logo search
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§ 3. Основные субъекты формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь

Государственная молодёжная политика суверенной Беларуси органически связана со спецификой переживаемого Республикой Беларусь современного этапа социально-экономического и духовно-нравственного развития общества. Формирование эффективного механизма управления ею имеет характер не столько социально-технологической, сколько мировоззренческой и даже социокультурной проблемы в целом.

Государственная молодежная политика – это система целенаправленных мер властных структур по всесторонней поддержке подрастающих поколений, по формированию социально активной, высокообразованной, профессионально подготовленной, культурной, нравственно богатой личности.

В Республике Беларусь на современном этапе проявились некоторые тенденции, характеризующие специфику государственно-общественного взаимодействия в молодежной политике: во-первых, возрастающая роль государственного регулирования общественных процессов в общенациональном масштабе; во-вторых, позитивное отношение общественных организаций к власти и управлению на региональном уровне, признающих примат административных методов решения молодежных проблем.

Последнее обстоятельство, несомненно, создаёт барьеры для усиления общественной составляющей государственной молодёжной политики, сказывается на уровне активности молодёжных общественных объединений.

Конечная цель государственной молодёжной политики - создание возможностей для ее самореализации, чтобы обеспечить развитие и процветание белорусского общества не только сегодня, но и в исторически обозримом будущем. В этом и суть воспитания молодежи, которого не может быть без создания социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и личностного развития молодых граждан.

Сегодня назрела необходимость сформировать эффективный механизм достижения целей, включающий в себя меры, направленные не только на организацию молодёжи и молодёжных структур, но и на регулирование социокультурной конфигурации государственной молодёжной политики.

По мере продвижения Республики Беларусь к гражданскому обществу и правовому государству в недрах государственной молодёжной политики с неизбежностью будет возрастать роль молодёжных общественных объединений, без участия которых невозможно эффективное взаимодействие государства и общества. Это, прежде всего, связано с формированием в контексте данного движения принципиально новой парадигмы взаимоотношений между обществом и государством.

Молодёжным объединениям отводится особая роль, обусловленная статусом молодежи как социально-демографической категории населения. По мнению некоторых исследователей, она представляет собой стратегический ресурс, который не менее важен, чем наличие сырьевых, топливных и финансовых источников.

Выполняя традиционные для общественных объединений функции, молодёжные организации и движения по мере строительства гражданского общества все более приобретают статус важнейшего механизма взаимодействия социума и личности.

Одним из ключевых аспектов молодежной политики в любой стране является степень вовлечения молодых людей в процесс принятия важнейших решений. От этого зависит их доверие к государственным и общественным институтам и проводимой ими политике.

В современных условиях политизации общества ни одно из общественных объединений не может полностью устраниться от прямого или косвенного участия в социальном процессе. Для молодежных же организаций предпринимаемые государством меры повышения статуса молодёжи в принятии общенациональных решений является школой управления социумом.

С точки зрения участия молодежи в принятии решений принципиально важными являются следующие положения Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь». Учет интересов и потребностей молодых граждан, обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан; привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики и программ, касающихся молодежи и всего общества (статья 5-я). Далее: «Республика Беларусь в лице соответствующих государственных органов обеспечивает молодежи осуществление права на ... участие в управлении государством» – (статья 8-я). Закон признал молодежные общественные объединения субъектами государственной молодежной политики (статья 3), оговаривая при этом, что «государство формирует систему правовых и экономических гарантий, которые обеспечивают всем зарегистрированным молодежным объединениям равные возможности для участия в общественной жизни республики» (статья 19) и что «ни одно молодежное объединение не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всей молодежи республики» (статья 17).

Следует признать факт, что до сих пор у многих общественных объединений так и не появились эффективные механизмы привлечения молодежи к судьбоносным решениям, их декларации слабо подкрепляются практическими делами. Сегодня эффективное осуществление государственной молодежной политики осуществляют: отдел по работе с общественными объединениями Администрации Президента Республики Беларусь; Управление по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь; отделы по делам молодёжи исполкомов на региональном уровне.

