Механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности
Процесс влияния аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности определяется стремлением отдельных групп и индивидуумов освободится от подчинения стандартам "массовой культуры", которая "навязывается" средствами массовой информации. Средства массовой информации несут культуру для большинства категорий населения, оценивают степень и основные направления влияния на изменение ценностных ориентаций. Они создают доминирующий образ "человека пробующего", "человека-игрока", "человека шанса", "чедовека-индивидуадиста", "человека-авторитета", "человека-символа".
Культурно-досуговая деятельность является одновременно результатом и процессом, она формирует человеческую целостность и в то же время является результатом связанных с этим взаимодействий.
В учреждениях культуры посетитель, являясь соучастником действия, учится воспринимать общественные ценности, социальные нормы, сильнее, ярче проявляет способности, развивает склонности. Чем шире возможности учреждения культуры для предметной деятельности, тем выше уровень восприятия общественной жизни, успешнее идет развитие творческой активности личности.
Следует особо подчеркнуть, что в технологии культурно-досуговой деятельности, наряду с общим управляемым процессом, есть и спонтанно осуществляемый процесс. Недопонимание этого природного свойства технологии культурно-досуговой деятельности привело к тому, что новые формы, которые создавались народом, накапливались постепенно, оставались долгое время общественно неосознанными, незамеченными, неожиданно стихийно проявили себя будучи не реализованные в прежние годы.
Кроме этого, зачастую в технологии культурно-досуговой деятельности упускается из виду и значение духовных потребностей, мотивирующих поведение человека в специфических условиях досуга.
Сегодня следует учитывать, что люда стремятся удовлетворить свои потребности в самовыражении, критическом осмыслении своей истории, в желании жить лучше. Каждый человек по-своему подходит к удовлетворению культурных запросов, но средства не всегда оправдывают цель. Различия в потребительских предпочтениях наглядно свидетельствуют о том, что люди имеют тенденцию считать свою культуру решающей для всех и оценивать поведение других исключительно в этом аспекте.
Вовлеченный в деятельность учреждений культуры посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которой личные чувства — симпатии и антипатии, сопереживание и т.д. —влияют на положение дел, становясь соучастником действия, он воспринимает общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общественной деятельности, ярче проявляет свои способности.
К основным формам участия населения в культурно-досуговой деятельности относятся: обсуждение вопросов и принятие решений, при которых обеспечивается ясное понимание планов, целей, задач, перспектив действия учреждения культуры; систематическое повышение культурного уровня активистов, углубление их знаний в культурном строительстве через воспитание гордости за свой край, город, село, за свою фирму, предприятие; участие в подготовке и проведении культурно-досуговой программы; поддержку инициативы людей и повышение их авторитета в общественной жизни города и села.
Изучение деятельности активистов учреждений культуры позволяет найти наиболее благоприятный вариант развития творческой и общественной активности личностн При этом надо учитывать, что процесс формирования общественной активности складывается из стремления к участию в действии и самого участия в нем. Формирование активности условно можно изобразить так:
-
информация о действии — потребность в действии, соучастие в действии
-
исполнитель-организатор — руководитель действия.
Изучение деятельности активистов учреждений культуры позволяет сделать вывод о том, что движу щей силой развития творческой активности личности является наличие в коллективе учреждения культуры атмосферы творческого поиска, взаимной требовательности, принципиальной критики и самокритики, целеустремленности, подлинной демократии, ответственности за порученное дело.
Анализ показывает, что основными мотивами, побуждающими рабочих, тружеников села, интеллигенцию принимать участие в деятельности учреждений культуры, являются: осознание важности выполняемой работы (16,2%), увлеченность предметной деятельностью (12,3%), удовлетворенность участием в выполняемой работе (10,5%), стремление показать умения и навыки, полученные в художественной самодеятельности (26,4%), техническом творчестве (12,1%), желание поддержать авторитет учреждения культуры (21,4%).
По данным проведенного автором опроса, наиболее активный период в жизни людей, участвующих в культурно-досуговой деятельности на общественных началах, — 60—70 лет. По образовательному цензу активистов учреждений культуры можно разделить таким образом: подавляющее большинство их — люди со средним образованием (59,7%), затем лица с высшим образованием (23,8%) и меньшая часть — с неполным средним образованием (16,5%). Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в культурнодосуговую деятельность вовлекается наиболее грамотная часть населения, и это подтверждает выводы социологов об изменении структуры духовных интересов людей по мере роста образования.
Следует также отметить, что 78,8% активистов учреждений культуры не удовлетворены свой общественной работой. Изучение мнения этой категории людей показывает, что причинами снижения их интереса к общественной деятельности в учреждении культуры являются: а) погоня за количеством, а не за качеством проводимых программ — 6,3%; б) навязывание форм и методов культурнодосуговой деятельности, при котором сужается простор для творчества. инициативы, смелых новаторских решений, — 31,8%; в) недостаточное изучение индивидуальных черт характера человека, вследствие чего ему поручается дело, не соответствующее его желаниям, склонностям и способностям; г) и наличие достаточных навыков для его выполнения — 21%; д) неблагоприятный моральный климат в коллективе учреждения культуры — 6,3%.
Не претендуя на всесторонний охват и освещение всех форм участия
населения в деятельности учреждений культуры, которые видоизменяются в зависимости от требований времени, следует обратить внимание на работу общественных советов и правлений учреждений культуры. Согласно Временному Положению о клубе, совет является органом общественного руководства, где демократия и централизм, коллегиальность и единоначалие наиболее ярко проявляются как форма организации активности населения. Это относится и к положению о центрах досуга, о любительском объединении и клубах по интересам, о библиотеке.
Регулирование отношений между активистами учреждения культуры строится на единстве целей и задач, определяющих единую направленность действий, на согласованности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, на инициативе, творчестве, неудовлетворенности достигнутым, которые определяют их работоспособность и уровень коллективного сплочения
Советы учреждений культуры занимаются обсуждением отчетов, подготовкой и проведением культурно-досуговых программ, организацией и проведением концертов художественной самодеятельности и выставок технического творчества
Важнейшей составной частью деятельности общественников является подготовка предложений и утверждение их в вышестоящих инстанциях
Общественная активность населения в культурно-досуговой деятельности проявляется, с одной стороны, в поступках и действиях, побуждаемых мотивами, которые складываются из интересов, стремлений и желаний, из нравственных позиций человека, основанных на необходимости приложения своих сил и способностей в той или иной форме, а с другой — в выработке и совершенствовании навыков, умений и способностей к организаторской деятельности в этой сфере Общественная активность населения является важнейшим условием повышения качества технологического процесса в учреждениях культуры.
Характерной особенностью молодежного инициативного движения в сфере культуры (в том числе и в художественной самодеятельности) являются поиски новых средств музыкальной, поэтической, пластической выразительности. Новаторский ду\, свойственный многим молодежным художественно-музыкальным объединениям, способствует росту популярности вокально-инструментальных ансамблей
дискотек, клубов студенческой песни
Оценивая в целом молодежное инициативное движение в сфере культуры как явление перспективное и социально значимое, следует тем не менее отметить, что многие его формы и результаты нуждаются в качественном улучшении. Это относится, в частности, к репертуару большинства инициативных молодежных групп, исполнительской культуре их членов, стилистике публичных выступлений, состоянию реальных контактов со специалистами и различными общественными организациями Задача повышения воспитательного потенциала неформальных молодежных объединений, в том числе и таких, как дискотека, клубы студенческой песни, вокально-инструментальные или семейные ансамбли, является в настоящее время одной из наиболее актуальных.
Совершенствование мотивационного, содержательного и социально-лсихологического аспектов жизнедеятельности инициативных групп включает два магистральных направления: обеспечение психолого-педагогических основ работы неформальных молодежных объединений и повышение творческого и воспитательного потенциала инициативных групп молодежного движения.
Содержательно и методически первое направление обеспечивается за счет проектирования и осуществления таких педагогических ситуаций, которые соответствуют специфике неформальных художественно-музыкальных объединений В этой связи заслуживают внимания игровые, дискуссионные и поисковые (исследовательские и экспериментальные) элементы в совместной досуговой деятельности участников вокально-инструментальных ансамблей, дискотек и клубов самодеятельной песни. В целом педагогические ситуации, насыщенные интересными творческими задачами и их решениями в ходе коллективного поиска, способствуют обеспечению учебно-воспитательного аспекта внутригрупповой жизни.
Резервы реализации второго направления заключены в систематическом, целенаправленном результативном взаимодействии самоуправляемой и управляющей систем. Качественные характеристики взаимосвязи между неформальными молодежными объединениями и организациями, профессионально занимающимися вопросами культурно-досуговой деятельности, обеспечиваются за счет преодоления формализма и шаблона в решении творческих задач.
- Оглавление
- Благотворительность и меценатство в России.
- Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры
- Влияние объективных условий на технологию культурно-досуговой деятельности
- Влияние субъективных факторов на технологию социально-культурной деятельности
- Возникновение теории социально-культурной деятельности
- Деятельность муниципальных библиотек
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности
- Информационные ресурсы менеджмента социально-культурной деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Маркетинговые технологии в учреждениях социально-культурной деятельности
- Менеджмент в культурно-досуговой деятельности учреждений культуры
- Менеджмент в культурно-досуговой деятельности учреждений культуры
- Методика создания концертного номера
- Механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности
- Молодежная субкультура и возможности социопедагогического обеспечения ее развития
- Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры
- Номер – ведущий компонент эстрадного искусства
- Общая характеристика выразительных средств эстрадного искусства
- Общая характеристика содержания и форм, средств и места культурно-досуговой деятельности
- Общественно-просветительское движение в России в XIX – начале хх веков
- Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности
- Основы коммуникационной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Перцептивно-коммуникационный процесс в технологии культурно-досуговой деятельности
- Понятие культурно-досуговой инновации
- Понятие «социально-культурная деятельность»
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Принципы социально-культурной деятельности
- Принципы социально-культурной деятельности
- Принципы эстрадного искусства
- Программирование – ведущий способ совершенствование менеджмента учреждений культуры
- Происхождение русской эстрады
- Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
- Региональная культурная политика в современной России
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы
- Реклама в культурно-досуговой сфере
- Родовые методы культурно-досуговой деятельности
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности
- Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
- Содержание, феномены и методы социально-культурной деятельности
- Социально-культурные институты
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции эстрадного искусства
- Социокультурные аспекты глобализации мирового сообщества
- Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке
- Субъекты социально-культурной деятельности
- Сущность и квалификация социально-культурных технологий
- Сущность и специфика менеджмента социально-культурной деятельности
- Теоретические основы создания эстрадного концерта
- Теория социально-культурной деятельности в общем контексте истории и методологии науки
- Технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы
- Технология культурно-досуговой деятельности как феномен
- Технологии планирования учреждений социокультурной сферы
- Функции социально-культурной деятельности
- Функции социально-культурной деятельности
- Характеристика основных жанров эстрадного искусства
- Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
- Частные методики в культурно-досуговой деятельности