logo search
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§ 5 Судебная система Республики Беларусь

Судебная власть является одной из трех ветвей власти. Основы ее конституционно-правового статуса закреплены в гл. 6 Конституции Республики Беларусь, а также в законах “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, “О Конституционном суде Республики Беларусь”, “О хозяйственных судах в Республике Беларусь”, в Хозяйственном процессуальном кодексе и в других нормативных актах.

Судебную власть осуществляют все судебные органы снизу доверху. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

Основой для деятельности судов является Конституция, принятые в соответствии с ней нормативные акты, а также судебные прецеденты.

В судебную систему Республики Беларусь входят:

Конституционный суд;

общие суды;

хозяйственные суды.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Влияние Конституционного суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь. Сфера действия общих и хозяйственных судов определяется их территориальным уровнем. Систему общих судов составляют: Верховный суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Систему хозяйственных судов образуют Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд Минска (хозяйственные суды городов и районов пока не созданы).

Конституционные принципы правосудия

Принципы организации и деятельности судебной власти – независимость при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно, недопустимость уменьшения вознаграждения, независимое финансирование). Правосудие осуществляется только законно избранным судьей. Недопустимо создание чрезвычайных судов.

Важнейшим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей граждан (народа) в качестве народных заседателей, которые привлекаются к исполнению этих обязанностей по решению коллегиальных представительных органов (в отличие от общего порядка назначения судей Президентом).

В рамках судебной системы устанавливаются кассационная и надзорная инстанции, позволяющие свести к минимуму количество судебных ошибок.

Суды подчиняются только Конституции и закону. Они независимы от влияния иных властных структур, руководителей судов политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий.

Для отправления правосудия характерна гласность разбирательства. Лишь в исключительных случаях процесс может быть объявлен закрытым для всех, кроме участников процесса.

Конституция закрепляет коллегиальность рассмотрения дел в суде и только в предусмотренных законом случаях она осуществляться единолично судьями.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Конституционный Суд Республики Беларусь

Правовой статус Конституционного суда определяется Конституцией (ст. 40, 59, 60, 112, 116, 122 и др.), а также Законом “О Конституционном Суде Республики Беларусь” от 30.03.94 с последующими изменениями и дополнениями и Регламентом Конституционного суда Республики Беларусь, принятым решением Конституционного суда от 18.09.97 с дополнениями от 11.06.01.

В действующей в Республике Беларусь Конституции установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. В настоящее время в составе суда 12 судей, т.е. он полностью сформирован. Срок полномочий судей – 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд рассматривает дела и по предложению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, палат Парламента Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Таким образом, Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распорядительных органов.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Согласно ч. 1 ст. 116 и ч. 4 ст. 122 Конституции Республики Беларусь граждане вправе обжаловать в Конституционный Суд решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ст. 38 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь” заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

В Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован порядок реализации положений тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30.03.94. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

В статье 9 закона предусмотрено, что законы, декреты и указы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.

В законе изменены сроки, а также процедура оглашения и принятия итогового решения Конституционным Судом. По завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют “за” или “против” и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь не может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина.

Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.