logo
госы

Технология культурно-досуговой деятельности как феномен

Особенности сферы досуга дают возможность выполнить одновременно целый ряд заказов в ходе одной игровой программы вечера игры, игрового общения. Причем во время игры у каждого участника могут расширяться набор заказов, меняться заказ, переставляться акценты в мотивации участия в игре: например, пришел на необычную по форме развлечение, желая приятно провести время, но по ходу программы нашел серьезные вопросы к самому себе и сформировал свой заказ; или наоборот, пришел на лекцию по знаниям, а по ходу программы сформировал заказ и на "роскошь общения", и на "карнавальную праздничность". Предлагаемые реальные заказы (осознаваемые мотивы), предлагаемые мнимые заказа (без мотивации) и потенциальные заказы (латентные мотивы) находятся в сложной динамической соотнесенности. Успешность работы с такой структурой заказов на игровой программе определяется деятельностным подходом к составляемым с программой тем и проблем.

Ведущими (отправными, стартовыми) темам программ, которые предлагают для их совместной разработке участники, могут быть любые темы по проблематике "Человек": жизненный путь, отношения, социокультурная рефлексия (искусство и наука) и т. п. Установлено, что различные контингента участников по-разному, но с неизменным интересом берутся за совместная разработка таких человеческих ценностей, как помощь, радость, дело, успех.

Таким образом, коллективная игровая деятельность, рассматриваемая через призму воспитания, понимается нами как процесс порождения культурно-воспитательного потенциала в самой личности.

Построение суб'єктно-суб'єктних отношений в ситуации коллективного восприятия и воспроизведения тематической синтетической игровой программы существенно определяет многочисленные аспекты и компоненты художественно-коммуникативной деятельности.

Формирование отношений между зрителями - участниками тематической игровой программы определяет возможную глубину и в раскрытии темы. Успешное восприятие каждого эпизода программы предполагает адекватную психологическую готовность участников. их отношение к средствам выразительности, до уровня эмоциональной и діяльнішої включенности прямо зависит от уже сложившихся межличностных отношений, от степени ролевой пластичности, что оказывается участниками, от широты ролевого диапазона (имеются в виду социальные, межличностные, внутренне-групповые, индивидуальные роли и жизненные ролевые амплуа). Так, в одних важных эпизодах для восприятия окажется роль "наблюдателя", в других - "творца".

Принцип развития отношений предполагает также овладение процессом групповой динамики, умение определить в каждый конкретный момент ведения игры наиболее важные подсистемы отношений. Так, в одних эпизодах игровой программы наиболее важными окажутся отношения "ведущий - аудитория", в других: "участники - выступающие - участники - зрители", в одних наиболее важным может оказаться степень знакомства участников друг с другом, в других - то, в какой степени участникам программы удалось снять психологическую дистанцию.

Особую роль принцип развития отношений играет в тех программах, тематическое содержание которых составляет межличностная коммуникация и непосредственное общение, потому что успешное раскрытие темы "общения" предполагает открыта построение отношений общения в различных видах и формах непосредственно в программе. В такого рода программах принцип развития отношений существенно определяется принципом творческого соучастия, реализация которого допускает построение отношений партнерской равенства, атмосферу творческой инициативы, готовности к свободному самовыражению, то есть различные проявления высокой степени субъективности участников. В целом же реализация принципа развития тношений осуществляется с помощью тех четырех методов, которые названы выше.

На современном этапе развития форм, жанров, методов, приемов КПР и практической психологии программа общения может быть определена как синтетическая импровизационная массовая досуговая программа. ее традиционность, или инновационность содержания и формы, выглядит так. Традиционными являются элементы, из которых программа состоит, - средство, методы, приемы из области лекционной пропаганды, клубной педагогики и педагогики взрослых, активного и интенсивного учений, социально-психологического тренинга, психологического консультирования и коррекции, студійно-театральной педагогики и психодрамы, самодеятельного художественного творчества, коллективной игровой деятельности, тематической и танцевальной дискотеки, физической культуры и спорта.

Основными средствами (техниками, приемами), которые используются в процессе подготовки участников к коллективной игровой деятельности, являются:

- дискуссионный анализ, который привлекает к коллективного типа поведения, что, в свою очередь, уменьшает внутренне-групповую напряженность и активизирует в межличностном взаимодействии спонтанные реакции;

- групповое обсуждение проблемной ситуации, особенно эффективно для решения воспитательных задач в работе с ситуациями нравственного выбора;

- ситуационно-ролевые и персонажно-ролевые игры с драматической конфронтацией (драматический конфликт), которые дают возможность индивидуализировать ролевые проявления участников в предложенных обстоятельствах, которые задаются собственному сценарию, предложенному ведущим программы;

- элементы тренинга сензитивности, построенного в первую очередь на невербальных языках (мимика, пантомима, взгляд, тактильный контакт);

- элементы группового консультирования;

- лекционные фрагменты, которые чаще всего является введением в разработку какой-либо темы или проблемы активными методами;

- собственная художественное творчество (изобразительная, литературное, музыкальное), которая дает возможность выразить себя каждому участнику программы, утвердить свое "Я" и получить гораздо более точную, чем в большинстве жизненных ситуаций, реакцию на свою личность большого числа доброжелательно настроенных людей;

- групповой персонажно-ролевой пение, который выступает средством индивидуальной ролевой активизации и обще-групповой консолидации (например, общий круг, то есть "братская поддержка");

- танцевально-пантомимические фрагменты, направление на развитие чувства "МЫ", формирование психологических феноменов групповой сплоченности, навыков встраивания себя в различные групповые структуры, навыков движения по шкале "лидер-аутсайдер" и тому подобное, а также психофизиологических, релакционных (оживление кровообращения, снятию напряжения, которое накопило, предотвращения утомляемости) феноменов; - антология человеческого общения, жанр, который предполагает общение с наследием писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, врачей, ученых, в котором ярко и талантливо разработаны проблемы человеческих отношений (Монтень, Достоевский, Швейцер, Бахтин, Вампилов, Володин, Окуджава, Станиславский и др.);

- слайды-программы; они обслуживают различные виды релаксации (отладочную, мобилизующую, тонизирующее, вдохновляющую, что снимает напряжение, успокаивает), обогащают формы общения. Они представляют собой средства включения актуальной сознания в более широком смысле, чем собственно микросреда.

Стратегия включения в коллективный игровую деятельность должна ориентироваться на групповую динамику со следующими социально-психологическими механизмами и соответствующими этапами.

Первый этап. Построение коммуникативной диспозиции: снятие психологических дистанций, позитивный настрой участников на интенсивное рекреативное общения друг с другом и с организаторами игры.

Второй этап. Актуализация творческого потенциала, формирование общей творческой атмосферы с помощью активизации воображения, повышение степени субъективности, поведенческой воли, готовности к новациям, неожиданностей, способность к азарта, риска.

Третий этап. Формирование игровой основы с целью коллективного погружение в игру и длительного пребывания в ней; формирование адекватного стартового ролевого синдрома (подбор ролей, который определяет состояние каждого участника как человека играющего); актуализация ролевой пластичности, ролевой переключаемости участников (с учетом ролевой ригидности или пластичности каждого); актуализация ролевых амплуа (из набора, свойственного данному индивиду), система которых определена конкретным сценарию данного вида, формы, жанра коллективной игры.

Актуализация содержит в себе ситуацию "вручение роли" группой данному участнику через ассоциирование его личности с конкретным литературным (литературно-сказочным) героем или другим образом, социокультурным символом. Она также провоцирует коллективное творчество по созданию сюжетных ситуаций, которые реализуют межличностные отношения в системе врученных ролей-символов, а затем и изменение ролей и сюжетных ситуаций с целью расширения ролевых диапазонов участников.

Четвертый этап. Формирование готовности сложившейся контактной группы (или ассоциации) к социально-продуктивной коллективной деятельности, что имеет педагогическую направленность на внешний социальный объект, который вторгается в жизнь социального объекта с деятельно-преобразовательными целями, которые реализует на данном объекте социально значимые воспитательные задачи через систему игровых ситуаций.

Как принципы выступают:

- деятельная равноправная соучастие досуговой общности (коллектива) в процессе создания зрелищной формы и в исполнительском процессе, без разделения на артистов и зрителей. Демократизм, самодеятельность, публичность и творческая активность-нормы зрелищной работы досугового коллектива;

- структурность зрелищной форме, то есть структурная соответствие зрелищного процесса его педагогической эффективности;

- культура формы, то есть включенность зрелищной массовой фермы в культурную традицию, ее преемственность, высокий культурный фон.

