прежде чем вступать в брак и создавать семью, надо многократно взвесить все «за» и «против», после чего ответить на основной вопрос: в состоянии ли я взять на себя такую жизненно важную ответственность? Приумножить блага и воспользоваться преимуществами супружеской жизни можно лишь тогда, когда сам научишься не столько брать от другого, сколько отдавать ему…
Все, сказанное выше о подготовке к браку, одновременно является и подготовкой к будущей самостоятельной семейной жизни. Однако есть и дополнительные моменты, о которых пойдет речь ниже.
Из материалов социологических исследований видно, что успешность брака молодоженов на 25% возрастает тогда, когда науку семейной жизни они познали в стабильных родительских семьях, в отчем доме, где дорожили авторитетом каждого члена семьи, особенно бабушек и дедушек, отца и матери, где все жили по законам взаимопомощи и поддержки, взаимозаботы.
Семья – основанное на браке или кровнородственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью. Семья выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, в обеспечении личного счастья и благополучия человека и социализации личности, органической ее связи с обществом.
Исторические типы семьи: групповая матриархальная (все мужчины и женщины одного рода во главе со старейшей женщиной); парная семья (неустойчивый союз мужчины и женщины); большая (община во главе с мужчиной-предводителем) или малая патриархальная с беспрекословным подчинением отцу; нуклеарная, состоящая из супружеской пары с детьми, не имеющими еще своих семей. Последняя, ныне наиболее распространенная в мире, именуется простой семьей. Однако и такая семья имеет два вида. Первый – это классическая «ядерная» (нуклеарная) семья с биологическими родителями, братьями и сестрами, то есть рожденными одной супружеской парой. Второй – социально-биологическая нуклеарная семья: новый супруг или супруга входит в семью, где мать или отец имели детей; появляются такие понятия, как отчим, мачеха, сводные братья и сестры.
Если же некоторые из взрослых детей уже состоят в своем браке и проживают с родителями, то образуется расширенная или сложная семья, скрепленная двумя-тремя поколениями родственников и свояков.
Родственники – близкие по крови люди, происходящие от общего предка или друг от друга. Прямые нисходящие родственники: отец – сын – внук и т.д.; прямые восходящие: внук – отец – дед. Боковым называется родство между братьями и сестрами. Различают родственников первой степени: мать – дочь, отец – сын; второй степени: внучка – бабушка.
Свояческими называются отношения между супругом и родственниками супруги (и наоборот), а также отношения между родственниками супружеской пары.
В зависимости от наличия ядра – супружеской четы – семья бывает полной или неполной: семья матери-одиночки (насчитывается до 25%), вдовствующего отца с детьми (18%); семья родственников, имеющих общее хозяйство, единый бюджет.
Семья в миниатюре отражает всю совокупность человеческих связей и отношений как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биологическими, экономическими и хозяйственно-бытовыми потребностями и интересами людей; вторые – нравственно-эстетическими, национальными, психологическими, религиозными и иными потребностями.
В зависимости от континентального проживания различают семьи европейского, азиатского, африканского и т.д. типа: от места жительства – городские и сельские; от сословного происхождения – рабочая, интеллигентская, учителей, врачей и т.д. С учетом этнического своеобразия правомерно выделение семей народов тюркского происхождения, с одной стороны, и семей народов-европейцев, к примеру, с другой.
С демографической точки зрения важно знать, многодетная или малодетная семья; с экономической – богатая или бедная; с позиций свободы совести – религиозная или атеистическая; вероисповедания – христианская или исламская; с нравственно-правовой – благополучная, стабильная, дружная или дестабилизированная.
Совокупность кровно-родственных, ролевых, материально-имущественных, духовно-родственных, религиозных, правовых, межэтнических и др. отношений определяет структуру семьи – авторитарную или демократическую.
Как видим, семья – довольно сложное и многоплановое образование. Система взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности, с другой, определяет социальные функции семьи, важнейшими из которых являются прокреативная (деторождения), хозяйственно-бытовая, воспитательная и досуговая. В настоящее время домашняя и семейная среда стала рассматриваться не только как важнейшее условие формирования личности, но и снятия психологических стрессов, нервного перенапряжения человека.
