logo
госы

Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры

Недооценка роли учреждения культуры в мотивационном развитии личности повлияла на организацию культурных процессов, вызвала у людей недоверие к демократическим формам культуры.

В этой связи проблема деятельности учреждений культуры в мотивационном развитии личности является одной из наиболее актуальных. Мотивационное развитие личности немыслимо без подъема престижа роли учреждений культуры как фактора обеспечения национально-культурной специфики и самобытности локальных культур, осуществления поиска социальных механизмов и культурных ценностей (идей, символов).

На деятельность учреждений культуры в мотивационном развитии личности оказывает свое воздействие большое число объективных и субъективных факторов. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый. Как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система учреждение культуры способно выполнять специализированные функции в определенных политических и социально-экономических условиях.

Диспропорция творческой и коммерческой деятельности в учреждениях культуры, которая постоянно увеличивается, указывает на начало культурной дивергенции между идеей максимального соответствия культурной реальности и реальным состоянием учреждений культуры.

Поэтому деятельность учреждений культуры, не обеспеченная оптимальным соотношением творческой и коммерческой деятельности, вызвала усиление дестабилизирующих факторов, потерю приоритетов мотивационного развития личности.

Существенным здесь является не только фактическое признание коммерческой и творческой деятельности как синтеза составных компонентов культурно-досуговой деятельности, но и понимание их границ в построении технологического процесса в учреждении культуры.

Совершенствование деятельности учреждений культуры в мотивационном развитии личности на основе оптимального взаимодействия коммерческой и творческой деятельности возможно при опоре на стабильно-динамический и дифференцированный подходы, являющиеся источником равновесия и пассионарноети национального духа.

Поэтому актуальность нашего исследования определяется противоречием между потребностями общества в мотивационном развитии личности и отсутствием знания у специалистов о природе, структуре мотивационной сферы личности, условиях и механизмах развития социально-ценных мотивов личности и фактического отсутствия этого процесса в учреждениях культуры.

В новой социокультурной ситуации появились противоречия между декларируемыми идеями и реальной их включенностью в процесс жизнедеятельности людей, не исследованы механизмы формирования мотивов в различных условиях реальности; не выявлены ценностные ориентации личности; социально-педагогические условия

функционирования творческой и коммерческой деятельности учреждения культуры.

Следовательно, актуальность проблемы обусловлена реальными потребностями населения в деятельности учреждений культуры по мотивационному развитию личности, остротой тех задач, которые стоят перед ними, прежде всего в подборе специалистов культурно-досуговой деятельности с широким общехудожественным кругозором, высокими ценностно-эстетическими ориентациями. В условиях перехода к рынку только знание мотивации, вызывающей активность организма и определяющих направленность поведения личности специалистами учреждения культуры, создают возможности для её самореализации, творческого самосовершенствования. Управление этим процессом на уровне разнообразных групп населения, ориентации на создание условий для оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности позволит предельно интегрировать все аспекты этого социально-педагогического явления.

Степень научной разработанности проблемы. Специального исследования, направленного на разработку концепции мотивационного развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности, не проводилось.

Анализировать научную литературу, посвященную проблеме мотивационного развития личности, с позиции сегодняшнего дня сложно. Это связано с тем, что мотив как предмет исследования является той сферой жизнедеятельности людей, в которой наиболее полно отражаются все стороны общественной системы.

В трудах отечественных философов был поставлен и проанализирован на уровне современного знания ряд актуальных аспектов взаимоотношения общества и личности: проблема активности сознания, взаимодействия личности и социальной среды, диалектика социального и биологического, сочетание общественных и личных интересов личности, движение, противоречивость, необходимость, отражение и др. Это позволило создать научную базу для разработки общей структуры мотивационного развития личности, обосновать особое значение культуры как важнейшей сферы общественной жизни, которая определяет необходимость формирования мотивации у личности в современных условиях.

Сущность культурно-досуговой деятельности и ее место в духовной жизни общества. Культурно-досуговая деятельность – это сложное и динамичное явление духовной жизни, сердцевину которой представляет творческий процесс, состоящий из совокупности специфических компонентов и элементов, где коммерческий компонент является важной составной частью.

