logo
Билеты госы 100вопросов 89 стр

12. Развитие системы общественного призрения в конце 19 –нач. 20 вв.

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные от­ношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты.

Основные тенденции помощи в этот период были свя­заны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становле­ния.

Первый связан с распространением христианства в Киев­ской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на ок­раинах восточнославянских земель.

И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя по­степенно сливаются с монастырско-церковцыми формами призрения.

Простейшие виды благотвори­тельности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молит­венный ходатай, душевный благодетель. При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом от­дельных лиц, проникнутых идеями христианской нравствен­ности, а не включалась в круг государственных обязаннос­тей.

Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. Удельное княжение вырабатывает свои формы помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей. Появляются новые защитные функции князя, которые обусловлены адаптацией к новым условиям жизни людей. Первою заботой князя было очищение стольного города от трупов, которыми наполнены были не только улицы, дворы и жилища, но и сами храмы; нужно было собрать и ободрить разбежавшихся от татарского нашествия жителей.

Из нравственно-ре­лигиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуще­ствление самого дела представителям религии, т. е. духовен­ству. При всех монастырях, имевших средства, производилось кор­мление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обуслов­ливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в церковном уставе 996 г. упоминается об обязан­ностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, боль­ниц, богаделен и на прием странных неимущих была опреде­лена "десятина", т. е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. д.

Монастыри со­держали богадельни, больницы, детские приюты. В X—XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так называе­мая приходская помощь).

В отличие от монастырской помощи, приходская была более открытой. Деятельность приходов не огра­ничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим — они осуществляют самую разнообразную поддерж­ку от материальных вспомоществований до воспитания и пе­ревоспитания. Приход также являлся территориальной, административ­ной и податной единицей. К особо значимым формам приходской благотворительно­сти можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обще­ству, часто под залог имущества.

Сосредоточение дела призрения в государственных уч­реждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) — Приказ строе­ния богаделен. Помощь в зак­рытых заведениях, заключается в раз­даче пособий, и благотворители приглашались направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К кон­цу царского периода зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения дол­жна быть не только добровольной, но и обязательной. Указ Федора Алексеевича ставит уже воп­рос об обязательном участии в призрении монастырей, поме­щиков, крестьян и т.п.

Переход общественного призрения в определенную сис­тему принадлежит уже императору Петру I. Он указывает на предупреждение нищеты как луч­ший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся рабо­тоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Кроме того, принимает решительные меры к урегулирова­нию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необхо­димые для развития дела средства. он повелел учредить в городах госпитали для не­законнорожденных, а затем и общие сиротские дома от ма­гистратов. Затем, в 1710 г., ввиду злоупотреблений в пользо­вании богадельнями, великий преобразователь России пред­писывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы. Петр Великий в общественное призрение вносит мно­го нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение. Без этих источни­ков невозможна была реформа призрения, а потому при нем:

1) вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег за венечные памяти со всех вступающих в брак;

2) воспрещена вольная продажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам

3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей "кроме солдат, по одной копейке с рубля на содержание госпиталей";

4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям и ремеслам с целью обращения вырученных за эти работы денег "на общую монастырскую пользу, а не на собственные свои потребы";

5) сбор доброхотных подаяний в церквах в два кошелька, из которых один предназначен был на покупку церковных потреб, а другой на госпиталь;

6) штрафные деньги с раскольников установлено обра­щать на богоугодные дела.

При преемниках Петра Великого и до издания учрежде­ния о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительство придержи­валось предначертаний Петра.

Екатерина II создает целую сеть специальных учреждений под назва­нием "Приказы общественного призрения", открытых в соро­ка губерниях на основании "учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону "приказу общественного призрения пору­чается попечение и надзирание о установлении и прочном основании: 1) народных школ, 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужско­го и женского пола, оставшихся после родителей без пропи­тания; 3) установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных; 4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои про­питания не имеют; 6) установление и надзирание дома для сумасшедших; 7) установление и надзирание работных до­мов для обоего пола; 8) установление и надзирание смири­тельных домов для обоего же пола людей".

Законодательным актом от 7 ноября 1775 г., получившим название "Учреждения для управления губер­ний Всероссийской Империи", была заложена государствен­ная система общественного призрения. Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело при­зрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократичес­кой основе, где призрением сирых и убогих занимались чи­новники полиции и приказов.

Переход общественного призрения под юрисдикцию Ми­нистерства внутренних дел переводит поиск его финансиро­вания в организационные формы.

Приказы общественного призрения увеличи­вали свои капиталы за счет не только доходов губерний, но и банковских операций, частных пожертвований и в резуль­тате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности. В этот же период начинает оформляться и организацион­ная структура общественного призрения.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:

—лечебные заведения (больницы, дома для умалишен­ных);

— заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);

— учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских слу­жащих);

— институты пансионеров, местные благотворительные общества.

Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.

С 60-х гг. XIX в. в социальную работу включились земс­кие самоуправленческие органы.

Земские самоуправленческие органы сыграли значитель­ную роль в организации воскресных школ. Эти школы давали возможность получить начальное образование фабрично-за­водским рабочим, ремесленникам и другим городским жите­лям, а также их детям.

В историческом опыте социальной работы в России зна­чительный интерес представляет деятельность органов город­ского самоуправления. Благодаря их усилиям расширялась сеть амбулаторий и приемных пунктов медицинской помощи, уч­реждений родовспоможения.

Новым явлением в медицинском об­служивании населения стали специализированные санатории и лечебницы для туберкулезных больных, для страдающих кожными и венерическими заболеваниями, для грудных детей и др.

С деятельностью городских и земских органов самоуправления связан такой значительный шаг вперед в организации здравоохранения, как введение медицинского страхование которое позволяло обеспечивать лечебной помощью малообеспеченные и неимущие слои населения. Общественная городская и земская медицина ввела в практику патронаж больных, который предусматривал предоставление медицинского обслуживания за счет городского бюджета.

Основной организационной единицей в системе городско­го призрения бедных стали окружные попечительства. Город был разделен на 26 округов, а каждый округ — на 14 участ­ков. В попечительской деятельности участковых Советов из­вестное распространение получила такая форма социальной помощи, как трудоустройство граждан с ограниченной тру­доспособностью, обремененных семьей женщин или не име­ющих специальности подростков.

После 1917 г., новое прави­тельство в лице Совета Народных Комиссаров сразу же при­ступило к реализации страховой программы большевистской партии.

Одним из самых ранних постановлений правительства стал дектрет "Об увеличении пенсий" (ноябрь 1917 г.). Данным декретом право на полу­чение пенсии за увечья от несчастных случаев распростра­нялось на всех трудящихся независимо от места их работы. Источниками создания страховых фондов для выплаты пен­сий и пособий являлись страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахо­ванных от внесения каких-либо взносов.

В конце ноября 1917 г. специальным декретом Совнаркома все лечебные учрежде­ния и предприятия были переданы предпринимателями в ве­дение больничных касс.

Функции органов управления социальным обеспечением выполняли местные советы депутатов. В центре управленческая вертикаль возглавлялась Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения.

По сравнению с дореволюционной Росси­ей социальное обеспечение в советский период поднялось на качественно новый уровень, превратившись в единую госу­дарственную систему, которая выступала в нескольких орга­низационно-правовых формах, обусловленных спецификой обеспечения отдельных категорий граждан в связи с особен­ностями их трудовой деятельности. Благодаря глубокому и целенаправленному реформированию дела социальной помощи нуждавшихся в стране было введено полное социальное! обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, наступлении старости или инва-лидности и других предусмотренных законом случаях.

Характерными чертами социального обеспечения являлись его всеобщность, равное право на его получение, доступ­ность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения, в том числе назна­чение пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка; бесплатное медицинс­кое обслуживание, больничное и санаторно-курортное ле­чение; снабжение протезными изделиями; профессиональ­ное обучение и переобучение; направление на работу в соот­ветствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лаге­рях отдыха и т.д.

Формировавшаяся в Российской Федерации в 90-е гг. система профессиональной социальной работы в значи­тельной мере сдерживала вал социального неблагополу­чия, образно говоря, заслоняя собой многие категории обездоленного и нуждающегося в социальной помощи населения. В сложных социально-экономических условиях в на­шей стране все же удалось создать целую сеть новых со­циальных учреждений, где на профессиональном уровне нуждающиеся граждане могут получить необходимую помощь, совет, поддержку. К числу таких учреждений относятся центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, центры психоло­го-педагогической помощи населению, геронтологические центры, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подро­стков, территориальные центры социальной помощи се­мье и детям и др.