logo search
grigoreva_e_i_sovremennye_tehnologii_socialno_k

Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом

Сложившаяся в конце XX века система организации досуга за рубежом свидетельствует о том, что это, в первую очередь, огромная материально-техническая база свободного времяпре­провождения, которая включает учреждения искусства, казино, танцевальные залы, стадионы, национальные парки, гостинично-туристический сервис и самые разнообразные центры досуга - от детских зоопарков и игротек до клубов пенсионеров. Причем различные виды и средства информации, включая компьютеры, кино-теле-видеоаппратуру и иную продукцию развитой индуст­рии, поставлен на службу индивидуальной и семейной культур­ной деятельности.

В странах рационального досуга потребление общекультур­ной, художественной информации, массовое просветительство занимают приоритетное место, ибо оно определяет уровень культурно-досуговых потребностей. Создаются благоприятные условия для процветания «высокого искусства» и занятий твор­чеством. Деятельность Министерств культуры основывается на принципах: смягчение глубоких социальных и культурных раз­личий между отдельными слоями и группами; максимальная доступность потребления культурно-досуговых услуг и развитие демократических процессов в культуре. Среди конкретных мер на 2000 год, например, во Франции:

• новая тарифная политика в учреждениях культуры и ис­кусства, поэтапное снижение стоимости билетов;• с 1 января 2000 года в 33-х национальных музеях, 98 на­циональных культурно-исторических памятниках - бесплатное посещение 1 раз в месяц (воскресенье):

• в престижных театрах (Комеди-Франсез, Шайо, Театр де ля Коллин, Авиньонский театр, Национальный театр Страссбурга) 1 раз в неделю (по четвергам) введена единая минимальная цена 50 франков;

• бесплатное посещение молодежью до 18 лет всех учреж­дений культуры, искусства, досуга, находящихся на государст­венном финансировании;

• система специальных льготных абонементов, «Персональных чеков» на все виды культурно-досуговых программ;

• улучшение материального положения творческой интел­лигенции, освобождение от налогов художников, скульпторов;

• освобождение от налогов частных вложений в культуру, искусство. Очень развито поэтому меценатство: выгодно вкладывать деньги в культуру;

• в каждом департаменте, городе, коммуне создаются Центры культурной информации, Центры художественного творчества, специальные курсы художественного образования (30% францу­зов занимаются любительским художественным творчеством, где образовательные программы определяют высокий исполни­тельский уровень, мастерство;

• создана Национальная карта художественных Центров по интересам, находящихся в разных уголках Франции, для более эффективного информационно-методического обеспечения их деятельности;

• практически все объекты культуры включены в инфор­мационную сеть Интернета;

• с 1998 года открыты около 200 «мультимедийных цен­тров культуры» для обучения заинтересованных в доступе к культурной информации через компьютер;

• государственная поддержка ведущих культурных ком­плексов Франции в работе с населением: культурный Центр Жоржа Помпиду - как очаг отечественной культуры универ­сального типа, как научно-методический центр; Немецкий центр Гете; Австрийский культурный центр; Нидерландский культур­ный центр; Польский культурный центр; Финляндский культур­ный центр.

В 1994 году открыт Культурный Центр Сервантеса - как очаг испанской культуры. В его программе:

• мемориальная выставка испанских живописцев;

• экспозиция, посвященная испанскому композитору Ма­нуэлю де Фалье (1876-1946). В течение двух месяцев: серия лек­ций в форме диалогов известных музыкантов, художников, ком­позиторов, журналистов; концерты камерной музыки; выступле­ния танцовщиков фламенко; материалы биографии о тесной свя­зи с Дебюсси, Равелем, Дягилевым, Стравинским, Пикассо; вы­ставка фотографий и портретов; встречи, гастроли; издание ка­талогов; тематические выставки, в т.ч. в подлиннике экспонаты эпохи «Дягилевских сезонов» как дань русской культуре и ее деятелям. Отделения Страссбургского КЦ действуют более чем в 40 странах Европейского Союза и арабского мира, Японии, Бра­зилии, США.

Серьезная манифестация искусства в таких культурных цен­трах подтверждает бесспорность мысли, что культура неделима и является своеобразным языком, главным символом взаимопо­нимания и содружества.

В США популярны Культурный центр Дж. Кеннеди и от­крытый в 1997 году в Лос-Анжелесе Центр Гете. Этот дорого­стоящий элитный культурный комплекс площадью 44 га открыт всем социальным и этническим группам. Его структура: музей, художественные галереи, образовательные центры, интернет-кафе, сад с библиотекой и киноплощадкой, танцевальные залы, бассейны, фонтаны, беседки, трамвайная дорога до вершины ближайшей горы, - позволяет вести культурно-досуговую работу по всем направлениям, открывать бесплатные филиалы в про­винциях.

В Северной Америке вообще очень развит образовательный досуг под девизом «используй свой шанс». Клубная культура сильна издавна, поскольку американцы - пришлый народ на континенте. Сама жизнь диктует стремление консолидироваться по интересам. Масса всевозможных объединений, движений,

миссий, общин; все они имеют свои программы с четко опреде­ленными целями, охотно включаются в проведение исследова­ний в области планирования отдыха, влияют на реформы в обра­зовании, здравоохранении, устройстве городов и пригородов.

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства. Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина­ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы­ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи­зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи­вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки. Много полезной и увлекательной информации получают посетители парков, организованных по тематическому принци­пу: «Мир Диснея», «Волшебная гора» в Колифорнии, «Лайон Кантри Сафари» в Техасе, «Молл оф Америка» в Блумингтоне, Космический парк в Нью-Йорке, аквапарки, специализирован­ные детские парки, гидропарки. Опыт парковых систем США быстро распространяется по планете.

В США пользуются Интернетом 67% населения (в России -3%). Калифорнийский университет провел исследования по про­блеме: «не мешает ли живому общению, живому обмену инфор­мацией увлечение компьютерами?» и опубликовал «Исследова­ние цифрового будущего», которому подверглись две с лишним тысячи граждан США всех возрастов и профессий. Выяснилось: три четверти опрошенных (75,3%) не чувствуют, что родственники и друзья игнорируют их, когда они «сидят» в веб-чатах. Более того, большинство пользователей Интернета заявили о по­зитивном влиянии электронной почты, веб-сайтов, он-лайнового общения на их способность заводить «живых» друзей, на обще­ние в семье. Главным плюсом Интернета были признаны именно дополнительные возможности общения, положительное влияние на школьные оценки. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио. Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех­нологий являются автоматизированные базы (банки) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин­ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней­шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про­грамму введения в Сеть полного объема информации о многове­ковой китайской культуре.

Таким образом, начиная с 70-х, с первых ЭВМ, выглядевшая тогда утопичной идея «безбумажного общества» становится все более актуальной. Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян­но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат­мосферу» Земли - инфосферу. Отсюда поиск более эффективной адаптации в новых условиях:

• создание в 1958 г. Мирового центра научной и техниче­ской информации;

• развитие индустрии программных и аппаратных средств информатики;

• идея создания инфопарков;

• идея создания Мировой библиотеки в Интернете.

Возникает объективная необходимость новой этики, новых Законов, регулирующих права и обязанности, степени ответст­венности: государства - за информационное общество, инфор­мационного сектора - перед обществом, информационного ра­ботника - перед всеми общественными институтами и конкрет­ным гражданином.

Очень модны выставки. Музейная политика развитых стран ориентирована и на отечественную, и на мировую культуру. Яв­ляясь популярными культурно-просветительными учреждения­ми, музеи не пребывают в состоянии стагнации, а постоянно привлекают посетителей новыми формами и новыми идеями.

Так, 1997 год в Голландии был объявлен годом Петра I (ров­но 300 лет назад 25-летний российский царь прибыл сюда учить­ся многим ремеслам, что до сих пор составляет предмет гордости голландцев). В связи с этим были организованы три престижные, с размахом, выставки в Амстердаме: «Плененные льдом» - ко дню экспедиции В. Баренца к берегам Дальнего Востока; «Петр Великий и Голландия», где представлены более 300 экспонатов из русских и голландских собраний; «Екатерина Великая - им­ператрица и покровительница искусств», состоящая из разделов: «Реформы Петра и Екатерины», «Заговор Екатерины», «Екате­рина и церковь», «Екатерина и эпоха Просвещения», «Личная жизнь Екатерины», «Екатерина - меценат и коллекционер». Ты­сячи людей: от школьников до ученых мужей посетили выставки благодаря их информационному освещению, рекламе, тематиче­скому и визуальному разнообразию.