Из сказанного очевидно, что формам зрелищной массовой работы мы добавляем социально-художественный характер, именуя их в дальнейшем социально-художественными массовыми формами. их можно конкретизируйте следующим образом:

- праздничность. Психологическая динамика играющего коллектива в зрелищной форме определена особым духовным состоянием, для которого характерно острое переживание личностной духовной свободы приобщение к высших ценностей социума и безграничных творческих возможностей. Разумеется, это понятие включает в себя и состояние высокой скорби, и трагического катарсиса в ритуалах памяти и обрядовых праздниках.

- обрядовый начало. Социально-художественные массовые формы выполняют функции социализации личности, включая ее в пространство социальной жизни, программируя и регулируя поведения в группе, то есть обрядовыми формами (если понимать обряд как общественный механизм или изменение содержания социального статуса). Кроме того, проектирование новой формы должен учитывать возможность ее регулярного повтора за счет восстановления содержания в рамках стабильной структуры - конечно, опираясь на некоторую реально существующую групповую духовно-социальную обрядовую потребность. Это касается не только обрядов посвящения в профессию и свадебный обряд, но и тематических форм;

- коммуникативность. Срок имеет тройной аспект. Во-первых, способность (и возможность) членов общности в различных свободных контактов с наращиваемой интенсивностью. Во-вторых, динамика этой контактности, которая способствует развитию сплоченности группы до уровня коллектива с последующим выходом в продуктивную социальную деятельность. В-третьих, коммуникативность, направленная вовне, то есть способность играющего коллектива влиять на окружающую социальную среду с целью включения в совместную деятельность новых членов. Здесь коммуникативность становится фактором накопления коллективом собственного педагогического потенциала;

- документализм. Социальная группа в коллективной игровой взаимодействия превращает свое бытие, опираясь на реальности своей жизни, своих социальных нужд и на факты своей судьбы. Фрагменты другой реальности становятся содержательным предметом внутренне-коллективной игровой действия только при условии их включения в коллективное сознание группы как своего материала, как реальности, которую можно отождествить с реальной жизнью группы;

- игровое начало. Социально-художественные массовые формы базируются на коллективной игровой взаимодействия, которая допускает систему ролей и проходит как коллективный творческий процесс построения идеальной модели социального бытия данной общности. Игровой начало фактор создания коллективного нужного будущего согласно идеалов и норм общественного сознания. В связи с этим игровая поведение в социально-художественных массовых формах имеет комплексный характер, то есть включает в свой спектр социально-ролевое, художественно-ролевое, ритуалізороване, карнавальное и другие виды игрового общения;

- зрелищность. Она понимается как система выразительных средств, который образуется с помощью синтеза искусств (зрелищный синтез) и которая использует систему культурных символов, произведенных традиций. Коллективный характер игровых отношений требует выразительности, видимости, выразительности и символического значения ценностно-нормативных установок играющего коллектива. Поэтому зрелищность социально-художественных массовых форм является главной задачей при организации досуга в коллективе.

Структурность, закономерность, конструктивность формы обязательны 8 том смысле, который она (возникнув с деятельностью группы) аккумулирует в себе социальный опыт группы, ее систему целей и ценностей, а также сохраняет и совершенствует структуру ролей в группе, сохраняет стабильность группы и ее деятельностную энергию, направленность. Разрушение структуры культурного формы (или ее непродуманное проектирование) тормозит и искажает саму деятельность, поскольку искажается система стереотипов общения, поведения и самочувствие, что консолидирует группу.

Отметим, что сочетание социально-педагогического и культурологических аспектов в конкретной формообразующие деятельности имеет диалектический характер и поэтому является органическим, а не случайным и навязанным явлением, если только создаваемые социально-художественные массовые формы усваиваются дозвіллєвим коллективом, становятся традиционными элементами его общественного быта, культурной традицией. Это соответствует современной теории культурной традиции, которая имеет одно из основных положения о том, что традиция - фундаментальная стабильная единица культуры, способна к ситуативных изменений, то есть до включения инноваций в свою структуру.