Отсюда смысл создания условий для мотивационного развития личности состоит в том, чтобы обеспечить как можно большее число разнообразных культурно-досуговых форм, дающих личности возможность перемены предметных занятий, в определенных ситуациях, где смысл становится конечным субъективным продуктом.

Для динамического развития культурио-досуговой деятельности прежде всего актуально наличие идеалов в обществе, целей и ясности функций учреждений культуры, мотива у личности, пристрастно отраженного в предмете.

Суть концепции мотивационного развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности заключается в непрерывности мотивационного процесса, в котором условия его протекания, предметы, объекты, операции и действия объективируются смысловыми отношениями.

Определение понятий творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры подтвердило четкие различия между ними на основе предметности мотива. В то же время их объединяют общая цель, тождественность задач, что делает их неразрывными компонентами единого технологического процесса в учреждении культуры. Синтез творчества и коммерции - основополагающий признак технологии культурно-досуговой деятельности - базируется на совокупности экономических, социально-педагогических и личностных факторов, интегрируемых в тесном взаимодействии. Соотношение между ними многопланово и динамично. Более существенный эффект достигается в том случае, когда личностные факторы доминируют в творческом процессе, поскольку потребности, мотивы, интересы, цели, установки у личности сильнее и подвижнее социально-педагогических и экономических факторов.

Концепция мотивационного развития личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности позволяет регулировать многофакторными, многоцелевыми, многоальтернативными ситуациями, возникающими в жизни. Поэтому мотивационное развитие личности в учреждениях культуры следует строить на ситуационной основе в максимально возможном соответствии с изменениями микро- и макро-социума. Это ставит перед специалистами учреждений культуры задачу перманентного преодоления обыденных представлений и сложившихся стереотипов в содержании, формах и методах профессиональной деятельности, что позволяет постоянно влиять на мотивацию посещения личностью учреждения культуры.

Одно из ведущих оснований технологического процесса в учреждении культуры есть приобщение личности к общечеловеческим ценностям, новым значениям и смыслам, то есть основным "кодам" культуры на основе перцептивно-коммуникативного смыслообразования.

Своеобразную регулирующую роль в восприятии и интерпретации происходящего в учреждении культуры эффективно выполняет образ (представление) желаемого результата, предвидение изменения объекта. В этом плане ассоциативное восприятие происходящего следует рассматривать как творчество, обусловленное активностью воображения (целой гаммой эмоций), возникающих в перцептивно-коммуникативном процессе. При всей сложности и противоречивости этого процесса, он закономерно способствует реанимации феномена творческой деятельности. Творческая деятельность не только обеспечивает "внутреннюю" жизнедеятельность учреждений культуры, но и является фокусом, концентрирующим их внешние взаимосвязи с

другими компонентами системы, в которую входят данные учреждения.

Качественное преобразование деятельности учреждений культуры в условиях нового хозяйственного механизма, предусматривающего резкое повышение их экономической самостоятельности, возможности укрепления контактов с любыми организациями, расширение платных услуг, предоставляемых населению, требуют от специалистов учреждений культуры нового экономического мышления, знаний в области финансово-хозяйственной деятельности, умения эффективно оперировать экономическими категориями, овладения маркетингом, рекламой и паблик рилейшнз. Решение этих проблем возможно осуществлять через экономический метод, который позволяет учреждениям культуры достичь самостоятельности в накоплении и расходовании финансовых средств, укреплении материально-технической базы, стимулировании труда сотрудников, переходе на новые формы труда. Экономический метод повышает рентабельность деятельности учреждений культуры за счет мотивационно-стимулирующих форм творческой и коммерческой деятельности.

Гармонизация мотивов посещения учреждений культуры комплексно отражается в творческой и коммерческой деятельности через многообразие эмоций, художественных вкусов людей, их стремление к образному восприятию действительности. Отсюда соотношение творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры зависит от степени знания субъектом социально-психологических закономерностей взаимодействия личности и общества, от умения и навыков вовлекать личность в среду художественного отображения ее собственного духовного состояния, формируя тем самым мотивационное развитие личности.