26. Технология консультирования в социальной работе.
Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.
Социальный работник в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции людей самых разных профессий: юриста, психолога, педагога, социального менеджера и даже священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социономическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Но все же по своей сути оно ближе к психологическому консультированию. Поэтому, как нам представляется, правомерно социономическое консультирование называть социально-психологическим.
Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А. А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:
• доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;
• ориентация на нормы и ценности клиента;
• запрет давать советы клиенту;
• анонимность консультирования;
• включенность клиента в процесс консультирования;
• разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.
Многие ученые (В. Ю. Меновщиков и др.) выделяют два вида консультирования: контактное ("очное") и дистантное ("заочное"). Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.
Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности.
Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопонимания с клиентом. Представляясь клиенту, консультант разъясняет свои профессиональные возможности.
Затем начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема. В ходе интервью консультант может выдвинуть несколько гипотез о проблеме клиента и обсудить их, задавая вопросы. Потом консультант излагает одну проверенную фактами гипотезу и уясняет возможности клиента в решении этой проблемы.
На следующем этапе интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда желаемое будет достигнуто. На этом этапе важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознанием собственных возможностей в ситуации интервью. Консультант дает рекомендации, которые способствуют тому, чтобы переживаемые клиентом в ходе беседы изменения, привели и к изменениям в его поведении. Затем с клиентом обсуждаются различные варианты решения его проблемы, создаются условия для выбора им альтернатив.
На завершающем этапе интервью консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности клиента. Консультант предпринимает усилие по изменению мыслей, действий, чувств клиента вне ситуации интервью, в его повседневной жизни. Для этого очень важно, чтобы интервью заканчивалось своеобразным домашним заданием по закреплению установок на изменение поведения клиента. В ряде случаев на данном этапе интервью консультант может порекомендовать клиенту обратиться к специалисту из смежной области или прочитать определенную книгу, которая может быть ему полезна.
Следует также отметить, что на завершающей стадии интервью некоторые консультанты подключают и метод мини-тренинга. Его применение позволяет сформировать у клиентов необходимые им навыки поведения путем кратковременных тренировок. Например, консультант может предложить клиенту "проиграть" ситуацию схожую с его проблемой и затем обсудить его ошибки и ограничения в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению его мыслей и действий в реальной жизни.
Специфическим видом консультативной деятельности является дистанционное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.
Особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности, который формирует у клиента фантазийный образ консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия. Значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Основные же приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.
Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке или скрибо-терапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия в том или ином городе (районе) службы "телефона доверия", телефона у клиента, а также из-за его нежелания с глазу на глаз встретиться с социальным консультантом. К тому же, как справедливо отмечает ряд исследователей (В. Ю. Меновщиков и др.), для отдельных категорий населения (заключенные, отбывающие наказание) консультирование по переписке может быть единственной возможностью получить жизненно важный совет, средством, способным предотвратить беду. При этом следует признать, что консультирование по переписке во многих случаях служит лишь начальным, переходным этапом к непосредственной социальной помощи.
В рамках социономического консультировании можно выделить такие виды: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, консультирование по вопросам занятости населения, корректирующее консультирование специалистов (супервизорство).
Особым видом социономической консультативной деятельности является консультирование по вопросам занятости населения. Консультативный процесс по проблемам занятости населения включает в себя несколько этапов. Для упорядочения работы консультантов центров занятости, безработный сначала попадает к диспетчеру, который осуществляет первичную консультацию. В его обязанности входит: получить информацию у клиента о цели обращения в службу занятости населения; предложить клиенту ознакомиться с информацией, расположенной в информационном зале на стендах, на экранах монитора; ознакомиться с документами клиента; направить обратившихся граждан к соответствующему специалисту-консультанту; равномерно регулировать поток впервые обращающихся граждан, выдавая им памятки (номерки) с указанием даты и времени приема того или иного специалиста. Если первичная информация для клиента оказывается недостаточной, то он направляется на более обстоятельную информационную беседу, которая продолжается до 30 минут. В ходе ее проведения консультант предоставляет клиенту информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.
Важным этапом консультативной работы по вопросам занятости является профессиональное консультирование. В ходе его проведения изучаются профессиональные интересы клиента, выявляются психологические и психофизические особенности личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личностная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроением и плохим самочувствием. Такие люди испытывают определенные; трудности в общении как с близкими людьми, так и с потенциальными работодателями.
Во время профессионального консультирования с целью выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности, может проводиться профотбор. В ходе профессионального консультирования широко применяется тестирование клиентов по методике "Карта интересов". С ее помощью определяется их склонность к одному из направлений профессиональной деятельности: "человек — природа", "человек — техника", "человек — художественный образ", "человек — человек". Затем идет совместное обсуждение перечня профессий, входящих в направление, и определяется та из них, которую выбирает клиент.
Профессиональное консультирование завершается выбором профессии, аргументацией в пользу выбранной профессии и направлением клиента к консультанту по трудоустройству.
