logo
госы

Общественно-просветительское движение в России в XIX – начале хх веков

В современной России начала третьего тысячелетия, переживающей период постиндустриальной модернизации сложилась ситуация, в какой-то степени аналогичная той, что была в России периода либеральной модернизации второй половины XIX века - начала XX века.

В постсоветской России монополия на образовательную деятельность среди населения со стороны государственных учреждений перестала существовать. Государство не может содержать за казенный счет все необходимые обществу образовательные учреждения. Коммерциализация образования в стране стала знамением нового времени. С одной стороны, благодаря открытию целого ряда коммерческих высших учебных заведений, число студентов в стране удвоилось, по сравнению с советским периодом времени. С другой стороны, на общем фоне падения уровня жизни у значительной части россиян, коммерциализация образования привела к тому, что образование, особенно высшее, да и полное среднее тоже, перестало быть доступным всем слоям российского населения. Сегодня нарастает тревожная тенденция увеличения числа детей школьного возраста, не обучающихся в школе. Растет число малограмотных и безграмотных детей и подростков. Проблема детской безнадзорности в силу ряда причин, в том числе из-за локальных вооруженных конфликтов, стоит также очень остро.

Кроме того, во многих регионах России, особенно в российской глубинке, в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с организацией досуга молодежи и населения вообще. Система советских культурно-просветительных учреждений разрушена. Благодаря ее существованию в течение продолжительного времени, досуг советских граждан был организован в культурно-просветительном плане. Сегодня посещение клубов, библиотек, театров, музеев для большинства населения перестало быть нормой культурного досуга. Свободное время молодежи заполняется праздным времяпровождением, в лучшем случае, приобщением к массовой попкультуре, не дающей подлинно духовного развития человеческой личности. Подлинной проблемой в прошлые годы стало пристрастие к азартным играм, в основном к игровым автоматам.

Рост алкоголизации, наркомании, патологической игромании среди населения России сегодня, и, особенно, среди молодежи, сопровождается ростом числа преступлений и хулиганских выходок. Борьба с подобными явлениями просто невозможна вне развития учреждений образования и культуры. От развития образования и культуры в конечном счете зависит прогресс общества и успех постиндустриальной его модернизации.

История культурно-просветительной деятельности общественных организаций и частных лиц в дореволюционной России является одним из богатейших пластов отечественной истории. Он изобилует прекрасными примерами подлинного служения делу просвещения народа лучших представителей отечественной интеллигенции.

Исторический опыт просветительства в дореволюционной России представляет собой мало изученный и чрезвычайно интересный опыт общественной самодеятельности в условиях самодержавного политического строя общества. Те демократические традиции, которые были заложены в недавнем историческом прошлом нашего общества, сегодня дают свои новые всходы в условиях коренного реформирования российского общества. Привлечение передовой общественностью народных масс к решению насущных проблем в сфере образования и культуры в дореволюционную эпоху заслуживает сегодня, как никогда, изучения и осмысления, так же, как и вся прочая общественная деятельность той эпохи, направленная на развитие демократических традиций.

Культурно-просветительная деятельность интеллигенции началась в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века, развивалась волнообразно (от подъема к спаду и снова к подъему) в период либеральных реформ и активно продолжалась в последующее время, вплоть до революционных событий 1917 года.

У её истоков стояла народническая интеллигенция. Именно в ее среде родилась идея возвращения со стороны интеллигенции народу долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом. Интеллигенция просвещенная и образованная, занимаясь умственным трудом, жила за счет физически трудившегося народа, темного, суеверного, неграмотного, не имевшего доступа к образованию и культуре. И передовые умы интеллигенции озаботились поиском путей возвращения народу своего долга в виде знаний. Одним из таких путей стала частная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательного уровня народа.

В 1870-1880-е гг. происходит постепенное восстановление прежней численности культурно-просветительных организаций и учреждений. И к 1890-м годам культурно-просветительная работа общественности вошла уже в стабильное русло. Она уже была оформлена в организационные рамки - различные просветительные общества. Число просветительных организаций за последнее десятилетие XIX в. быстро выросло по всей стране. Равно наблюдался и быстрый рост числа самих просветительных учреждений для народа. Наконец, общественная просветительная деятельность была признана правительством, и приняла конкретный характер благодаря правительственным узаконениям.

Кроме того, властные структуры общества стремились создать через сеть проправительственных общественных организаций свои собственные культурно-просветительные учреждения, в значительной мере финансируемые государством и, соответственно, являющиеся проводником государственной идеологии и политики в народные массы.

Ещё самих участников движения, а позже исследователей его развития, волновал вопрос о том, насколько культурно-просветительным движением Россия обязана Западу. Летописцы просветительного движения в этой связи изучали зарубежный опыт. Некоторые из них приходили к выводу о прямом заимствовании Россией из стран Запада конкретных форм просветительных учреждений. Другие, напротив, этого заимствования не признавали и подчёркивали различия между культурно-просветительными учреждениями в России и их аналогами в Германии, Англии, Франции, США и других странах.

Эти различия коренились, прежде всего, в том, что в нашей стране общее среднее образование вплоть до революции 1917 года было недоступно широким слоям населения, тогда как правительства в странах Запада уже в XIX веке ввели всеобщее обучение. В этой связи деятели просветительных учреждений в России ставили себе не те узкие задачи, которые решали просветители в странах Европы и Америки. Ведь в этих странах народное образование развивалось благодаря совместным усилиям государства и общества. Поэтому просветительные учреждения на Западе по большей части носили либо конфессиональный характер, либо характер углубленной профессиональной подготовки населения. Российские деятели просвещения, напротив, помимо решения с помощью культурно-просветительных учреждений узких или более частных образовательных задач, преследовали более широкие образовательные и культурные цели. Для них просветительство было чуть ли не единственной формой легальной общественной деятельности.

Влияние западного опыта в просветительном движении явно присутствовало в России второй половины XIX века. Но оно явилось лишь отправным толчком для начала подобного движения в России. Сама интеллигенция всегда являлась носительницей образования и культуры в стране и одновременно ретранслятором культуры в массы народа. А поскольку со времен Петра I и Екатерины II российская интеллигенция получала образование в западном, прагматичном духе, и все больше ощущала свой культурный отрыв от народных масс, постольку уже в XIX веке она пыталась соединить полученное ею образование и приобретенные ею культурные ценности с народными массами. Перенося на российскую почву западнические культурно-просветительные начинания XIX века, российская интеллигенция обогащала их новым содержанием и развивала сами формы работы с населением. Поэтому культурно-просветительное движение, возникнув в России под влиянием Запада развивалось у нас весьма самобытно, превратившись в итоге в российский феномен.

Предлагается следующая периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности за весь период ее существования (этапы в свою очередь распадаются на отдельные периоды времени).

I этап - 1859 - 1890 гг. - становление культурно-просветительной деятельности в России - делится на следующие периоды:

- 1859г. - начало 1860-х гг. - зарождение культурно-просветительной деятельности;

- вторая половина 1860-х годов - первая половина 1870-х годов - разгром ряда организаций и процесс спада в просветительстве;

- вторая половина 1870-х годов - 1880-е годы процесс восстановления просветительных организаций и учреждений;

II этап - 1890-1904 гг. - стабилизация и подъем просветительной деятельности- он распадается на такие периоды:

- первая половина 1890-х гг. - начало подъема в просветительстве, численный рост организаций и учреждений;

- вторая половина 1890-х гг. - дальнейшее развитие просветительной деятельности по нарастающей. Появление официозных организаций-участниц движения (Попечительство трезвости). Превращение культурно-просветительной общественной деятельности в стабильную общественную самодеятельность, поставленную государством в законные рамки;

- с начала XX века до первой революции в России (1900-1904)- дальнейший рост движения, принятие властью новых правил в 1901-1902 годах в отношении просветительных учреждений, появление новых видов организаций в движении.

III этап - 1905-1916 гг. - культурно-просветительная деятельность в новых исторических условиях - распадается на следующие периоды:

- первой революции (1905-1907 гг.) - в эти годы наступил существенный перелом в просветительстве: всплеск общественной активности в сфере просвещения, новые условия - явочный порядок открытия организаций и учреждений, новые виды просветительных организаций и учреждений, в том числе чисто пролетарских или крестьянских;

- реформ и политической реакции, затем оживления рабочего движения (1908-1913 гг.) - в эти годы репрессии властей были направлены против членов просветительного движения, организаций и учреждений. От этого сплоченность в движении усилилась. Консолидация просветительских сил происходила на разных съездах, в том числе деятелей народных университетов и других. Рабочее представительство действовало в просветительных организациях и учреждениях. Усилилось влияние социал-демократии в просветительных учреждениях. Активно включились в просветительную деятельность органы местного самоуправления (с 1911г.). Начался подъем просветительной работы кооперативов (1913г.);

- первой мировой войны (1914-1917гг.) - некоторый спад в просветительной деятельности в связи с мобилизацией в армию многих активистов, оживление деятельности проправительственных организаций и органов самоуправления, а также кооперативов по организации здорового досуга народных масс в условиях действия сухого закона.

Выделение внутренних периодов в двух последних, и главных этапах культурно-просветительной деятельности связано, как с историческими событиями в стране, так и с изменениями в самой просветительной деятельности.

Так, выделение в отдельный период первой половины 1890-х годов связано с тем, что в это время страна, пережив тяжелейший аграрный кризис 1891-1892 гг., постепенно вышла из него, и, примерно, с 1893г. вступила в полосу оживленного промышленного развития. В годы аграрного кризиса к проблемам просвещения народа, к избавлению его от темноты и невежества одновременно обратились представители разных слоев общества. Главным образом, это была интеллигенция, люди разных профессий и званий, которые сформировали свои просветительные организации и создали просветительные учреждения, видя в этой деятельности путь к выходу из аграрного кризиса и к подъему народного хозяйства, к повышению культурного и жизненного уровня крестьянства. Причем прямую связь между неурожаем, голодом, эпидемией в стране и общественной инициативой и самодеятельностью в сфере просвещения народа подметили практически все современники, начиная от чиновников из правительства, Департамента полиции МВД, учебного ведомства и заканчивая прогрессивно настроенными общественными деятелями, педагогической общественностью и другими лицами.

Вторая половина 1890-х годов - это период, уже связанный с промышленным подъемом в стране. Потребность новой промышленности в квалифицированных кадрах диктовала новые, более утилитарные и прагматические задачи в сфере просвещения народа. Быстрое индустриальное развитие, рост числа городов и промышленных центров, урбанизация населения - все эти изменения выдвинули на первый план проблемы народного образования. К решению задач повышения культурно-образовательного уровня трудящихся обращаются не только общественные деятели, связывающие напрямую дальнейший прогресс страны, с развитием образования народа, но и государственные чиновники ведомства образования, а также непосредственные организаторы промышленного производства - предприниматели, то есть владельцы фабрик, заводов и других предприятий. Неслучайно, именно в 1895 году впервые был поставлен вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения в стране.

Быстрый рост культурно-просветительных организаций и принадлежащих им учреждений в стране, оборачивается новыми проблемами для правительства. Страх перед тем, что значительная часть населения получит возможность приобщиться к плодам образования вне казенной школы, толкает правительственные структуры, в первую очередь Департамент полиции МВД, а также ведомство просвещения, к принятию различных мер ограничительного характера. Активизируется под давлением власти просветительная работа епархиального ведомства, а также наиболее активно разворачивается по всей стране деятельность официозной общественной организации - Попечительства о народной трезвости. Таким образом, через эти организации государство также включается в просветительную деятельность.

Дореволюционный период - 1900-1904 гг., это период, когда в преддверии революции, государством были приняты новые правила в отношении разных видов просветительных учреждений, в частности в 1901 и 1902 гг., что, безусловно, было результатом размаха просветительства в стране. Заметим, что это были правила не смягчающего характера, которые могли бы несколько ослабить нарастающий революционный накал в обществе. Напротив, реакция правительства на рост революционных настроений в обществе, была прямо противоположной - правила открытия и деятельности учреждений просвещения и культуры были еще более ужесточены. Позитивным моментом стала лишь передача всех просветительных обществ, действующих и вновь открываемых, из ведения МВД в Министерство просвещения в 1902 году. Это несколько облегчило процедуру их открытия. Поэтому культурно-просветительное движение продолжало разрастаться в первые годы XX века. С начала века зародились некоторые новые начинания, например, появились самостоятельные общества народных чтений и библиотечные общества, заработали специальные комиссии санитарно-гигиенических знаний, а также получила воплощение в жизнь идея создания народных домов.

Следующий решающий (III) этап в развитии просветительства, начинается в годы первой революции в России и продолжается вплоть, до революционных событий 1917 года. За это время культурно-просветительная деятельность разрослась по масштабам, в России возникли новые виды просветительной работы, появились новые участники самого культурно-просветительного процесса.