В зависимости от личностного статуса в иерархии родственных и свояческих связей образуются ролевые отношения членов семьи: мужа и жены, отца (матери) и детей, брата и сестры, дедушки (бабушки) и внуков. А также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки и зятя, тети (дяди) и племянников и т.д. Ролевые отношения с момента возникновения семьи и до настоящего времени претерпели большие изменения, усложнились. В современных условиях, наряду с моральными, возрастающую роль приобрели их правовые регуляторы.
Первоначально главенство принадлежало женщине, по которой и определялся род. Затем пришло господство мужчины – мужа и отца, единоличного собственника и хозяина, чаще всего властного и деспотичного. Дети ему подчинялись беспрекословно, жена не перечила. Развитие индустриально-промышленного производства, научно-техническая и культурная революция привели к тому, что жена и все взрослые члены семьи стали активно участвовать в общественном труде, на равных условиях вести домашнее хозяйство, участвовать в распределении доходов. Естественно, это изменило положение всех членов семьи. В современной ситуации характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в брачно-семейных связях. Хотя глава семьи закрепляется юридически, лидерство в ней становится моральной ценностью; все большее значение приобретает равенство полов и дружба поколений. Семьи, где устанавливаются товарищеские ролевые отношения между мужем и женой, родителями и детьми, называются демократическими; те же семьи, в которых сохраняется традиционное господство мужчины, главы, мужа и отца, именуются авторитарными. В настоящее время в Беларуси преобладают семьи первого типа.
Функции, структура, ролевое место членов семьи составляют сущностную характеристику этого образования. Семья в миниатюре отражает в себе все достижения и недостатки общества.
В то же время каждая семья – относительно самостоятельная, саморазвивающаяся система, поэтому ей присущи свои обычаи, традиции, образ жизни, конфликты.
Для семьи со здоровым морально-психологическим микроклиматом характерны: взаимная духовная привязанность супругов; отцовская и материнская забота; стремление родителей обогащать семейную педагогику достижениями цивилизации; забота всех членов семьи о физическом и нравственном здоровье друг друга; дружба семьи с близкими по духу и родству другими семьями; общая трудовая атмосфера в быту, нацеленность всех на преодоление трудностей бытия. Здесь бережно относятся к трудовому рублю, к семейным традициям, реликвиям, авторитету старших – дедушек и бабушек.
К семьям с нездоровым микроклиматом относятся те, где нет дружбы и взаимопомощи, ведется праздный образ жизни, поощряется рвачество и стремление к благополучию за счет ущемления интересов других людей и семей, где процветают пьянство и бытовая распущенность, сохраняется постоянная конфликтность. Все это ведет к неврозам (у 78% неврастеников отмечены затяжные конфликты в быту).
В последние годы по ряду объективных и субъективных причин произошло обеднение значительной части семей, что ухудшило материальное положение детей и подростков. Благодаря государственной заботе, для них в садах и школах введены бесплатные завтраки и обеды (или же за символическую плату), что помогает поддерживать такие семьи. Однако в ряде семей нет должного понимания ситуации заботы о нравственном здоровье личности: порой ей навязываются родителями потребительские настроения – дескать, общество, государство обязаны и вас, и нас кормить и обеспечивать… Опасная позиция! Каждый человек с детства должен уяснить простую истину: никто не сделает его счастливым. Каждый сам кузнец своего счастья и благополучия. Важнейший путь к успеху – прилежание, трудолюбие, отличная учеба.
В обеспеченных семьях – другая крайность: детский эгоизм. Будучи нередко единственным ребенком, подросток бесконечно требует к себе особого внимания, которое должно выражаться в приобретении престижных предметов и вещей, необладание которыми рассматривается им как личная трагедия, что и выражается в истерических выпадах, капризах и т.д. Такого подростка не смущает, что рядом есть сверстники, которые не могут и мечтать об этих благах. И очень плохо, если родители вовремя не увидят опасность вещной болезни.
Однако недалеко от такого единственного чада ушли и девочки-подростки, которые живут в семьях невысокого достатка, но решительно этого не замечают на том основании, что «у подруги все есть, ибо родители умеют жить», или что там, за границей, «красиво живут», как видно по телерекламным фильмам. Если бы эта девочка хоть на время в воображении поставила себя на место мамы-труженицы, у нее, пожалуй, возникло бы к ней сострадание и многие эгоистичные желания отпали бы.
Вообще, в преодолении семейных конфликтов очень многое зависит от нравственного воспитания детей.
