logo
госы

Влияние субъективных факторов на технологию социально-культурной деятельности

Влияние субъективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности влияет косвенно, через психологию личности, социальной группы, то есть аудитории учреждений культуры или домашнего досуга, где происходит формирование личности.

В культурно-досуговой деятельности осуществляется формирование личности по отношению к окружающему миру, окружающей среды, вещей, товарищей и до самого себя, семьи и работы в диалектической взаимосвязи.

Субъективный фактор в культурно-досуговой деятельности - это целенаправленная деятельность специалистов и их актива. В культурно-досуговой деятельности понятие "субъективный фактор" чаще всего отождествляется с понятием "субъект", то есть специалист учреждения культуры.

Поэтому в культурно-досуговой деятельности этот процесс следует рассматривать как деятельность двух направленных навстречу друг другу сторон: субъекта (высокопрофессиональных специалистов учреждений культуры, его актива) и объекта (взгляды, характер слушателей, зрителей, постоянных участников художественных и технических коллективов). В процессе взаимодействия происходит взаимовлияние: субъекты передают свои мысли, отношения, оценки, чувства объекта, а объект, в свою очередь, передает субъекту свое отношение к тому, что происходит, выражает настроение, чувства. В связи с этим как основные характеристики культурно-досуговой деятельности выступают такие, как наличие спонукально-мотивационной части (потребность - мотив - цель); предмет деятельности; соответствие предмета деятельности ее мотива; наличие продукта или результата деятельности характеризуется планированием, структурнлстью, целеустремленностью (целесообразностью), предметом деятельности, основанным на удовлетворении потребностей людей и изменении их сознания.

Поэтому, прежде всего, необходимо выявить наиболее характерные черты социального самоутверждения, формы самореализации личности в учреждении культуры, следовательно, нужно охарактеризовать источники и формы: уровни, виды и другие приоритетные формы участия личности в культурно-досуговой деятельности, мотивы этой деятельности, степень удовлетворенности ею, меру ее включенности в деятельность учреждения культуры. За всем этим можно составить реальную картину влияния субъективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности.

Сильнейший субъективный фактор, который имеет влияние на технологию культурно-досуговой деятельности, - неформальное движение. Он определяет атмосферу во многих городах и селах страны. Неформальная группа является антитезой сложившейся системе воспитания, ее антиподом, который во всем ей противостоит и за счет этого существует.

До сих пор при выборе метода подготовки и проведения культурно-досуговых программ не учитывался главный момент - восприятия их человеком, которое происходит через призму нервно-психической системы. Каждый человек воспринимает их по-своему и по-своему осмысливает. Затем эта информация попадает во внутренний духовный мир личности, где происходит следующая ее объективная переработка. Внешняя информация по меньшей мере дважды субъективно осваивается личностью в соответствии с ее интеллектуальных способностей, полученного воспитания, жизненного опыта. Механизм восприятия срабатывает, если учитываются такие особенности аудитории учреждениями культуры: подготовленность, склонность (наставление), активность. При подготовке и проведении программы важно знать прежде всего определенные свойства аудитории и механизм восприятия окружающей действительности. Человек непрерывно пополняет и корректирует свои впечатления, ее опыт постоянно обогащается. И все это выражается в том или другом состоянии сознания. Поэтому новым аспектом в функционировании технологии учреждений культуры является их ориентация не на процесс воспитания, а на обеспечение процесса социализации, что по своему диапазону значительно шире. Социализация же подразумевает использование не только систем этих воздействий, но и спонтанных воздействий, с помощью которых человек приобщается к культуре в условиях досуга в его социальном значении.

Таким образом оптимальный технологический процесс - дело очень сложное, потому что, создавая условия для оптимального восприятия, которое происходит в учреждении культуры, специалисты предполагают переработку и реализацию содержания, структуры и различных средств смыслового и эмоционального воздействия на аудиторию Каждая форма-программа имеет в своем распоряжении свой диапазон действия и имеет вполне доступен для обзора духовно-практический влияние, которое происходит в определенный пределах времени и места с элементами импровизации или художественно-образного сравнения. Именно они способствуют активизации интеллекта и эмоциональной сферы человека.

Поскольку использование средств художественной выразительности строго обусловлено конкретной темой, которая сама представляет живой и острый интерес для потенциальной аудитории, отражает актуальную общественную потребность, влияет на сознание аудитории, то стремление специалистов использовать буквально весь арсенал художественных приемов, как правило, подавляет содержание программы. Ранее считалось, что достаточно включить кинокадры, слайды, музыку, выстроить их органично с тезисами выступлений по единой художественно-иллюстрационной структурой, и зрительская внимание будет обеспечена. Сейчас же художественные средства нужны только тогда, когда они способны сделать зрителя активным участником программы.

Анализ работы учреждений культуры показывает, что наиболее распространенными просчетами в организации их деятельности являются нарушения в самой структуре технологического процесса, ограничения его только передачей некоторой суммы знаний, без определенной направленности на конкретную практическую реализацию.

Каждая группа специалистов учреждений культуры представляет собой сложное по структуре социально-психологическое образование, которое имеет своих лидеров. Это наиболее подготовленные люди, которые пользуются авторитетом у товарищей, к высказываний и комментариев которых прислушиваются не меньше, чем к мнению руководителя учреждения культуры. Именно лидеры общественного мнения способны осуществить на практике принцип соборности в технологии культурно-досуговой деятельности.

Подготовка и проведение культурно-досуговых программ требует учета большого количества субъективных факторов, которые вшивают на технологию культурно-досуговой деятельности. Тему в практической деятельности учреждений культуры следует максимально учитывать всю совокупность этих субъективных факторов, максимально добиваясь гармонии коллективных и индивидуальных целей, совпадения общей направленности в деятельности коллектива с личными творческими устремлениями и планами отдельных его членов. Для достижения поставленной цели важное значение имеет методика подготовки проведения программ, которая должна бум рассчитана на написание высококвалифицированного сценария под творческим влиянием самих посетителей.

На процесс технологии культурно-досуговой деятельности огромное влияние имеет наличие в обществе социального опыта, который порождает новые качества и действия во имя высших общественных целей. Практика показывает, что большая часть населения никогда не принимала участия в подготовке и проведении культурно-досуговых программ. Поэтому положение еще остается очень серьезным - не срабатывает основной субъективный фактор сознания людей, их положительное отношение к культурно-досуговой деятельности.

Положительное влияние субъективного фактора наиболее эффективен, если цель сотрудников и посетителей учреждений культур совпадают с установками и интересами. Это, в свою очередь, требует целостного, завершающего технологического цикла, который имеет свой регулирующий направление с помощью средств смыслового и эмоционального воздействия. В связи с этим технологический процесс представляется динамической саморегулирующейся системой, которая может функционировать под влиянием субъективных факторов. При этом активность посетителей учреждений культуры, которая основывается на демократичности и общедоступности, должна постоянно стимулироваться.

В основе активности населения в культурно-досуговых программах лежат жизненные потребности и запросы, которые превращаются в те или иные мотивы деятельности и поведения в разнообразных конкретных обстоятельствах. Эти мотивы могут определенным образом направляться, регулироваться в культурно-досуговой деятельности. Стимулы как способы влияния на мотивы посещения учреждений культуры, участия в самодеятельном художественном и техническом творчестве и других видах предметной деятельности обеспечивают тесное единство общественных, коллективных и личных интересов личности. Среди субъективных факторов, которые серьезно затрудняют наиболее эффективное функционирование технологии культурно-досуговой деятельности, следует особо выделить уровень культуры различных социальных слоев населения, который обусловлен историческими, психологическими, семейными факторами, индивидуальным выбором.