Закон «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь» гласит: «Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы при разработке мер государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их предложения. Молодежные и детские объединения имеют право в установленном порядке:… участвовать в подготовке и обсуждении проектов республиканских и местных программ в области государственной молодежной политики. По решению соответствующих государственных органов представители молодежных и детских объединений могут участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов при принятии решений, которые затрагивают интересы детей и молодежи» (статья 6-я).

Для того чтобы воспользоваться Законом, создаваемой организации, в первую очередь, надо попасть в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Одно из условий – республиканская организация должна насчитывать не менее 300 членов, региональная – 50 членов.

В большинстве административно-территориальных субъектов на сегодняшний день наблюдается следующая практика участия молодежи в принятии решений: в административно-территориальной единице имеются две организации (БРСМ и БРПО), которые пользуются различными видами государственной поддержки (организационная, финансовая, информационная), и как правило, являются исполнителями (реже разработчиками) местных молодежных программ, а также входят в состав координационных советов по работе с молодежью при исполкомах, приглашаются на сессии местных советов депутатов, заседания и рабочие совещания в исполкомах, где рассматриваются вопросы молодежной политики. Прочие организации (там, где они имеются) тоже могут получить государственную поддержку, но они пока слабо привлекаются к участию в принятии решений.

Государственные органы по работе с молодежью в основном благожелательно относятся к появлению в их административно- территориальных единицах новых организаций, готовы содействовать этому процессу. Но в большей степени их волнует эффективность работы и координация усилий уже существующих молодежных объединений. Для того, чтобы повысить вовлеченность общественных организаций в процесс принятия решений, властным структурам желательно укреплять структуры БРСМ, усилив их самостоятельный статус в местных исполнительных органах, с большим доверием относиться к инициативам молодежи, считаться с мнением прогрессивных общественных организаций. В свою очередь, и самим организациям надо занимать более активную позицию, вовлекать все категории молодёжи в процессы принятия решений, растить грамотных и высоконравственных лидеров.

Основной причиной, по которой молодёжное движение не способно сегодня как единое целое выступать достойным партнером государства в области реализации молодёжной политики, как нам представляется, является отсутствие необходимого диалога, между субъектами этого движения. В этой связи государству необходимо и дальше совершенствовать механизм конструктивного сотрудничества властных структур со всем идейно-организационным спектром молодежного движения. Через молодежные общественные объединения лучше всего вовлечь самих молодых людей в процесс выработки той идейной платформы, которая помогла бы направить энергию и инициативу юношей и девушек на достижение высшей цели – созидательной деятельности во имя сильной и процветающей Беларуси. Эффективная идеологическая работа с молодежью (основанная на стимулировании молодого человека к осознанному выбору жизненных ценностей и гражданской позиции) именно это и должна предусматривать.

Молодые люди должны быть не только объектом, но и субъектом воспитания. Вопреки широко распространенному в последнее время мнению об определяющем значении в идеологической работе информационных технологий и агитационно-рекламных материалов, для большинства юношей и девушек, как показывают социологические исследования, основным источником информации является личное общение со сверстниками, а основным вердиктом – их мнение.

Поэтому в работе с молодежью следует использовать не столько печатную и электронную пропагандистскую продукцию, сколько живое заинтересованное общение воспитателей с ней (дискуссии, дебаты, круглые столы и т.п.).

Основой в пропагандистской работе с молодежью должно стать информирование о реальном положении молодежи в стране и регионах, о возможностях участия молодых людей в делах общества, изучение взглядов и мнений юношей и девушек об эффективности молодежной политики в нашей стране.

В современных условиях роль ведущей молодежной организации – ОО «БРСМ» - существенно меняется. Несомненно, БРСМ серьёзно влияет на состояние и перспективы молодёжного движения в Республике Беларусь. Во-первых, организация своей деятельностью обеспечивает социально-экономические и культурные потребности значительной части молодёжи. Во-вторых, участие в деятельности ОО «БРСМ» для молодёжи многих районов есть единственная реальная возможность использовать свой потенциал общественной активности. В-третьих, лидеры БРСМ, исходя из авторитета организации, способны «на равных» разговаривать с госслужащими, отвечающими за реализацию молодёжной политики. В связи с этим к непосредственно «молодежным» задачам добавляется и общеполитическая – пропаганда и воспитание молодого поколения в духе формирующейся идеологии белорусского государства.

