logo
госы

Возникновение теории социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность берет свое начало из глубокой древности и делится на несколько периодов.

Н. А. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX – XIII  вв., монголо-татарский период XIII – XV вв., Московское государство XV – XVII вв., Петербургская имперская Русь XVIII – XIX вв., Россия Советов».

 Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, Святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли свое отражение в земледельческих, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, поговорках, байках.

С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества.

С появлением азбуки, принятием христианства, укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Развивается письменность, потребность в чтении. Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, скоморохи выступали как посредники в распространении социокультурных ценностей.

Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. В середине  XIV века после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада и возрождения искусств и ремесел.

Период XIV – XVI вв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям.

Возникают художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире.

Общественные увеселения этого периода – игрища, скоморошьи ватаги, карусели, ледяные горки.

Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность.

Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве.

Петр I провел ряд преобразований, в числе которых была создана система государственных учреждений: школы, училища, гимназии, Академия наук – 1725 г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, буквари, календари.

Традиции маскарада и праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах.  Массовое гуляние становится социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых занятий и интересов.

В XIX начале XX вв. массовая городская культура выражалась в повседневном и праздничном досуге, сочетая уклад «низов» и «верхов», симбиоз цивилизованных и сельских традиций, профессиональное и самодеятельное искусство.

Типичные формы элитарного досуга – дворянское Благородное собрание, Английские клубы – потеряли свой сословный характер, стали доступны для представителей других сословий. Здесь начали заниматься литературотворчеством, живописью, спортом.

Первое десятилетие после революции отмечено революционно-преобразовательной активностью населения в области культуры. Повсеместно создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки. На первый план в сфере свободного времени выходила «массовая» работа: митинги, общественные движение, культбригады. Во время Великой Отечественной Войны работники досуговых учреждений занимались спасением культурных ценностей, сбором теплых вещей, посылок для бойцов, художественно-массовой работой, поднимали моральный дух людей.  [23]

Эволюция культурно-просветительской работы и ее трансформация в социально-культурную деятельность в сегодняшнем понимании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной  деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере аппелировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности», что, по сути дела, означало движение от субъектно-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по прежнему подчинялось жесткому административному регламенту, тем не менее, в практике культурно-просветительской работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую показной самодеятельности.

Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты. У этой аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы. Добровольные любительские объединения явились формой включения в сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испытывавших потребность в творчестве, в самореализации и самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу единомышленников. В такой аудитории «моссовику-затейнику» явно было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительской, организационно-досуговой работы.

Таким образом, современная социально-культурная деятельность шире и многогранней прежней культурно-просветительной.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурно деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития. Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

С одной стороны, сравнивая ее с периодом пятнадцати – двадцати летней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности.

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводства средствами рекреации высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

Современная трактовка понятия «социально-культурная деятельность» (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления как культурно-просветительская работа.

Культурная деятельность – это деятельность, направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.

Социальная педагогика  сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.

Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности; её целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.