logo
Билеты госы 100вопросов 89 стр

3. Теоретические парадигмы социальной работы.

Поскольку все современные науки выросли из философии, в социальной работе, как и в большин­стве гуманитарных дисциплин, важное место зани­мает философско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-этические основы бытия человека.

В 1915 году Мери Ричмонд в своей работе "Научная социальная работа" предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию морально-терапев­тической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительнос­ти. Изучение благотворительности, социальной помо­щи нуждающимся и сейчас является источником науч­ного осмысления социальной работы.

В 20 — 30-е годы психоаналитические идеи 3. Фрей­да и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая тради­ция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здра­вом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регули­рования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной сте­пени используют достижения фрейдизма и неофрейдиз­ма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориен­тируясь на комплексное, целостное поддержание жиз­нестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.

В 50-е годы развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, сохра­нения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного пове­дения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продол­жительной жизни на шкале государственных и инди­видуальных ценностей.

Примерно в это же время получает развитие педа­гогическая теория социальной работы, активизирую­щая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с соци­альными группами, оказания помощи человеку в мик­росреде обитания, по месту жительства.

В середине XX века нарастает влияние марксист­ской теории социальной работы, усиливающееся поли­тическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея — преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, устроенных на принципе соци­альной справедливости — "свободное развитие каждо­го есть условие свободного развития всех", что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.

В это же время усиление внимания к социальным аспектам общественного развития привело к некото­рым существенным изменениям в теории социальной работы, приоритетности ее правовых аспектов, созда­нию юридического фундамента технологии социальной защиты в практике. Получают развитие законодательства о помощи бедным, о действии официальных учреждений социальной помощи, о правовых и администра­тивных запретах, разрешающих актах. Социальное обеспечение становится той парадигмой помощи, которая на долгое время утвердилась в качестве ведущей формы поддержки различных категорий нуждающихся, постепенно оформившись в систему государственного обеспечения.

К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоре­тического обоснования социальной работы, ее пони­мания как особой социальной деятельности, общественного явления. Каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кри­зисов.

Условно теоретические модели социальной рабо­ты объединяют в четыре группы: психолого-ориенти­рованные; социолого-ориентированные; социально-подагогические; комплексные, междисциплинарные. Психолого-ориентированные модели опираются на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса и развития человека.

Социолого-ориентированные модели опираются на познание закономерностей социального развития, структурирование общества, взаимодействие его соци­альных институтов. Социально-педагогические модели опираются на использование всего педагогического потенциала со­циума для стимулирования развития, реализации ин­дивидуальных возможностей каждой личности.

Комплексные модели ориентируются на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существа.