Часто привлекает уникальность самих музеев: Музей чело­века в Канаде, Музей Библии в Иерусалиме, Музей магии во Франции, Музей слонов в Южной Африке, Музей восковых фи­гур мадам Тюссо, Музей Шерлока Холмса в Англии и т.п.

Распространены в западноевропейской культуре бйеннале -музейные, хоровые, певческие. Это всегда открытие чего-то ново­го, свежие идеи, оригинальные «путешествия» во времени и про­странстве. Огромную роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации, которые рас­полагают собственными материальными средствами и независи­мы в своей деятельности. Так. действует Общество любителей танцев - более 600000 человек. Они объединяются в клубы, ис­полнительские коллективы, пропагандируют традиции народно­го танца, нанимают хореографов, балетмейстеров для обучения своих детей в студиях, кружках. Профсоюзы Германии субсиди­руют многочисленные культурные ассоциации, проводят за свой счет различные культурно-просветительские акции. Большую информационно-просветительскую работу среди населения ве­дут Центры гуманитарной культуры по формированию общест­венного мнения и вовлечению в социально-культурную деятель­ность населения. .

Направления их работы:

• сбор, обработка, доставка гуманитарной помощи в горя­чие точки планеты;

• выделение материальных средств жертвам фашистских репрессий в международном масштабе;

• проведение съездов, встреч бывших узников концлаге­рей, блокадников Ленинграда, назначение им пенсий;

• участие в реституционной политике государства, контроль за возвращением художественных ценностей в их родные страны;

• реабилитация безымянных захоронений времен войны и т.п.

Много музеев выдающихся немецких композиторов, писате­лей, которые считаются гордостью нации. Они ведут очень ак­тивную культурно-просветительную работу с населением, тури­стами. Зарубежные информационно-просветительские техноло­гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве­дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст­вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом­ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель­ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи­низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой.

Любой из отдыхающих может стать слушателем Центра усовершенствования. Образовательные программы по искусству, менеджменту, писательскому и журналистскому мастерству, из­дательскому делу, Центр конференций, встречи с артистами, сценаристами, режиссерами; спецкурсы по книжному дизайну, электронным средствам печати, журналистике в области искус­ства; прикладному творчеству. В мастерских и творческих лабо­раториях можно реализовать самый смелый проект.

Спрос рождает предложение. Поэтому в социальном досуге Франции много модных сегодня объединений: «постмодерни­стов»; увлеченных уфологией (НЛО, полтергейст), парапсихологией (явления на подсознательном уровне), инструментальной транскоммуникацией (общение с душами умерших), магией, не­традиционной медициной. Ежегодно собирается Салон парапси­хологии, предсказаний и природной медицины, представляющий многие, в т.ч. запредельные клубы, ассоциации. В рамках его: конференции, дискуссии, открытые консультации, публикации и выступления в СМИ. 55000 только официально зарегистриро­ванных ясновидящих, экстрасенсов ведут при центрах досуга открытый прием всех желающих. Социологи предполагают, что массовый интерес к подобному - не результат невежества, а по­пытка выйти за рамки информационных стандартов. Обществен­ность Франции давно настаивает на реформе общеобразователь­ной школы, а пока в сфере свободного времени ищет ответы на вопросы, возникающие в жизни и воображении.

В США популярны психологические тренинги, культ здоро­вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле­чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об­раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики. Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис­тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче­ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха. Масса тренажерных и спортивных залов, площадок; мо­лодежные центры на побережье, включающие обустроенный пляж, спасательные службы с секциями по обучению плаванию, катанию на водных лыжах, гидроциклах, легкоатлетические клу­бы и тренажерные комплексы, открытые ринги, системы радио­вещания для информационно-просветительской работы с отды­хающими. По данным статистики 1997 года, число американцев, участвующих в различных видах активного спорта, более чем в три раза превышает число наблюдателей спортивных зрелищ. Информационно-рекламные агентства и СМИ предлагают рецепты похудения, омоложения, культуризма, долголетия, психологического комфорта.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду­стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ­ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.