logo
госы

Механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности

Процесс влияния аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности определяется стремлением отдельных групп и индиви­дуумов освободится от подчинения стандартам "массовой культуры", которая "навязывается" средствами массовой информации. Средства массовой информации несут культуру для большинства категорий населения, оценивают степень и основные направления влияния на изменение ценностных ориентаций. Они создают доминирующий об­раз "человека пробующего", "человека-игрока", "человека шанса", "чедовека-индивидуадиста", "человека-авторитета", "человека-символа".

Культурно-досуговая деятельность является одновременно ре­зультатом и процессом, она формирует человеческую целостность и в то же время является результатом связанных с этим взаимодействий.

В учреждениях культуры посетитель, являясь соучастником дей­ствия, учится воспринимать общественные ценности, социальные нормы, сильнее, ярче проявляет способности, развивает склонности. Чем шире возможности учреждения культуры для предметной дея­тельности, тем выше уровень восприятия общественной жизни, ус­пешнее идет развитие творческой активности личности.

Следует особо подчеркнуть, что в технологии культурно-досуговой деятельности, наряду с общим управляемым процессом, есть и спонтан­но осуществляемый процесс. Недопонимание этого природного свойства технологии культурно-досуговой деятельности привело к тому, что новые формы, которые создавались народом, накапливались постепенно, оставались долгое время общественно неосознанными, незамечен­ными, неожиданно стихийно проявили себя будучи не реализованные в прежние годы.

Кроме этого, зачастую в технологии культурно-досуговой дея­тельности упускается из виду и значение духовных потребностей, мо­тивирующих поведение человека в специфических условиях досуга.

Сегодня следует учитывать, что люда стремятся удовлетворить свои потребности в самовыражении, критическом осмыслении своей ис­тории, в желании жить лучше. Каждый человек по-своему подходит к удовлетворению культурных запросов, но средства не всегда оп­равдывают цель. Различия в потребительских предпочтениях на­глядно свидетельствуют о том, что люди имеют тенденцию считать свою культуру решающей для всех и оценивать поведение других исключительно в этом аспекте.

Вовлеченный в деятельность учреждений культуры посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которой личные чувства — симпатии и антипатии, сопереживание и т.д. —влия­ют на положение дел, становясь соучастником действия, он воспринима­ет общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общест­венной деятельности, ярче проявляет свои способности.

К основным формам участия населения в культурно-досуговой деятельности относятся: обсуждение вопросов и принятие решений, при которых обеспечивается ясное понимание планов, целей, задач, перспектив действия учреждения культуры; систематическое повы­шение культурного уровня активистов, углубление их знаний в куль­турном строительстве через воспитание гордости за свой край, город, село, за свою фирму, предприятие; участие в подготовке и проведе­нии культурно-досуговой программы; поддержку инициативы людей и повышение их авторитета в общественной жизни города и села.

Изучение деятельности активистов учреждений культуры позво­ляет найти наиболее благоприятный вариант развития творческой и общественной активности личностн При этом надо учитывать, что процесс формирования общественной активности складывается из стремления к участию в действии и самого участия в нем. Формиро­вание активности условно можно изобразить так:

Изучение деятельности активистов учреждений культуры позво­ляет сделать вывод о том, что движу щей силой развития творческой активности личности является наличие в коллективе учреждения культуры атмосферы творческого поиска, взаимной требовательно­сти, принципиальной критики и самокритики, целеустремленности, подлинной демократии, ответственности за порученное дело.

Анализ показывает, что основными мотивами, побуждающими рабочих, тружеников села, интеллигенцию принимать участие в деятельности учреждений культуры, являются: осознание важности выполняемой работы (16,2%), увлеченность предметной деятельностью (12,3%), удовлетворенность участием в выполняемой работе (10,5%), стремление показать умения и навыки, полученные в художественной самодеятельности (26,4%), техническом творчестве (12,1%), желание поддержать авторитет учреждения культуры (21,4%).

По данным проведенного автором опроса, наиболее активный пе­риод в жизни людей, участвующих в культурно-досуговой деятель­ности на общественных началах, — 60—70 лет. По образовательно­му цензу активистов учреждений культуры можно разделить таким образом: подавляющее большинство их — люди со средним образо­ванием (59,7%), затем лица с высшим образованием (23,8%) и меньшая часть — с неполным средним образованием (16,5%). При­веденные данные позволяют сделать вывод о том, что в культурно­досуговую деятельность вовлекается наиболее грамотная часть насе­ления, и это подтверждает выводы социологов об изменении струк­туры духовных интересов людей по мере роста образования.

Следует также отметить, что 78,8% активистов учреждений куль­туры не удовлетворены свой общественной работой. Изучение мне­ния этой категории людей показывает, что причинами снижения их интереса к общественной деятельности в учреждении культуры яв­ляются: а) погоня за количеством, а не за качеством проводимых программ — 6,3%; б) навязывание форм и методов культурно­досуговой деятельности, при котором сужается простор для творче­ства. инициативы, смелых новаторских решений, — 31,8%; в) недос­таточное изучение индивидуальных черт характера человека, вслед­ствие чего ему поручается дело, не соответствующее его желаниям, склонностям и способностям; г) и наличие достаточных навыков для его выполнения — 21%; д) неблагоприятный моральный климат в коллективе учреждения культуры — 6,3%.

Не претендуя на всесторонний охват и освещение всех форм уча­стия

населения в деятельности учреждений культуры, которые видо­изменяются в зависимости от требований времени, следует обратить внимание на работу общественных советов и правлений учреждений культуры. Согласно Временному Положению о клубе, совет является органом общественного руководства, где демократия и централизм, коллегиальность и единоначалие наиболее ярко проявляются как форма организации активности населения. Это относится и к поло­жению о центрах досуга, о любительском объединении и клубах по интересам, о библиотеке.

Регулирование отношений между активистами учреждения куль­туры строится на единстве целей и задач, определяющих единую направленность действий, на согласованности в действиях, взаимо­помощи и взаимовыручке, на инициативе, творчестве, неудовлетво­ренности достигнутым, которые определяют их работоспособность и уровень коллективного сплочения

Советы учреждений культуры занимаются обсуждением отчетов, подготовкой и проведением культурно-досуговых программ, органи­зацией и проведением концертов художественной самодеятельности и выставок технического творчества

Важнейшей составной частью деятельности общественников яв­ляется подготовка предложений и утверждение их в вышестоящих инстанциях

Общественная активность населения в культурно-досуговой дея­тельности проявляется, с одной стороны, в поступках и действиях, побуждаемых мотивами, которые складываются из интересов, стремле­ний и желаний, из нравственных позиций человека, основанных на не­обходимости приложения своих сил и способностей в той или иной фор­ме, а с другой — в выработке и совершенствовании навыков, умений и способностей к организаторской деятельности в этой сфере Обществен­ная активность населения является важнейшим условием повышения качества технологического процесса в учреждениях культуры.

Характерной особенностью молодежного инициативного движе­ния в сфере культуры (в том числе и в художественной самодеятель­ности) являются поиски новых средств музыкальной, поэтической, пластической выразительности. Новаторский ду\, свойственный многим молодежным художественно-музыкальным объединениям, способствует росту популярности вокально-инструментальных ан­самблей

дискотек, клубов студенческой песни

Оценивая в целом молодежное инициативное движение в сфере культуры как явление перспективное и социально значимое, следует тем не менее отметить, что многие его формы и результаты нужда­ются в качественном улучшении. Это относится, в частности, к ре­пертуару большинства инициативных молодежных групп, исполни­тельской культуре их членов, стилистике публичных выступлений, состоянию реальных контактов со специалистами и различными общественными организациями Задача повышения воспитательного потенциала неформальных молодежных объединений, в том числе и таких, как дискотека, клубы студенческой песни, вокально-инструментальные или семейные ансамбли, является в настоящее время одной из наиболее актуальных.

Совершенствование мотивационного, содержательного и социально-лсихологического аспектов жизнедеятельности инициативных групп включает два магистральных направления: обеспечение психолого-педагогических основ работы неформальных молодежных объединений и повышение творческого и воспитательного потенциа­ла инициативных групп молодежного движения.

Содержательно и методически первое направление обеспечивает­ся за счет проектирования и осуществления таких педагогических ситуаций, которые соответствуют специфике неформальных художественно-музыкальных объединений В этой связи заслуживают вни­мания игровые, дискуссионные и поисковые (исследовательские и экспериментальные) элементы в совместной досуговой деятельности участников вокально-инструментальных ансамблей, дискотек и клу­бов самодеятельной песни. В целом педагогические ситуации, насы­щенные интересными творческими задачами и их решениями в ходе коллективного поиска, способствуют обеспечению учебно-воспита­тельного аспекта внутригрупповой жизни.

Резервы реализации второго направления заключены в система­тическом, целенаправленном результативном взаимодействии само­управляемой и управляющей систем. Качественные характеристики взаимосвязи между неформальными молодежными объединениями и организациями, профессионально занимающимися вопросами куль­турно-досуговой деятельности, обеспечиваются за счет преодоления формализма и шаблона в решении творческих задач.