84. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы
Профессиональная деятельность заключает большое место в жизни человека.
Деформация – изменение качеств и свойств личности.
Позитивные проявления деформации:
Изменение поведения человека в лучшую сторону.
Профессиональное самосовершенствование (изучение литературы, посещение курсов).
Негативные проявления:
Нравственно поведенческая деформация.
Авторитарно – поведенческое подчинение людей себе.
Вульгарно– бесконтрольная грубая речь в процессе взаимодействия с коллегами, подчиненными, в кругу семьи.
Ситуативное поведение.
Типичные негативные качественные личностные изменения соц. работника.
Разочарование в своей профессии (уходит романтика).
Карьерный кризис
Изменение эмоционально – волевой сферы (выгорание специалиста ) –синдром сгорания. Перегорание – это черствость клиента к своей деятельности, результатом является следствие сгорания. Профессиональная усталость происходит в следствии утомления. Хроническая усталость «Разрушение» личности – самый опасный вид нарушения, постоянная раздражительность.
85. Профессиональный стресс. Причины профессионального стресса.
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий, в частности медицинских работников, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень.Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:
ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
монотонность работы;
высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
неудовлетворенность социальным статусом.
Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечают:
неадекватный уровень требований к специалисту;
недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);
дефицит внешней поддержки;
ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную адаптацию;
заниженность профессиональной самооценки;
эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности;
деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу).
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу…
Им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений. В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения выдающегося психолога G. Roberts находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома «выгорания».Работы по исследованию профессионального стресса, его предупреждения и коррекции у медицинских работников, преподавателей, психологов, менеджеров проводятся в настоящее время кафедрой медицинской психологии МАПО и Санкт-Петербургским Балинтовским обществом.
- 10 Исторические модели социальной работы в России
- 1 Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы.
- 4. Основные сферы, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Актуальность проблемы развития теории социальной работы.
- 8.Социальная работа как специфический вид практической деятельности и ее основные компоненты.
- 9. Социальная работа как система.
- 10 Исторические модели становления социальной работы в России.
- 11. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 12. Развитие системы общественного призрения в конце 19 –нач. 20 вв.
- 13. Социальная работа в послереволюцонный и советские периоды.
- 15. Основные модели социальной работы за рубежом ( на примере зарубежной страны).
- 16. Сущность и содержание социальных технологий.
- 17. Сущность и классификация технологий социальной работы.
- 19. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 22. Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Сущность и технологии социального прогнозирования и моделирования.
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 26. Технология консультирования в социальной работе.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 28. Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 29. Технологии работы с пожилыми людьми
- 1. Социальное положение и психические особенности пожилых людей
- 2. Пожилой человек в семье
- 3. Медико – социальная реабилитация пожилых людей
- 4. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей.
- 5. Социальное попечительство над пожилыми людьми
- 29. Сущность и технологии с.Р. С пожилыми людьми.
- 30. Технология социальной работы с инвалидами.
- 31. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 32. Технологии соц. Работы с безработными
- 33. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах.
- Глава 2. Федеральный закон рф «о статусе военнослужащих»
- §1. Необходимость принятия и общая характеристика фз «о статусе военнослужащих».
- §2. Права и свободы военнослужащих.
- 35. Специфика технологий соц. Работы в пенитенциарных учрежедниях.
- 36. Технологии социальной работы на предприятии
- 37. Особенности технологий социальной работы в сельской местности.
- 38. Технологии социальной работы с бездомными
- 39. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социального работника.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 52. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 53. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 54. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.
- 55. Сущность социально - медицинской работы. Предмет и задачи.
- 56. Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
- 57. Технологии социальной работы в медицине
- 58. Здоровье и здоровый образ жизни целевые параметры социальной работы.
- 59. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 60. Социально – правовой статус социального работника.
- 2.Духовно – нравственный портрет социального работника
- 61. Управление государственной системой социальных служб.
- 62. Управление социальной работой как одной из направлений соц. Менеджмента.
- 63 . Субъекты и объекты управления в социальной работе , их краткая характеристика.
- 64. Классификация учреждений социального обслуживания населения.
- 65. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 67. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 66. Планирование в социальной службе как функция управления.
- 67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и социальных службах.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 1. Кадры соц. Работы
- 3. Системный подход к развитию персонала в соц. Сфере
- 4. Аттестация работников
- 71. Мотивация и стимулирование деятельности персонала в социальной службе.
- 72. Кадровое обеспечение соц. Служб.
- 73. Специалист по социальной работе работе как субъект профессиональной деятелльности: личная характеристика и профессиональная компетентность.
- 74. Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факторы формирования. Профессиональные риски.
- 75. Система профессиональной подготовки специалистов соц. Работы в России.
- 76. Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- 76. Система управления соуиалльной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
- 80. Игротехники в практике социальной работы, цели, задачи, содержание.
- Игровые технологии
- [ Периоды
- Академический
- Неформальный
- По способу взаимодействия игроков и условностям моделирования
- [По типу отыгрываемых персонажей
- Классификация деловых игр
- Методология игрового процесса
- Этапы игры
- Подготовительный этап Основными составляющими являются:
- Предпосылки и исходные рамки игротехники
- Реализатор заказа практики
- Реализатор заказа методологии.
- Транслятор методологических средств
- Исполнитель (нормореализатор норм макроигротехника)
- 81. Руководитель социальной службы. Культура труда руководителя
- Стили руководства и лидерства
- Понятие управления и его функции
- Критерии мотивации
- Функции контроля
- Инструменты руководства
- Субъективные причины
- Правила для предупреждения конфликтов
- Управленческое общение
- 82. Особенности служебной деятельности специалистов соц. Работы.
- 83. Сущность социального администрирования в современных организациях социального обслуживания.
- 84. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы
- 86. Коммуникации в социальной работе.
- 87. Гендерные отношения в современном обществе.
- 88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- 1. Основные функции семьи и их взаимосвязь.
- Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
- 89. Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- 90. Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- 91. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- 92. Статус женщины в современном обществе.
- 93. Женщина и занятость: социальные аспекты.
- 94. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- 95. Социально – педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения. Девиантное поведение как проблема социальной работы Понятие и причины девиантного поведения
- Причины девиантного поведения
- Основные формы социального контроля
- 96. Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- 97. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно – правовые формы.
- 3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
- 98. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые методы.
- 99. Организационно – правовые формы и виды социального обеспечения населения в рф.
- 100. Сущность, содержание и цели государственной соц. Помощи населению.
- I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
- 1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
- 1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
- 2. Специфика социальной помощи личности в различные возрастные периоды
- 2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
- 2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов