93. Женщина и занятость: социальные аспекты.
Проблема занятости женщин.
При переходе к рыночным отношениям с учетом особенностей состояния экономики России произошли крупные изменения в среде занятости всего населения, включая женщин. Из 12 млн потерявших за период 1991 – 1998 гг. работу 8 млн составили женщины, причем такой разрыв был особенно характерен для начала реформ. Сейчас в народном хозяйстве занято 30 млн 265 тысяч женщин – 48% всех работающих. Их положение на рынке труда, как и других групп населения, определяется потребностью в работе, спросом на труд данной социально – демографической группы, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем ее квалификации, способностью к перемене места работы, профессии, режима труда, формы собственности, а также системой социальной защиты населения в трудовой среде.
Представление о «женском» лице безработицы сложилось на основе учета ситуации на контролируемой Федеральной службой занятости части рынка труда. Так, на конец 1999г. женщины преобладали среди зарегистрированных безработных ( имеющих статус безработных) – около 70%. В то время как по данным обследований доля женщин среди незарегистрированных в службах занятости безработных составила 55%. Ухудшается общая конъюнктура рынка труда. что отражается в росте продолжительности безработицы. Если в конце 1994 г. она составляла в среднем 5, 7 месяца, то в конце 1999 г. – 7, 7 месяца. Среди безработных более одного года на долю женщин приходится 72%.
Ухудшается положение на рынке труда женщин, уволившихся по собственному желанию, а также девушек, окончивших общеобразовательные школы и профессионально – технические училища. Среди безработных женщин лица в возрасте до 30 лет составили наконец 1998 г. – 70%; имеющих диплом об окончании вуза – 67% ; окончивших среднее специальное учебное заведение – 77%.
Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных. Особенно он велик в группах социального риска; у оставшихся без работы родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов детства (более 70% - женщины); безработных одиноких родителей (более 90% - женщины); многодетных родителей (около 80% - женщины).
Ухудшение конъюнктуры на рынке труда и рост продолжительности безработицы объясняются главным образом несовпадением спроса и предложения рабочей силы в профессионально – квалификационном разрезе, что имеет более выраженные негативные службы различных стран, исследующие положение женщины на при рынке труда, анализировали причины, по которым работодатели при приеме отдают предпочтение мужчинам (особых различий между японским, немецким и новоявленным российским предпринимателем в этом отношении нет). Основная причина. по которой женщине отказывают в трудоустройстве, - необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей. Вторая по значимости причина – работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма. Третья причина деликатно формулируется социологами как «несоответствие основных профессионально – квалификационных и социально – экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям». Фактически же за этим стоит традиционное мнение о том, что женщина менее профессиональна, умна и логична, чем ее коллега мужчина. Для зарубежных работодателей имеет значение и еще один фактор. который почти не отражен нашими соотечественниками: они считают, что женщина в принципе не должна работать. Поэтому предприятия, подающие заявки в службу занятости или печатающие объявление о приеме, если и не оговаривают в открытую пол работника, то предпочтение все же отдают мужчинам.
Женщины предпенсионного возраста, доля которых составляет 6% , вообще не могут найти работу.
Трудоустройство незанятых женщин, ищущих работу, во многом зависит от состояния региональных рынков труда. По областям и республикам существенно различается состав безработных по полу: доля женщин колеблется от 42 – 60% до 80-82%. В основном это регионы Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Северный Кавказ, где в силу специфики экономического развития традиционно не хватает рабочих мест для женского населения. Напряженная ситуация на рынке труда сложилась в связи со спадом производства во Владимирской, Иваноской, Ярославской, Костромской и Псковской областях, в Мордовской и Чувашской Республиках, в которых требуются особые методы содействия занятости женщин и регулирования рынка труда. В эитх регионах число незанятых, приходящееся на одну вакансию, в 3-18 раз превышает общероссийские показатели.
Таким образом, демографические и социально – экономические факторы, имеющие региональную специфику, неоднозначно воздействуют на процессы, влияющие на женскую безработицы, что в конечном итоге делает необходимым усиление регионального аспекта при разработке программ занятости.
Государственная политика по улучшению положения женщин
Активный рост доли женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КзоТ РФ) и касаются как охраны здоровья женщин – матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.
К норма, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящих матерей, относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей (ст. 160); ограничения труда женщин на работах в ночное время (ст. 161); становление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу – ст. 161 – 164).
На создание женщинам – матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие меры: запрещено привлекать женщин, имеющих детей до 3 лет, к ночным, сверхурочным работам, к работе в выходные дни, а также направлять их в командировки (ст.162); подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет ( детей – инвалидов до 16 лет) и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст. 163); по желанию женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или дома с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167); установлены перерывы для кормления ребенка, предоставления матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет; эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку( ст. 169); на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст. 172); по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана установить им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; подобный режим труда не влечет каких – либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст. 49). Женщинам. имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери – ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей.
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей – инвалидов, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организаций обучения по специальным программам и другими мерами (ст.13).
Предусматривают квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, одиноких и многодетных родителей воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей – инвалидов (п.12).
В условиях становления рыночных отношений важное значение имеет ратификация Российской Федерацией в 1997 г. Конвенции МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».
В Кодекс законов о труде Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, содержащие новые эгалитарные подходы к распределению семейных обязанностей работающих мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей. Так, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет может быть использовать не только матерью, но и отцом ребенка или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком, дополнительный оплачиваемый выходной день для ухода за ребенком- инвалидом предоставляется одному из работающих родителей по их усмотрению.
4 марта 1993 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», направленный на обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности. В соответствии с указом осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально – экономической политики государства.
Успешной ее реализации могут способствовать, во – первых, меры по созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий. Во – вторых, система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реализация возможности работать неполный рабочий день. В – третьих, создание специальных консультационно – правовых служб, центров социально – психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости. В – четвертых, поддержка женского предпринимательства социальными, экономическими мерами. В – пятых, организация и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми. В – шестых, развитие сферы социального обслуживания населения. Так, по состоянию на начало 1999г. в России действовали более 2,1 тыс. учреждений социального обслуживания семьи и детей, что позволило создать около 50 тыс. дополнительных рабочих мест в основном для женщин (14, 9 тыс. человек на начало 1995г. и 62, 7 тыс. на начало 1999г.).
Работа по укреплению национального механизма, обеспечивающего равные права и возможности, ликвидацию дисквалификации в отношении женщин, охватывает все уровни и ветви власти в Российской Федерации.
При Президенте России с ноября 1993 г. работает комитет по вопросам женщин, семьи и демографии – коллегиальный совещательный орган по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей женщин и мужчин, улучшение положения женщин, поддержку семьи, решение проблем демографии в России.
В Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.
Учитывая рекомендации Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995г.), при Правительстве Российской Федерации на принципах социального партнерства работает Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, основной задачей которой является обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти всех уровней.
В министерствах и ведомствах социальной сферы имеются структуры, занимающиеся решением проблем женщин.
Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет соответствующий департамент Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; они имеют свой бюджет предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально – правовой защищенности женщин и детей. Осуществляется организационно – методическая помощь региональной службы, разрабатываются типовые нормативные документы. Чрезвычайно важен комплекс задач, решаемых департаментов в области анализа, прогнозирования, информации и научных исследований социально – экономических проблем семьи, женщин и детей.
В целях консолидации усилий всех участников процесса общественного развития, а также расширения возможностей и направлений социального партнерства при Министерстве труда и социального развития образован постоянно действующий «круглый стол» женских общественных объединений и некоммерческих организаций. За период 90 –х годов был выработан пакет документов, определяющих основную стратегию действий и меры, направленные на улучшение положения женщин. В их числе: Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (1996г.), Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года (принят в 1996г.), материалы Всероссийской конференции «Женщины и развитие: права, реальность, перспективы» (1998 г.).
- 10 Исторические модели социальной работы в России
- 1 Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы.
- 4. Основные сферы, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Актуальность проблемы развития теории социальной работы.
- 8.Социальная работа как специфический вид практической деятельности и ее основные компоненты.
- 9. Социальная работа как система.
- 10 Исторические модели становления социальной работы в России.
- 11. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 12. Развитие системы общественного призрения в конце 19 –нач. 20 вв.
- 13. Социальная работа в послереволюцонный и советские периоды.
- 15. Основные модели социальной работы за рубежом ( на примере зарубежной страны).
- 16. Сущность и содержание социальных технологий.
- 17. Сущность и классификация технологий социальной работы.
- 19. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 22. Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Сущность и технологии социального прогнозирования и моделирования.
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 26. Технология консультирования в социальной работе.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 28. Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 29. Технологии работы с пожилыми людьми
- 1. Социальное положение и психические особенности пожилых людей
- 2. Пожилой человек в семье
- 3. Медико – социальная реабилитация пожилых людей
- 4. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей.
- 5. Социальное попечительство над пожилыми людьми
- 29. Сущность и технологии с.Р. С пожилыми людьми.
- 30. Технология социальной работы с инвалидами.
- 31. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 32. Технологии соц. Работы с безработными
- 33. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах.
- Глава 2. Федеральный закон рф «о статусе военнослужащих»
- §1. Необходимость принятия и общая характеристика фз «о статусе военнослужащих».
- §2. Права и свободы военнослужащих.
- 35. Специфика технологий соц. Работы в пенитенциарных учрежедниях.
- 36. Технологии социальной работы на предприятии
- 37. Особенности технологий социальной работы в сельской местности.
- 38. Технологии социальной работы с бездомными
- 39. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социального работника.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 52. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 53. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 54. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.
- 55. Сущность социально - медицинской работы. Предмет и задачи.
- 56. Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
- 57. Технологии социальной работы в медицине
- 58. Здоровье и здоровый образ жизни целевые параметры социальной работы.
- 59. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 60. Социально – правовой статус социального работника.
- 2.Духовно – нравственный портрет социального работника
- 61. Управление государственной системой социальных служб.
- 62. Управление социальной работой как одной из направлений соц. Менеджмента.
- 63 . Субъекты и объекты управления в социальной работе , их краткая характеристика.
- 64. Классификация учреждений социального обслуживания населения.
- 65. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 67. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 66. Планирование в социальной службе как функция управления.
- 67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и социальных службах.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 1. Кадры соц. Работы
- 3. Системный подход к развитию персонала в соц. Сфере
- 4. Аттестация работников
- 71. Мотивация и стимулирование деятельности персонала в социальной службе.
- 72. Кадровое обеспечение соц. Служб.
- 73. Специалист по социальной работе работе как субъект профессиональной деятелльности: личная характеристика и профессиональная компетентность.
- 74. Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факторы формирования. Профессиональные риски.
- 75. Система профессиональной подготовки специалистов соц. Работы в России.
- 76. Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- 76. Система управления соуиалльной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
- 80. Игротехники в практике социальной работы, цели, задачи, содержание.
- Игровые технологии
- [ Периоды
- Академический
- Неформальный
- По способу взаимодействия игроков и условностям моделирования
- [По типу отыгрываемых персонажей
- Классификация деловых игр
- Методология игрового процесса
- Этапы игры
- Подготовительный этап Основными составляющими являются:
- Предпосылки и исходные рамки игротехники
- Реализатор заказа практики
- Реализатор заказа методологии.
- Транслятор методологических средств
- Исполнитель (нормореализатор норм макроигротехника)
- 81. Руководитель социальной службы. Культура труда руководителя
- Стили руководства и лидерства
- Понятие управления и его функции
- Критерии мотивации
- Функции контроля
- Инструменты руководства
- Субъективные причины
- Правила для предупреждения конфликтов
- Управленческое общение
- 82. Особенности служебной деятельности специалистов соц. Работы.
- 83. Сущность социального администрирования в современных организациях социального обслуживания.
- 84. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы
- 86. Коммуникации в социальной работе.
- 87. Гендерные отношения в современном обществе.
- 88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- 1. Основные функции семьи и их взаимосвязь.
- Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
- 89. Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- 90. Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- 91. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- 92. Статус женщины в современном обществе.
- 93. Женщина и занятость: социальные аспекты.
- 94. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- 95. Социально – педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения. Девиантное поведение как проблема социальной работы Понятие и причины девиантного поведения
- Причины девиантного поведения
- Основные формы социального контроля
- 96. Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- 97. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно – правовые формы.
- 3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
- 98. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые методы.
- 99. Организационно – правовые формы и виды социального обеспечения населения в рф.
- 100. Сущность, содержание и цели государственной соц. Помощи населению.
- I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
- 1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
- 1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
- 2. Специфика социальной помощи личности в различные возрастные периоды
- 2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
- 2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов