logo
госы

Понятие культурно-досуговой инновации

Традиционно в России существовала определенная система ценностей, представляющая собой наиболее значимое составляющее культуры и служащая практическим ориентиром в поведении людей. Такая ценностная система отличалась стабильностью на протяжении десятилетий и преемственностью передачи и освоения культурных стереотипов. В связи со стремительными переменами, происходящими в стране и принесшими с собой политический, экономический, социальный и культурный кризисы, для России стало характерным состояние некоторой растерянности перед лицом разнообразия западных моделей культурно-досуговой деятельности.

В настоящее время в обществе все активнее переосмысливаются представления о наиболее совершенном развитии личности, причинах социального расслоения населения, ставшего приметой времени, интенсивности потребления культурных ценностей, формировании культурных стереотипов, эстетических вкусов, норм и идеалов, расширении культурного пространства при непременном сохранении территориального своеобразия культур.

Одним из способов модернизации досуга населения ученые видят в интенсификации процесса культурно-досуговой деятельности населения, насыщении его инновационными технологиями, позволяющими интегрировать решение бытовых вопросов и интенсифицировать досуг населения.

Принимая во внимание динамику, специфику и эффективность использования инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа в России, отмечается существенное повышение популярности этих учреждений у населения. Изучение феномена успешности развития сети торгово-развлекательных центров предполагает раскрытие таких культурно-образовательных программ и мер, которые позволили бы с минимальными потерями выйти из кризисного для всей социальной и культурной жизни положения в России. Социально-культурный и психолого-педагогический анализ проблемы позволяют разработать концептуальные подходы для овладения инновационными технологиями культурно-досуговой деятельности. Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что самостоятельная ориентировка человека в новых условиях досуга возможна лишь тогда, когда он владеет инвариантной основой одного из видов предметной деятельности или методом, действиями, пригодными для любого варианта участия в деятельности торгово-развлекательных центров. В дальнейшем мы устанавливаем, что, изучив креативную направленность культурно-досугового процесса в торгово-развлекательных центрах комплексного типа, мы указываем на возможности цементирования ее фундамента с целью осуществлять конкретные социально-педагогические действия с ориентацией на улучшение социально-культурного климата в России. Тем самым, автор полагает, что данный анализ позволит раскрыть возможности оптимизации культурных процессов, непосредственно ведущей к обеспечению эффективного влияния инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения.

В последние годы в мире устойчиво проявляются тенденции глобализации, для которых характерны множества контактов между представителями разных культур, накапливание и обмен опытом.. Мы считаем, что данное исследование должно заполнить нишу в изучении и сравнении зарубежного опыта поиска инновационных технологий в культурно-досуговой деятельности с опытом отечественным. На примере Соединенных Штатов Америки - мирового лидера в развитии сферы досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах комплексного типа - мы получаем уникальную возможность познакомиться с нововведениями в этой стране, осмыслить и применить на российской почве все то ценное, что функционирует за рубежом на протяжении уже нескольких десятков лет.

В российском обществе происходит трансформация и замена важных социальных детерминант духовного мира, способствующих творческому созиданию, функционированию и развитию процессов воспитания в стране, на детерминанты потребительские. Постепенно утрачивается преемственность культурного наследия поколений, необходимого для поддержания и развития общественных связей и отношений, что, в свою очередь, приводит к культурному разобщению среди населения.

Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров обеспечивает приобщение к процессу глобализации и мировой культуре, формирование космополитической ментальности, информационная осведомленность и др.

 За рубежом темпы развития и совершенствования культурно- досуговой деятельности на порядок опережают соответствующие процессы в России. В этой связи предоставляется возможность приобщения к мировой культуре и инновационным технологиям культурно-досуговой деятельности.

Этому процессу необходимо придать динамику, ибо Россия обладает уникальными возможностями и громадным интеллектуальным потенциалом населения, наличием материальной базы, источниками финансирования, кадровым составом, что позволит с учетом отечественных культурных традиций и менталитета выстроить свой путь развития.

Инновация это новая область знания, специальных исследований, необходимых для более эффективного решения задач интенсификации и ускорения, - наука о нововведениях – стала формироваться в ответ на требование практики.

Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих. И наоборот, «инновационная боязнь» чаще всего есть следствие неудач с предыдущими нововведениями. Мир нововведений не сводится только к технологии и техники. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств.

Нововведение есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений.

В условиях ускорения общественного развития нововведения в разных сферах жизни (технике, управлении, культуре и т.п.) становятся все более частыми, непрерывными. Работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных знаний и навыков. Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы. Нововведение – это процесс, перехода некоторой системы из одного состояния в другое. Каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на всякое другое. В инноватике используется понятие «жизненный цикл», означающий стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, различать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям.

Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:

1. Разработка (фундаментальные исследования, прикладные и теоретические расчеты);

2. Проектирование (оформление документации, создание конструкций, чертежей, реализация их в опытном образце);

3. Изготовление (установочной и полной серии);

4. Использование;

5. Устаревание (исчерпание возможностей появления альтернативного новшества). Жизненный цикл нововведений включает в себя следующие стадии:

1. Зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества);

2. Освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений);

3. Диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведений на других объектах);

4. Рутинизация (нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов).

Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий.

Все нововведения систематизируются по:

- типу новшества;

- механизму осуществления;

- особенностям инновационного процесса.

По типу новшества нововведения можно разделить на две основные группы:

1) материально-технические;

2) социальные.

К материально-техническим нововведениям относятся:

• техника (оборудование, приборы);

• технология (производственные процессы);

• агропромышленные материалы (сырье и конечный продукт).

Социальные нововведения делятся на:

• экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда);

• организационно-управленческие (новые организационные структуры; формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.);

• социально-управленческие, т.е. целенаправленные изменения внутри коллективных отношений (выборность бригадиров, мастеров; новые формы гласности, воспитательной работы; создание новых общественных органов и т.д.);

• правовые (главным образом, выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве);

• педагогические (методы обучения, воспитания).

В отличие от материально-технических, социальные нововведения мало изучены. Социальные нововведения в отличие от материально-технических:

• более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой;

• большая сфера применения;

• сильнее зависимость использования новшества от групповых и личных качеств пользователей;

• не столь очевидны и доказуемы преимущества;

• сложнее подсчитывается эффективность;

• отсутствие стадии «изготовления» что способствует процесс создания новшества;

• своеобразие феномена «изобретение». Новизна чаще всего не «лабораторного», а «полевого» происхождения;

• наличие у таких нововведений своей цены. Т.е. «стрессовые точки» обнаруживаются в социальных нововведениях чаще, чем в технических.

Так же важно подчеркнуть, что между материально-техническими и социальными типами нововведений обнаруживается взаимозаменяемость. Так, производительность труда может быть повышена посредством внедрения новой техники, а также благодаря новым методам организации труда и стимулирования. В ряде случаев последние даже более эффективны и несопоставимо дешевле.

По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

• радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции);

• комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);

• модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).

По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие нововведения:

• «замещающие», которые предполагают полное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции;

• «отменяющие», или, так сказать, минусовые, которые исключают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия и не заменяют их новыми;

• «возвратные», когда после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям, и приходится возвращаться к его предшественнику;

• «открывающие», то есть создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников.

По особенностям инновационного процесса можно выделить:

• внутриорганизационные,

• межорганизационные нововведения.

Новизна бывает:

• абсолютная,

• относительная.

Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству.

Труднее с новизной относительной, у нее несколько вариантов:

- Местная новизна. Значит, новшество уже применялось на других объектах (организациях, странах), но здесь – впервые.

- Частная новизна подразумевает обновление одного из элементов изделия, системы в порядке текущей модернизации.

- Условная новизна (замена технических тканей из хлопка на ткани из синтетического волокна).

Сегодня в новых условиях хозяйствования необходимо уделять пристальное внимание разработки и использованию инноваций. Это справедливо по отношению к учреждениям социально-культурной сферы, оказывающим разнообразные культурные услуги населению. Дело в том, что культурно-досуговые учреждения – клубы, парки, музеи, центры досуга и т.п. испытывают сегодня немало трудностей с оформлением социально-культурного заказа на обслуживание трудовых коллективов, материально-техническим и финансовым обеспечением культурных программ.

В сфере культуры и досуга удовлетворяются многие духовные потребности людей: в искусстве, литературе, эстетическом освоении мира; в физической культуре, спорте и туризме; межличностном общении, в общественно-политической деятельности; в самореализации личности – рукоделии, конструировании, изобретательстве; для удовлетворения этих потребностей необходимы соответствующие условия – экономические, организационные, психологические и т.п. Создать такие условия могут и должны культурно-просветительные учреждения. На это и направлены инновации. Совершенствуя организационно-управленческие формы и культурные услуги, как платные, так и льготные, бесплатные; поиск и разработку новых организационно-методических форм культурно-досуговых занятий; планирование производства культурных услуг для различных слоев и групп населения; координацию и регулирование деятельности структурных подразделений, установление контактов со смежниками; информацию и рекламу о предлагаемых услугах; повседневное руководство структурными подразделениями (секторами, отделами), производящими культурные услуги; финансирование маркетинговых мероприятий и маркетинговой деятельности культучреждения; анализ итогов работы учреждения за определенный период и др. будет способствовать эффективной деятельности социальной сферы.

Надо отметить, что инновации, в обществе, пока что не получили повсеместного признания. Что же касается культурно-просветительной работы, то здесь практически делаются лишь первые целенаправленные шаги, за которыми, однако, большое будущее.