Можно сказать, что из чисто общественной самодеятельности, подвижничества интеллигентных слоев населения 50-60-х годов XIX века, в XX веке выросло широкое движение со многими составляющими. Политический спектр этого движения был представлен всеми политическими течениями того времени - от правительственно-монархического до либерально-демократического, и до революционно-демократического течения.

На протяжении этого этапа были свои внутренние, существенные подвижки и изменения в развитии культурно-просветительной деятельности.

Рубежными, в развитии просветительной деятельности в России, можно назвать годы первой российской революции - 1905-1907 гг.

Первая революция в России создала уникальные условия для развития общественной культурно-просветительной деятельности. В условиях сохранившейся в России монархии впервые в годы революции было дозволено легальное создание различных общественных организаций, в том числе совершенно новых для общества - политических партий, профессиональных союзов. В то же время было позволено более свободно организоваться всему обществу по его интересам, в том числе в просветительные организации, кооперативы и т.д.

Революция привела к небывалой до того активности трудящихся масс, их самодеятельности. Наряду с интеллигентскими организациями и их культурно-просветительными учреждениями, стали возникать пролетарские, крестьянские и других низших слоев общества (приказчиков, мелких служащих и т.п.), организации. Некоторые из них, которые являлись прямым порождением революционного времени, как, скажем, рабочие клубы, уже в ходе революции и после ее поражения были разогнаны властями.

Хотя клубная деятельность рабочих масс возобновилась позже, в условиях правительственной реакции, но эти клубы уже не были теми революционными учреждениями трудящихся, каковыми они являлись в 1905-1906 годах. Клубной деятельностью занимались и нетрудящиеся массы в этот период.

Многие же, из созданных в годы революции просветительных учреждений, сохранились, уцелели, и в дальнейшем также участвовали в просветительной деятельности.

Важнейшим революционным завоеванием общественности стало разрешение властей явочным путем открывать различные культурно-просветительные учреждения для трудящихся масс.

В годы первой революции в России культурно-просветительная работа обогатилась новыми формами. Во внешкольном образовании народа, например, в этот период появилась новая, высшая ступень образования для трудящихся - народные университеты, идея создания которых возникла еще в 1890-х гг.

Затем можно выделить период между двумя революциями в России -1908-1916 годов, в развитии культурно-просветительной деятельности.

Годы, последовавшие за первой революцией, ознаменовались разными явлениями в просветительной деятельности. В период правительственной реакции, в частности, усилился нажим на просветительные организации и учреждения, с другой стороны, осуществление ряда реформ, и в первую очередь аграрной, а также подготовка введения начального всеобуча в стране, создало новые возможности для культурно-просветительной работы, особенно в сельской местности.

Начало промышленного подъема в 1909 году не могло не отразиться и на состоянии народного просвещения, и на культурно-просветительной работе. Проблема внедрения начального всеобуча в эти годы, особенно после 1908 года, поставила внешкольную работу на совершенно небывалую до этого высоту. Развитие внешкольного образования в стране было признано учебным ведомством во главе с министром просвещения А.Н. Шварцем важнейшей государственной задачей, решение которой позволило бы ликвидировать в стране неграмотность взрослого населения.

Для дальнейшего развития культурно-просветительной работы, расширения ее масштабов и качественных ее изменений большое значение имело активное включение местных органов самоуправления в решение задач внешкольного образования после 1911 года, когда на Общеземском съезде культурно-просветительная работа получила должное признание, как одно из важнейших направлений деятельности земств.

Рост числа кооперативов по стране и обращение внимания кооператоров на решение культурно-просветительных задач, тоже сыграли немаловажную роль в дальнейшем развитии просветительной деятельности. Пик культурной работы кооперативов пришелся на 1913 год. Но и в последующий период о спаде говорить не приходится.

События первой мировой войны, в которую втянулась Россия с 1914 года, двояким образом отразились на состоянии культурно-просветительной работы. Из-за военных расходов и трудностей военного времени (например, из-за мобилизации в армию активных и деятельных участников культурно-просветительных учреждений) произошел некоторый спад в культурно-просветительной работе. Но, с другой стороны, вынужденное "отрезвление" страны, возникшее с введением сухого закона в 1914г., привело к быстрому росту потребностей в культурно просветительных учреждениях и мероприятиях. И чем дольше длилась война, чем больше разрушений она приносила стране, тем очевиднее для всех прогрессивно мыслящих людей России становилось, что выход из войны и восстановление экономики страны будут просто не возможны без культурной работы с населением, без развития образования народа.

Поэтому в годы первой мировой войны культурно-просветительная деятельность общественных организаций, в первую голову просветительных - обществ грамотности, обществ содействия народному образованию, библиотечных обществ, обществ народных чтений, обществ народных университетов и многих других, а также кооперативов, не только не прекращалась, а напротив, всеми возможными средствами продолжалась. Попечительство трезвости, земские органы, кооперативы в годы войны сосредоточили свои усилия на создании таких комплексных культурно-просветительных учреждений, как народные дома. Перспективные планы строительства сети народных домов у этих организаций имелись и на 1916, и на 1917 годы.

Но революционные события 1917 года в стране закрыли эту страницу в истории существования культурно-просветительных учреждений. В Советской России будет открыта иная страница в истории народных культурно-просветительных учреждений. Но основная база для культурной работы в советское время будет заложена в те дореволюционные годы, к которым мы обратились в нашем исследовании.

На фоне распада советской системы культурно-просветительных учреждений и современной коммерциализации образования и культуры особенно важной, на мой взгляд, в прошлом опыте является та основа, на которой организовывалась просветительная деятельность. Речь идет не о чистой благотворительности, поскольку многие дореволюционные культурно-просветительные учреждения не были бесплатными. В то же время, стоимость пользования ими была доступна для самых материально необеспеченных слоев населения. Не говоря уже о совершенно бесплатных учреждениях, как, например, народные библиотеки-читальни.

Важнейшее положение из дореволюционного просветительного исторического опыта, которое может быть усвоено и использовано сегодня состоит в том, что культурно-просветительные учреждения для народных масс никогда не были средством и формой для наживы капиталов. Их учредители не составили себе на своих учреждениях состояний. Напротив, многие (хотя далеко не все) из них работали в этих учреждениях совершенно безвозмездно. При этом они привлекали для существования данных учреждений помимо своих личных средств, общественные средства и те небольшие доходы, которые давали сами эти учреждения (имеется в виду плата за посещение народных университетов" рабочих курсов, народных театров и т.п.) Основным видам культурно-просветительных учреждений, возможно несколько измененным, вполне может быть найдено место в нашей сегодняшней жизни. Имеются в виду народные чтения, бесплатные библиотеки-читальни, народные дома или клубы, театры, музеи, а также воскресные школы, курсы, народные университеты. Эти учреждения могли бы сегодня стать объектом совместной деятельности предпринимателей и представителей научно-педагогической общественности - преподавателей университетов, учителей школ, деятелей культуры и многих других лиц и общественных организаций. Кроме того, многогранный показ как позитивных, так и негативных сторон просветительной деятельности общественности в России в 1859-1917гг. позволяет восстановить историческую справедливость в отношении того реального вклада в повышение культурно-образовательного уровня россиян, который внесли либерально-демократические организации и деятели просвещения, а также монархические организации. Следует отметить, что одним из важных популистских мотивов резкого ограничения игорной деятельности на территории РФ вплоть до создания игорных зон, является игромания - патологическое влечение к азартным играм. Наличие у определенной категории граждан проблем со своевременным прекращением участия в азартных играх, пари и лотереях существует повсеместно, где это разрешено. Полагаю, что действующее законодательство по организации и проведению азартных игр, должно в первую очередь учитывать интересы здоровых граждан, тем более, что даже определить количество граждан с определенными проблемами по отношению к азартным играм невозможно, в связи с отсутствием какой-либо официальной статистики. В действующем законодательстве отсутствуют какие-либо нормы, защищающие граждан с патологическим влечением к азартным играм, а наоборот такой гражданин должен потратить денег больше, чтобы добраться до игорной зоны, там находится, и по возможности вернуться домой. Большинство игорных заведений в мире привязано к гостиницам, туристическим центрам, курортам, мегаполисам или районам вблизи них. Исходя из этого, разумно было бы рассмотреть принцип зонирования и принцип совмещения горной и туристической деятельности. Неразумный выбор принципа размещения игорных заведений с высокой степенью вероятности приведет к организации подпольных игорных заведений, борьба с которыми потребует большого количества людских и денежных ресурсов. Обратной стороной борьбы с нелегальными игорными заведениями может стать повышение коррупционной составляющей.