- 10 Исторические модели социальной работы в России
- 1 Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы.
- 4. Основные сферы, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Актуальность проблемы развития теории социальной работы.
- 8.Социальная работа как специфический вид практической деятельности и ее основные компоненты.
- 9. Социальная работа как система.
- 10 Исторические модели становления социальной работы в России.
- 11. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 12. Развитие системы общественного призрения в конце 19 –нач. 20 вв.
- 13. Социальная работа в послереволюцонный и советские периоды.
- 15. Основные модели социальной работы за рубежом ( на примере зарубежной страны).
- 16. Сущность и содержание социальных технологий.
- 17. Сущность и классификация технологий социальной работы.
- 19. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 22. Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Сущность и технологии социального прогнозирования и моделирования.
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 26. Технология консультирования в социальной работе.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 28. Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 29. Технологии работы с пожилыми людьми
- 1. Социальное положение и психические особенности пожилых людей
- 2. Пожилой человек в семье
- 3. Медико – социальная реабилитация пожилых людей
- 4. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей.
- 5. Социальное попечительство над пожилыми людьми
- 29. Сущность и технологии с.Р. С пожилыми людьми.
- 30. Технология социальной работы с инвалидами.
- 31. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 32. Технологии соц. Работы с безработными
- 33. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах.
- Глава 2. Федеральный закон рф «о статусе военнослужащих»
- §1. Необходимость принятия и общая характеристика фз «о статусе военнослужащих».
- §2. Права и свободы военнослужащих.
- 35. Специфика технологий соц. Работы в пенитенциарных учрежедниях.
- 36. Технологии социальной работы на предприятии
- 37. Особенности технологий социальной работы в сельской местности.
- 38. Технологии социальной работы с бездомными
- 39. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социального работника.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 52. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 53. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 54. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.
- 55. Сущность социально - медицинской работы. Предмет и задачи.
- 56. Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
- 57. Технологии социальной работы в медицине
- 58. Здоровье и здоровый образ жизни целевые параметры социальной работы.
- 59. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 60. Социально – правовой статус социального работника.
- 2.Духовно – нравственный портрет социального работника
- 61. Управление государственной системой социальных служб.
- 62. Управление социальной работой как одной из направлений соц. Менеджмента.
- 63 . Субъекты и объекты управления в социальной работе , их краткая характеристика.
- 64. Классификация учреждений социального обслуживания населения.
- 65. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 67. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 66. Планирование в социальной службе как функция управления.
- 67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и социальных службах.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 1. Кадры соц. Работы
- 3. Системный подход к развитию персонала в соц. Сфере
- 4. Аттестация работников
- 71. Мотивация и стимулирование деятельности персонала в социальной службе.
- 72. Кадровое обеспечение соц. Служб.
- 73. Специалист по социальной работе работе как субъект профессиональной деятелльности: личная характеристика и профессиональная компетентность.
- 74. Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факторы формирования. Профессиональные риски.
- 75. Система профессиональной подготовки специалистов соц. Работы в России.
- 76. Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- 76. Система управления соуиалльной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
- 80. Игротехники в практике социальной работы, цели, задачи, содержание.
- Игровые технологии
- [ Периоды
- Академический
- Неформальный
- По способу взаимодействия игроков и условностям моделирования
- [По типу отыгрываемых персонажей
- Классификация деловых игр
- Методология игрового процесса
- Этапы игры
- Подготовительный этап Основными составляющими являются:
- Предпосылки и исходные рамки игротехники
- Реализатор заказа практики
- Реализатор заказа методологии.
- Транслятор методологических средств
- Исполнитель (нормореализатор норм макроигротехника)
- 81. Руководитель социальной службы. Культура труда руководителя
- Стили руководства и лидерства
- Понятие управления и его функции
- Критерии мотивации
- Функции контроля
- Инструменты руководства
- Субъективные причины
- Правила для предупреждения конфликтов
- Управленческое общение
- 82. Особенности служебной деятельности специалистов соц. Работы.
- 83. Сущность социального администрирования в современных организациях социального обслуживания.
- 84. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы
- 86. Коммуникации в социальной работе.
- 87. Гендерные отношения в современном обществе.
- 88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- 1. Основные функции семьи и их взаимосвязь.
- Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
- 89. Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- 90. Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- 91. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- 92. Статус женщины в современном обществе.
- 93. Женщина и занятость: социальные аспекты.
- 94. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- 95. Социально – педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения. Девиантное поведение как проблема социальной работы Понятие и причины девиантного поведения
- Причины девиантного поведения
- Основные формы социального контроля
- 96. Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- 97. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно – правовые формы.
- 3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
- 98. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые методы.
- 99. Организационно – правовые формы и виды социального обеспечения населения в рф.
- 100. Сущность, содержание и цели государственной соц. Помощи населению.
- I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
- 1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
- 1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
- 2. Специфика социальной помощи личности в различные возрастные периоды
- 2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
- 2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов