logo search
госы

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера, как другие области педагогической общественной практики, помимо дефицита новейших современных технологических наработок в производстве качественных культурных продуктов и услуг, испытывает еще и дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков. Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию. В решении этих проблем ведущее место, естественно, принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.

Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности.

Характерным признаком социально-культурной деятельности является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-педагогическом обеспечении.

В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

В практике социально-культурной деятельности достаточно ощутима роль такого психологического феномена, как внушение. На многосторонность и неоднозначность влияния механизма внушения - восприятия объектом информации без ее осмысления - обращали внимание В.М. Вахтеров, ИП. Павлов, К.И. Платонов и другие отечественные психологи. Метод произвольного и непроизвольного, прямого и косвенного внушения сравнительно часто используется в оздоровительных целях как средство для достижения эффекта гиперамнезии (сверхзапоминания) в спорте, искусстве, педагогике. Не менее известен эффект метода психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключенности от личного отношения к окружающему (создания панической атмосферы либо достижения всеобщего экзальтированного восторга и т.п.). При этом зараженность как социально-культурный феномен способна принимать самые различные формы - от бездумного подражания в моде до всеобщей поистине дикой и безумной исступленности. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звезд» и «кумиров». Менеджерам, педагогам, технологам, занятым в социально-культурной сфере, хорошо известно, что отсутствие при использовании заражения должной его организации, контроля и регулирования неизбежно приводит к реальному возникновению в <охэлпе» нездорового ажиотажа, массовых психологических «вывихов» и вспышек агрессивности.

Эффективность каждого из психологических методов зависит от того, насколько он соответствует ряду требований, а именно: валидности -точности измерения получаемого результата, действенности и степени адекватности исследуемой проблеме; надежности - постоянству и устойчивости получаемых результатов; трудоемкости, количеству времени и уровню квалификации, необходимым для овладения данным методом, В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента (см. подробнее о характеристике каждого из них в разделе «Социально-культурные технологии»).

Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтометрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентации.

Как известно, одна из актуальных задач в работе с участниками социально-культурных общностей (студий, учебных курсов, творческих мастерских и т.д.) - определение творческого потенциала и творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Здесь используются не только результаты специального психологического обследования, но и информация, полученная с помощью анкетирования и опросов в референтной среде. Предметом изучения в данном случае служит уровень креативности - способности ученика, студента, специалиста-профессионала к творчеству, необычным и неожиданным проектным решениям, восприимчивость к новым творческим идеям.

Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введенное в психологию П.Торренсом, имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов социально-культурной деятельности. Актуален для них и другой вывод П.Торренса о том, что уровень креативности распространяется не только на чисто организаторскую деятельность специалиста (менеджмент), но самым тесным образом связан с конкретными достижениями в учебном и профессионально-творческом труде .

В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников социально-культурных процессов - особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Она, в частности, предполагает индивидуальный выбор, проектирование и реализацию не только традиционных, но и нетрадиционных, альтернативных форм самоорганизации собственного досуга. С помощью различных видов социально-психологического инструментария мы получаем также возможность отслеживания и диагностики процессов, связанных с непрерывной интеграцией, пересечением, взаимопроникновением различных направлений социально-культурной деятельности в масштабах отдельно взятого социума - города, поселка, производственного, учебно-творческого, досугового коллектива.

С точки зрения психологии и педагогики, исходной для человекоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек - главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг. Это не взаимозаменяемая деталь, а личность со своим характером, мотивацией, склонностями и увлечениями. По существу, человек - источник и носитель интеллектуального ресурса, которым обладает любая, даже самая первичная социально-культурная общность, например, семья. Результат, качество и прибыль в реализации продукции индивидуальной и коллективной социально-культурной деятельности в конечном счете зависят от человека, от умения помочь ему раскрыть себя, максимально поддержать и поощрить его инициативу и творчество.

Исторически творческий потенциал рода воплощается не в самих по себе готовых продуктах человеческой деятельности - вещах и идеях, а в порожденных ею проблемах, предметными носителями которых служат эти продукты. Благодаря этому через содержание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и не проявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности. Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связанную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутренних соотношений и компонентов, экспериментирование с ними опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций. В сотрудничестве со взрослыми и другими детьми ребенок непрестанно преодолевает ограничения тех конкретных задач, которые ставят перед ним партнеры по сотрудничеству, инициативно выдвигает новые цели и проблемы.

Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколенной передачи.

В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициативной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рассматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши. К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения широкого круга особых словесных произведений, в которых смысл как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически укоренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей.

В восточно- и западноевропейской культурной традиции «перевертывание» издревле выступало как мощное средство расширения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей. Особое место оно занимает в жизни современного ребенка-дошкольника. Дети сравнительно рано приступают к самостоятельному конструированию перевертышей, затевая на их основе своеобразные «умственные игры» со взрослым.

Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский связывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества реализма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как нечто комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.

Следовательно, успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответствующих умений и навыков. Она определяется также и тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его деловые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его владение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессионально-творческих ситуациях.

Для характеристики и классификации профессий, востребованных и задействованных в социально-культурной сфере (в частности, в соответствии с классификатором специальностей и специализаций МГУКИ), применима широко известная в практической психологии и педагогике классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым1. Следуя этой классификации, в исключительно широкой по направлениям социально-культурной сфере за типологическую основу (критерий) выдвигается объект или предмет труда профессионалов и любителей как субъектов индивидуальной или коллективной социально-культурной деятельности.

В зависимости от того, на что или на кого направлена эта активная, преобразующая деятельность, все профессии, специальности, специализации, обладающие собственным специфическим объектом (предметом) труда в необычайно широкой социально-культурной сфере, подразделяются на следующие типологические группы: «человек - природа» (экологические, природоориентированные, природоохранные); «человек -техника» (кино- и фотодело, компьютерные, операторские, инженерные и др.); «человек - человек» (история культуры, социология, социальная педагогика, менеджмент и маркетинг, право, общественные связи, психология, режиссура культурно-досуговых программ и др.); «человек -знак» (информатика, журналистика, дизайнерские, программистские и др.); «человек - художественный образ» (режиссерские, актерские, музыкально-исполнительские, народное творчество, дизайн, декоративное и прикладное искусство, хореография и др.).

Для каждой из типологических профессиональных групп специалистов социально-культурной сферы психологами разработаны соответствующие матрицы профессиональной пригодности. Например, для педагогически ориентированных специальностей типа «человек-человек» -социальных педагогов, социологов, менеджеров по общественным связям, юристов и др. - в качестве исходных профессиональных требований к специалисту выдвигается умение активно взаимодействовать с людьми, коммуницировать, хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми; для профессий, связанных с художественно-творческим исполнительством, помимо специальных знаний, умений и навыков необходимы природная одаренность, наличие творческих задатков и способностей.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что в практике социально-культурной деятельности может быть задействована разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологических дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).

Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направление, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных социально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуальной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окружающей средой.

Не менее важное, чем психология, место в социально-культурной деятельности занимает педагогика. Так, сопряжённость культурологии и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-культурной деятельности в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента.

Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определения, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предметом педагогического компонента в любом из перечисленных вариантов всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социально-культурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.

Большое число социально активных субъектов, постоянно способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педагогический потенциал социально-культурной деятельности. Основное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного социально-культурного объекта (учреждения, объединения, организации, студии и др.), отдельного мероприятия или акции.

Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. К ним относятся:

- межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окружающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эффективных педагогических методов и технологий, выявление их социальной направленности, педагогически продуманная организация деятельности от планирования до контроля и оценки ее результатов;

- наличие сенсорных качеств (обилие и острота ощущений и восприятий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), память, способность узнавания, экстравертивность - интровертивнссгь;

- наличие характера как совокупности отличительных психических особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе её формирования; главными характерологическими чертами являются интеллектуальность (рациональность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фантазии, воображения; владение речью;

- этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть, чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброжелательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость, подозрительность, откровенность);

- эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;

- наличие или отсутствие воли - умение и готовность сознательно управлять своим поведением (целеустремленность, решительность, выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окружающих и качества, противоположные перечисленным);

- образованность (культурность) - знания, умения, навыки, вера (убеждения), идеалы, почерпнутые в результате социализации (репродуктивная деятельность) и выработанные самостоятельно (продуктивная творческая деятельность индивидуализирующейся личности). Образованность влияет на черты характера, облекая их в культурные формы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и характера человека;

- духовность; степень развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания.

Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация социально-культурной деятельности предполагает необходимость прежде всего выделения диагностического и формирующего этапов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих полному и эффективному его использованию.

В силу своей многосферности, полисубъектности, необычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-культурная деятельность опирается на теоретический и методический арсенал целого созвездия самостоятельных педагогических дисциплин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедагогику, историю педагогики, дошкольную и школьную педагогику, дефектологию (сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики), военную педагогику и т.д. В каждом конкретном случае между теорией и практикой социально-культурной деятельности, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами - с другой, устанавливаются существенные связи и отношения. Они распространяются на процессы психолого-педагогических воздействий, различные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей у различных возрастных групп и отдельно взятой личности.

Психолого-педагогическое взаимодействие и взаимовлияние наиболее рельефно и глубоко представлено в области методов и технологий социально-культурной деятельности. Пожалуй, трудно найти другую такую сферу педагогической практики, где бы так систематически и эффективно использовался богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе - обучающих и воспитательных, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.

Психолого-педагогический контекст дает возможность проследить взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально-психологических особенностей лиц, занятых в процессе производства и реализации культурных продуктов и услуг. При выборе профессии, в ходе профессионального обучения и в процессе дальнейшего становления специалиста как индивидуальная, так и групповая социально-культурная деятельность человека постоянно испытывает воздействие двух групп факторов - объективных и субъективных.

Объективные факторы - это профессиональные требования, нормы и ограничения, выдвигаемые в процессе социально-культурной деятельности к её участникам (как профессионалам, так и любителям); это наличие у каждого из них необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъективных, к которым психологи и педагоги относят имеющиеся у конкретного человека (профессионала, любителя) задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивацию и уровень притязаний его участия в социально-культурной деятельности, степень его самооценки и психологической защищенности в случае возможных ошибок и неудач.

Многолетний опыт, накопленный в различных сферах социально-культурной общественной практики, демонстрирует множество вариантов совпадения и расхождения объективных профессиональных требований с субъективными возможностями и способностями людей, занятых в различных областях социально-культурной сферы, - бизнесменов и педагогов, режиссеров и артистов.

Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.

Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам становится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профессии.

Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.

В практике многих учреждений социально-культурной сферы - при работе с абитуриентами на вступительных экзаменах, во время конкурсов на замещение вакантных должностей и аттестаций в учреждениях культуры и искусства, при приеме в аспирантуру и магистратуру и т.д. - широко используется профессиональный отбор и подбор.

Понятия «отбор» и «подбор» опираются на одну и ту же систему специальных процедур (медицинских, физиологических, психолого-педагогических), направленных на изучение и оценку профессиональной пригодности человека, его «соответствия -несоответствия» избранному им либо предлагаемому ему виду деятельности. Однако эти термины различаются по своему значению. В первом случае человека отбирают для определенной профессии (профессиональный отбор), во втором - профессии подбирают, «примеряют» к человеку (профессиональный подбор).

Существуют педагогический и психологический виды профессионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то объектом второго, соответственно, являются задатки и способности человека, его профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивации, интересы и предпочтения.

В обоих случаях отбор производится с помощью комплекса методических средств - собеседований, вербальных и проективных тестов, опросников, «батареи» диагностических аппаратурных методик, творческих заданий и упражнений.

Таким образом, психологические и педагогические компоненты в социально-культурной деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педагогическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.