Готовя себя к будущему, каждая формирующаяся личность должна размышлять о том, как же она будет усваивать уроки родителей и сможет ли сама со временем обрести звание матери или отца. Разумеется, человека воспитывает жизнь, общество в целом. Однако главный воспитатель – семья. Поэтому не принижая роли общественного воспитания (в садике, школе, армии) и не идеализируя семейное, первенство надо отдать последнему.
Семейное воспитание имеет ряд достоинств: повседневность контактов воспитателей и воспитуемых; эмоциональная и морально-психологическая устойчивость родительского воздействия; возможность индивидуального подхода к каждому; развитие у ребенка чуткости и задушевности через положительные эмоции и пример взрослых; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; сила родительского авторитета; заложенные в семье возможности для нравственного возвышения личности, воспитания у каждого члена семьи добропорядочности, фамильной чести, формирования чуткого и отзывчивого характера человека; использование обычаев, традиций для созидания высокой нравственной культуры, исключающей националистические, религиозные и расовые преграды между людьми и народами; прочность ценностно-мировоззренческих установок отчего дома, семьи.
Не следует думать, что только родители воспитывают детей: в хороших семьях все воспитывают друг друга. И уж коль подросток претендует на роль полноправного воспитателя, то ему надо многому научиться, о многом поразмышлять и постоянно стремиться к конкретным делам и поступкам, пусть маленьким и незначительным, но полезным. Иногда вымытая посуда, пол в квартире, а не только ласковое слово, поднимут настроение матери…
Любовь, супружество, семья – мир постоянного душевного творчества любого соучастника этих величайших явлений, выработанных человечеством. Ради их процветания и утверждения не надо жалеть своих сил и энергии.
- Академия управления
- Содержание
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология идеологии белорусского государства § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки и перспектива идеологии белорусской государственности § 1. Формирование идеологии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- Глава 4. Современные идеологические концепции и доктрины § 1. Либерализм
- § 2. Консервативная идеология
- § 3. Коммунистическая идеология
- § 4. Идеология белорусского государства в виде национальной идеи
- § 5. Идеология и демократия
- § 6. Идеология и гражданское общество
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение, функции и структура Конституции Республики Беларусь
- Раздел I. Основы конституционного строя
- Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- § 2. Основные черты конституционного строя Республики Беларусь
- § 3. Политико-правовое значение суверенитета
- § 4 Характеристика основ конституционного строя
- § 5 Судебная система Республики Беларусь
- Хозяйственные и общие суды
- Раздел II. Динамика идеологических процессов Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как духовная сфера
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Идеология как основа общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- § 1. Роль средств массовой информации в идеологических процессах
- § 2. Идеологическая функция средств массовой информации
- § 3. Информационное поле Беларуси
- § 4. Идеологическое взаимодействие средств массовой информации со структурами власти
- Глава 8. Молодежные организации в идеологических процессах §1. Социальный статус и проблемы социализации молодежи
- §2. Социальное развитие и стратификация молодежи
- § 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь
- § 4. Политическая социализация белорусской молодежи в современных условиях
- Глава 9. Религия и молодежь § 1. Религия в современной Беларуси
- § 2. Степень религиозности молодежи
- § 3. Взаимоотношения государственных институтов и религиозных организаций в образовательной сфере
- Глава 10. Идеология избирательных кампаний § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 12. Парламент, молодёжь и идеология белорусской государственности § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- I этап — советский (1919 г. — конец 80-х — начало 90-х годов)
- II этап — постсоветский (1991 год – настоящее время)
- § 2. Структура и функции белорусского парламента
- § 3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики страны
- Глава 13. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- § 2. Идеология экономической политики Правительства
- § 3. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- § 4. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики и работе с молодежью
- § 2. Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- § 3. Современная экономическая политика Республики Беларусь
- Глава 15. Мировоззренческие основания и стратегические приоритеты идеологии белорусского государства § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. «Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
- § 3. Формирование ценностно-патриотических установок в сознании и реальном поведении молодежи
- § 4 Представления молодежи о любви, браке и семье
- Глава 16. Идеологическая политика в социальной сфере §1. Сущность и содержание социальной политики
- §2. Приоритеты в сфере образования
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения
- §4. Приоритеты в области социальной защиты населения
- §5. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма
- Глава 17. Практическими делами сильна молодежь Беларуси
- Примерная тематика докладов, рефератов, выступлений и дискуссий
- Сведения об авторах
- Литература