logo
госы

Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности

Специфика познания культурно-досуговой сферы проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости; полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов позволяет рассмотреть досуговую деятельность как систему субъектно-объектных отношений. Типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное можно рассматривать влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты, прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Она обусловлена социально-этическими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессинальных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Свободный выбор досуговых занятий, связанный с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий, после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Она также может рассматриваться как самостоятельная подсистема социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Коммерческая деятельность учреждений культуры имеет свою специфику в общении. Общение – часть повседневной жизни в деловом мире. Под деловым общением понимаются служебные, официальные, партнерские контакты с обратной связью. Цели делового общения предполагают: заключение контракта, разрешение проблем, договоренность о чем-либо, изменение точки зрения собеседника, корректировку неправильной информации, увеличение дохода, рост личного влияния, служебный рост, приобретение новой информации. Успешное взаимопонимание людей в процессе совместной деятельности в учреждениях культуры предполагает опору на вполне конкретные модели поведения, которые характеризуются определенными правилами.

Правила – некие образцы поведения, определенные схемы, которые используются в любом виде деятельности. Первое правило связано с количеством: говори не больше и не меньше, чем нужно. Оно предписывает деловому партнеру нормы информации. Утаил информацию – есть риск остаться непонятым либо не достигнувшим своих целей, так как партнер вовремя не включился в совместную деятельность. Уход от проблемы, подмена обсуждаемой проблемы другой – и партнер оказывается в положении проигравшего. “Забалтывание” наводит на мысль о неискренности партнера, вызывает недоверие, раздражение.