Сегодня в Республике Беларусь работу БРСМ по реализации государственной молодежной политики нельзя недооценивать. Наряду с профсоюзами, Советами, он составляет опору белорусского общества. Все три ветви гражданского общества призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса.

На постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов Главой государства была четко определена составляющая идеологической работы – воспитание молодежи, а также назван основной ответственный за организацию и проведение такой работы – Белорусский республиканский союз молодежи.

Основная задача этого Союза состоит сегодня в объединении молодежи как на уровне членов организации, так и многих молодежных общественных объединений. Сейчас развернута более активная работа по консолидации молодежных объединений республики в рамках «зонтичной» структуры.

Чтобы большинство молодежных и детских общественных объединений не остались сторонними наблюдателями при реорганизации системы органов власти и управления, структур по работе с молодежью, актуальной задачей остается согласование позиций и координация усилий всех молодежных объединений для сотрудничества с государством в реализации государственной молодежной политики.

Государство определило новую роль общественных объединений и поставило вопрос о создании «центра, стержня единения» для консолидации усилий молодежных объединений в рамках структуры, которая называется Республиканский союз общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций».

Напомним, что в мировой практике в настоящее время широко распространена система объединений молодёжных организаций для наиболее полной реализации прав и интересов различных слоёв молодёжи. Подобные Национальные Советы есть практически во всех странах Содружества Независимых Государств.

Государство заинтересовано в партнерстве с молодежными организациями, создании в молодежном общественном секторе структуры, в рамках которой могло бы осуществляться согласование позиций и координация усилий всех молодежных объединений.

Если первым шагом по формированию такой структуры было создание Республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодёжных организаций», то вторым шагом могло бы стать создание при его содействии молодёжной парламентской структуры (Молодёжной Общественной Палаты), объединяющей представителей различных молодёжных общественных и политических структур Республики Беларусь. Такая структура стала бы особым демократическим механизмом для обсуждения актуальных общественно-политических вопросов молодежи и выработки согласованных решений.

Осуществление данного проекта в Республике Беларусь, как нам представляется, помогло бы объединить три субъекта воспитания: реально работающих молодежных лидеров и руководителей общественных объединений Республики Беларусь; руководителей региональных структур общественных объединений всех уровней; молодых специалистов (аспирантов и выпускников высших учебных заведений) и начинающих молодых управленцев.

С целью (объединения общества, консолидации его усилий на решение политических, экономических и социальных проблем, стоящих перед государством, необходимо использовать многолетний опыт, накопленный в работе общественных организаций и педагогических коллективов.

Прошедшее десятилетие показало, что проблемы, которые в советское время решали Коммунистическая партия, комсомол и профсоюзы, не только остались, но умножились и усложнились. Молодое суверенное белорусское государство принимает меры к их разрешению, но жизнь убеждает, что без знания и использования многолетнего опыта в работе не обойтись.

Ротация кадров в системе государственного управления требует постоянного привлечения молодых профессиональных специалистов. Однако профессионализм при отсутствии таких необходимых качеств, как гражданская позиция, лояльность к государственному политическому курсу и общественно-политическим институтам Республики Беларусь, осознание современных требований к развитию белорусской государственности, сам по себе недостаточен. Именно эта позиция является основанием для высоких требований к подготовке и воспитанию поколения, которое уже в ближайшем будущем станет определять социально-политический и экономический курс нашей страны.

Для решения этих задач необходим целый комплекс мер и долгосрочных программ с учетом новых требований и обстоятельств нынешнего развития белорусской государственности, которые предполагают формирование у молодого человека самостоятельности и чувства ответственности, выработку лидерских качеств.

Необходимо сформировать мировоззрение молодого человека таким образом, чтобы он понимал, что его успех в профессиональном становлении, личном благополучии будет зависеть от его собственной предприимчивости, целеустремленности, честности, воли и деловых качеств.

Для государственной молодёжной политики приобретают особую актуальность воспитательные, а в широком плане – социализирующие функции образовательной системы.

Сегодня основными противоречиями, влияющими на социализацию молодёжи в Республике Беларусь, наряду с различными подходами в образовании, возможностями усвоения быстро развивающихся достижений научно-технического прогресса, являются противоречия между возросшими, потребностями молодёжи (что является объективным процессом) и возможностями их реализации в процессе социализации и адаптации к реальным условиям жизнедеятельности.

Разрешения этих противоречий можно достигнуть на основе комплексного подхода к воспитанию различных категорий молодёжи, создания благоприятных условий, поэтапного усвоения ими норм и правил жизнедеятельности в различных сферах бытия.

Успешно эти проблемы можно решить сообща: с помощью и государственных органов управления, и институтов образования, и общественных объединений.

Приоритетной целевой категорией населения для проведения воспитательной работы с молодежью является студенчество – среда, в которой стихийные настроения и ориентации молодежи обычно кристаллизуются в определенные идеологические стереотипы и транслируются затем на различные слои молодежи, оказывая существенное влияние на их настроения и поведение.

Отличие студенчества от других групп молодёжи определяется двумя обстоятельствами: во-первых, студенчество специфично по своему составу, так как объединяет представителей разных слоёв общества; во-вторых, студенты являются резервом специалистов, интеллигенции, и в силу своего положения они нуждаются в более высоком уровне политической культуры, необходимом для успешной работы в качестве профессионалов и руководителей в различных сферах общества.

Опыт работы показывает, что грубейшей ошибкой было бы ставить знак равенства между количеством членов организации и степенью ее влияния. Иногда немногочисленные организации состоят из ярких, неординарных личностей, оказывающих идейное воздействие на многих в своем окружении.

Важно выявленять наиболее авторитетных лидеров и управленцев в молодежном движении как среди тех, кто уже успешно работает, так и среди перспективных молодых людей (особенно студентов высших учебных заведений).

Необходимостью должно стать регулярное проведение семинаров-тренингов, лекций и деловых игр для студентов высших учебных заведений и лидеров молодежного движения с целью получения ими теоретических и практических знаний по правовым, экономическим и этическим вопросам для дальнейшего их применения в своей деятельности.

Для проведения подобных мероприятий нужно активнее привлекать преподавателей высших учебных заведений, политиков, представителей местных органов власти, руководителей общественных объединений, психологов.

На начальном этапе важным является проведение семинаров, консультаций и «круглых столов» для участников программы, издание информационных материалов с целью определения наиболее перспективных сотрудников для работы на данном участке.

Работа в этом направлении предполагает конкретные меры по формированию и развитию качеств руководителей у молодых людей посредством прохождения ими лидерских методик.

Основным методом формирования самостоятельной и ответственной позиции такого молодого человека будет раскрытие наиболее значимых и перспективных тенденций общественно-политического и экономического развития Республики Беларусь, демонстрация наиболее ярких примеров достижений белорусской государственности и способствование выработке самостоятельных решений существующих общественно-политических и экономических проблем и задач.

Основным критерием оценки данной подготовки является эффективность, перспективность и ответственность за предлагаемые меры в сфере образования, здравоохранения, занятости, спорта, отдыха и досуга.

В рамках нашей программы предусмотрено проведение семинаров молодежного актива по лидерским методикам; семинаров для руководителей групп, работающих по лидерской программе; семинаров, консультаций и конференций для координаторов лидерской программы.

Задачи программы:

Методы выполнения проекта:

Данный комплекс мер включает конкретные мероприятия в каждом учебном заведении.

В результате реализации комплекса мероприятий подготовливаются координаторы программ; лидеры целевых групп и актив организаторов для работы с молодежью; издается и распространяется среди молодежи информационно-методическая литература по подготовке умелых организаторов и проведению конкретных мероприятий по данному направлению.

Эффективность государственной молодёжной политики и впредь будет рассматриваться как степень достижения поставленных общенациональных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов.