В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
общечеловеческие ценности;
этические традиции благотворительности;
ценности современного российского общества;
этические нормативы специалистов зарубежных стран;
специфические ценности современной российской социальной работы;
личные ценности и идеалы специалистов.
Профессионально – этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:
вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;
базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;
быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;
обеспечить возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих между представителями различных профессиональных групп, частными и юридическими лицами при совместных действиях(т.е. не противоречить наиболее общим позитивным элементам общественной морали);
быть доступным для усвоения и выполнения.
Профессионально – этический кодекс имеет более или менее четко выраженную структуру и состоит из следующих разделов:
преамбула (введение). В ней обычно дается обоснование необходимости введения профессионально – этического кодекса, раскрываются его основные цели и задачи, области применения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса;
требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы( ценности и идеалы). Раскрываются основания профессиональной деятельности и представляется действующая иерархия ее ценностей. Идеал как конечная точка стремлений профессиональной группы и каждого конкретного специалиста чаще всего формируется более конкретно применительно к профессиональной практике и представляет как цель деятельности специалиста;
требования к поведению и действия специалистов (нормы и принципы). Поведение и действия специалистов должны соответствовать определенным нормам и принципам. Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, но основные из них представлены в императивной форме. Среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, сотрудничество и некоторые другие, определяющие характер взаимодействия социального работника с клиентом. Помимо норм и принципов, в этом разделе кодекса могут быть представлены важнейшие моральные требования и правила.
профессиональный долг и обязанности специалиста. Указаны основные типы должных отношений социального работника – перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой, клиентами и их близкими. Довольно часто в этом разделе представляются приоритеты должных отношений социального работника.
требования к качествам личности специалиста. Сведены воедино требования к личностно –нравственному облику специалиста, среди которых, как правило, важнейшее место занимают альтруизм и гуманистическая направленность личности. Особое внимание фиксируется на таких качествах, как честность, порядочность, открытость сострадание и т.п., которые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. Здесь могут быть также представлены основные подходы к профессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного совершенствования.
система санкций. Этот раздел является весьма желательным, поскольку не достаточно информировать социального работника о содержании профессионально – этической системы. Порой бывает необходимым информировать его об ответственности, наступающей вслед за этическими проступками специалиста. Здесь могут быть указаны и положительные санкции, применяемые тогда, когда личностные качества специалиста, его самоотверженная деятельность заслуживают поощрения. В общих чертах может содержаться информация о механизме введения санкций.
условия действия и легитимизации кодекса. Раздел содержит информацию о том, когда и кем был принят профессионально – этический кодекс, в каких случаях он может применяться и на каком основании, при каких условиях его действие может быть приостановлено или отменено.
Структура профессионально – этического кодекса в основном повторяет структуру профессионально – этической системы. Однако профессионально – этические кодексы могут содержать и другие разделы. Иногда целесообразным может стать введение раздела, рассматривающего основные проблемные зоны, зоны профессионально – этических конфликтов и предлагающие наиболее общие пути разрешения конфликтов. Иногда в профессионально – этические кодексы включаются важнейшие правила профессионального этикета, соблюдение которых может оказать существенное влияние на результативность и качество деятельности.
Отдельный раздел может быть посвящен проблемам сотрудничества профессиональной ассоциации или профессиональной группы с другими профессиональными ассоциациями, с национальными ассоциациями социальных работников, государственными и общественными организациями и органами, юридич. и физическими лицами. В профессионально – этическом кодексе может иметься раздел, посвященный вопросу оказания платных социальных услуг, вознаграждение за работу и т.п. Некоторые из названных выше разделов могут отсутствовать.
Российскими социальными работниками в 1994 г. был принят собственный Профессионально- этический кодекс социального работника в Росси. (Принят Межрегиональной Ассоциацией работников социальных служб 22.05.94г). В нем социальный работник рассматривается как представитель особой, гуманной и деликатной профессии, являющийся связующим звеном между личностью, семьей и обществом. Вследствие важности этой миссии на первом месте в кодексе стоят требования к поведению личности специалиста. Указывается, что сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты профессии, исключая нечестные действия, уловки и т.д. При этом важнейшим направлением деятельности специалиста является приобретение и подтверждение профессиональной компетентности, обеспечение его профессионального и личностного роста.
Значительное место занимают в кодексе этические обязательства специалиста перед клиентом, коллегами, руководящей организацией, профессией, обществом, причем важнейшие из них – это обязательства перед клиентами, интересы которых являются первостепенными. Главной задачей соц. работника является воспитание самостоятельности, активной субъектной позиции клиента. Основными этическими принципами, которыми должен руководствоваться специалист являются честность и конфиденциальность.
Важное место уделено в кодексе взаимоотношениям с коллегами и их клиентами. Отношения с коллегами должны быть построены на основе уважения, взаимного доверия, справедливости. В соответствии с кодексом каждый специалист несет моральную ответственность за свою деятельность в каждой конкретной ситуации.
Профессионально – этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников и называющийся «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (принят на общем собрании МФСР в октябре 1994г), существенно отличается от приведенного выше отечественного кодекса. Этот документ иначе структурирован; в нем в нем обозначена цель введения профессионально – этического кодекса, даны указания по введению данного документа в действие. его использованию национальными ассоциациями социальных работников.
Кодекс состоит из двух документов: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». В первом из них приведены основные этические принципы социальной работы: учет уникальности и ценности человека, его права на самореализацию, забота о благосостоянии общества, социальная справедливость, равенство, запрет на дискриминацию, уважение личной неприкосновенности и другие. Подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным, точно так же, как право на самореализацию одной личности не должно ущемлять прав других людей. В особом разделе представлены основные проблемные области, или зоны этических конфликтов, которые могут рассматриваться и разрешаться коллективно.
Во втором документе – «Международных этических стандартах социальных работников» - указывается, что социальная работа во многом исходит их гуманистических идеалов и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия личности и общества, а также развития потенциала человека. Этот документ содержит основные правила и стандарты деятельности социального работника по отношению к клиентам, агентствам и организация, коллегам, профессии. В соответствии с ними социальный работник должен действовать таким образом, чтобы обеспечивать достижение максимального блага наибольшему количеству людей.
Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе.
План лекции:
Деонтология как учение о долге и должном поведении.
Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей социальной работы.
Основные понятия и категории деонтологии социальной работы.
Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий в XVIII в. английским философом – утилитаристом И.Бентамом (1748-1832 гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей. Первоначально И. Бентам вкладывал в понятие «деонтология» довольно узкий смысл, имея в виду прежде всего долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, но затем употребил его для обозначения теории морали в целом. Вскоре термин «деонтология» начал применяться несколько в ином смысле – он стал использоваться для обозначения учения о должном поведении, поведении, поступках и действия любой личности или группы, а не только верующего по отношению к его религиозным обязанностям, и деонтология стала отличаться от аксиологии – учения о ценностях.
В настоящее время термин «деонтология» используется довольно широко и в профессиональной этике для обозначения довольно широко и в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед общество и государство. социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой.
Практически каждая профессия, сформировавшая и кодифицировавшая собственную профессионально – этическую систему, осмысливает одновременно с этим и содержание профессионального долга специалиста, но чаще всего при этом не затрагивает места и роли деонтолгии в профессионально – этическом учении, проблем соотнесения долга и обязанностей. Эта проблем – место деонтологии в профессионально – этическом учении – должна быть решена в профессиональной этике, поскольку содержание решения определяет допустимую степень самостоятельности специалиста, способы контроля его деятельности, взаимное доверие специалистов и их клиентов и т.п.
Место и роль деонтологии в любом этическом учении, в том числе и профессионально- этическом, могут быть определены, исходя из сущности человека. Выделяются три основные подхода к определению природы человека и соответственно этому место и роль деонтологии.
Если человек изначально добр, устремлен к добру, стремится делать добро, то этическое ученик выступает в роли руководства, «путеводителя», источника этических знаний. Человек вооружается этическими знаниями, и этого достаточно для обеспечения в основном должного поведения. Лишь в отдельных случаях, довольно сложных для анализа, когда трудно предвидеть выбор и последствия и обусловить необходимые действия личности, необходимо четкое предписание, что именно должен сделать человек. В данном контексте предполагается, что регулирующий потенциал этики заключается в знаниях, анализе с опорой на безусловную моральность самой личности. Необходимость прибегнуть к деонтологии для детерминации подобающего поведения представляет собой крайне редкий случай, причем деонтология и долг выступают как нечто внешнее по отношению к личности. В этом случае правомерно часто употребляемое словосочетание «этика и деонтология», которое свидетельствует о различении одного и другого. Деонтология, в отличие от этики, не восполняет недостаток знаний, опыта личности, а дает непосредственные указания, императивно обеспечивая необходимые действия.
Если же человек изначально устремлен ко злу, «греховен» и не способен с учетом своей природы на осознанные социально ценные действия – только случайным образом его эгоистические устремления могут привести к общественному благу – регуляция его поведения должна быть иной. В этом случае нельзя полагаться на результаты самостоятельного этико –аксиологического анализа ситуации и ее последствий, проведенных личностью: они заведомо дадут негативный для общества результат. Необходимы жесткие ограничения личности, предписания, гарантирующие общество от эгоистического произвола личности, не способной различить истинное добро и зло, ориентиры и рамки, которые необходимо учитывать и пренебрежение которыми безусловно наказуемо. В этом случае деонтология как бы поглощает этику и заставляет человека действовать вопреки собственным устремлениям, но на благо общества.
Очевидно, что оба эти подхода являются крайностями. Человек ни добр, и ни зол от природы, а точнее, он и добр, и зол одновременно. В некоторых случаях он вполне квалифицированно различит добро и зло, в некоторых может выработать ошибочную точку зрения. Кроме того каждый человек как личность сформирован в определенном обществе, получив при этом представления о добре и зле и усвоив и присвоив конкретные поведенческие стереотипы. В обществе в качестве регулятора человеческого поведения существует не только общественная, групповая и индивидуальная мораль: есть законодательство, религиозные нормы, обычаи и традиции. Человек может совершать социально ценные поступки, руководствуясь собственными соображениями или этими регулятивами и не насилуя своей природы. В то же время он способен, руководствуясь собственными соображениями, поступать аморально, вопреки общественной пользе. преследуя личную выгоду.
Очевидно, что с учетом такой двойствености природы человека нельзя разеделять этику и деонтологию, также как неверынм было бы сливать их воедино и считать аналогами. Соответствие поведения предствлениям о позитивном, социально одобряемом определяется на основании его анализа и сравнения с критериями общественного блага, причем вне зависимости от того, противоречит ли это общественное благо индивидуальному или совпадает с ним. Видимо, чем большую социальную значимость может иметь поведение и деятельность человека, тем более надежной должна быть гарантия нормативного поведения. Поэтому деонтология – это ядро любой этической системы. поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к личности требований независимо от того, одобрены ли эти требования индивидуальной моралью личности.
Деонтология в профессионально – этической системе также занимает центральное место, однако в зависимости от вида, содержания, профессиональной деятельности «доля» формального долженствования может быть различной. Очевидно, что чем большую социальную значимость имеют результаты профессиональной деятельности и чем больше влияние профессиональной деятельности на судьбу, благополучие общества и конкретных личностей, тем большая часть поведения, отношений и деятельности специалиста может регулироваться с помощью деонтологических принципов. Вместе с тем вышесказанное не означает, что та часть деятельности или та деятельность, которые могут регулироваться деонтолигей, всегда противоречат интересам, склонностям личности; они могут совпадать, и должное поведение может не только своими итогами, но и самим процессом доставлять личности удовольствие.
Основной категорией деонотологии является долг. Впервые понятие долга рассматирвается Аристотелем, который трактует его как обычай, необходимость следования обычному поведению. В настоящее время долг – это важнейшая этическая категория. Он представляет собой выступающее в качестве внутреннего переживания принуждения поступать в соответствии с требованиями, исходящими их этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Должная регуляция может иметь место не всегда, а лишь тогда, когда человек находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание личности непосредственно в процессе выбора поступков, а также ориентирующий человека на достижение социально и индивидуально значимых результатов.
В требованиях долга находят отражение интересы той или иной группы или личности. Осознание и переживание этих интересов, выделение из них общих с личностными интересами индивида приводит к возникновению и созданию чувства долга. По сути дела сознание и чувство долга есть констатация зависимости человека от общества, группы, поскольку содержание долга носит, как правило, внешний по отношению к личности характер. Поэтому долг выступает как форма регуляции поведения человека со стороны общества или группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности. Это, однако, не исключает того обстоятельства, что должное поведение для личности может стать привычным, соответствовать ее склонностям, установкам и т.п.
Содержание морального долга как идеальное представление формируется как объективное рациональное, иногда противоположное чувственной склонности личности, ее эмоциям. Он содержит в себе самопринуждение, поскольку объективен, проистекает их законов морали и не всегда совпадает с установками личности и ее склонностями. Должное поведение, т.е. поведение в соответствии с деонтологическими принципами, имеет место, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Отсюда следует, что базируясь на внешней по отношению к личности, объективной необходимости, должное поведение в конечном итоге детерминируется внутриличностными причинами. Иначе говоря, долг содержит в себе диалектическое единство объективной необходимости и субъективной активности человека. Поэтому деонтическая или деонтологическая регуляция поведения представляет собой более глубокий пласт морального сознания, нежели моральные потребности.
Самопринуждение как механизм реализации должного поведения не означает, однако, что должное поведение не означает, однако, что должное поведение всегда сопровождается исключительно негативными эмоциями или иными негативными ощущениями личности. По И. Бентаму, выполнение долга может стать одним из источников удовольствия («чувство выполненного долга», удовлетворенность), с точки зрения результата, выступающего как фактическая полезность процесса самопожертвования.
Ответственность личности перед кем – либо ( в том числе и перед собой) за результаты ее деятельности формируется в процессе самой деятельности в результате присвоения ею социальных, профессиональных и групповых ценностей. Ответственность выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Она проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности, состоянием процесса или явления с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Внешний, формальный контроль личности за ходом процесса деятельности направлен в основном на соблюдение необходимых параметров процесса, тогда как внутренний, неформальный заключается в основном в саморегуляции его деятельности в соответствии с чувством долга. Идентификация личностью себя как активного субъекта деятельности приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от ее индивидуальной активности, что побуждает личность изыскивать дополнительные средства, создавать условия для достижения намеченной цели, иногда вопреки здравому смыслу.
Долг является основной категорией деонтологии социальной работы. Смысл и содержание долга специалиста, место и роль деонтологии в профессионально – этической системе социальной работы составляют одно из основных направлений исследований в этой области. Именно в деонтологии ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Введение понятия профессионального долга в социальной работе необходимо, поскольку от деятельности специалиста во многом зависит судьба его клиента, благополучие его коллег, профессии, а также опосредованно – судьбы общества и государства. Кроме того, далеко не все обязанности социального работника могут быть для него привлекательными; специалист ситуативно может быть не склонен выполнять тот или иной вид работы, общаться с тем или иным клиентом и т.п. Очевидно, что ни клиент, ни профессия, ни коллеги не должны зависеть от такого рода особенностей специалиста, его склонностей, настроений. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с клиентом должно организовываться качественно и профессионально. Значит, в определенных ситуациях специалисту необходимо принуждать себя к деятельности.
Долг как выступающее в качестве внутреннего переживания самопринуждение специалиста поступать с соответствии с требования профессионально – этической системы и строить свою профессиональную деятельность, отношения, поступки в соответствии с этими требованиями может обеспечить нормативное поведение. Должная (деонтологическая или деонтическая) регуляция может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда специалист находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Например, эмоции, склонности, интересы предлагают вариант ненормативного поведения, сулящего большее удовольствие или меньшие индивидуально – эмоциональные переживания, в то время как интересы дела требуют, чтобы специалист подчинился им во что бы то ни стало. В этом отношении долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание специалиста непосредственно в процессе выбора поступков и обусловливает решение, которое является оптимальным с точки зрения достижения социально и индивидуально значимых результатов.
В требованиях профессионального долга в социальной работе находят отражение интересы различных субъектов. В первую очередь это интересы общества и государства, заинтересованных в том, чтобы социальная работа как профессия выполняла возложенные на нее функции и достигла необходимого конечного результата. Группа клиентов также заинтересована в том, чтобы специалист добросовестно выполнял свои обязанности. Совокупная профессиональная группа и профессия в целом также заинтересованы в эффективной деятельности специалиста. Осознание и переживание этих интересов, выделение из них совпадающих с личными интересами специалиста приводит к возникновению и осознанию чувства долга. Долг выступает как форма регуляции поведения специалиста со стороны профессиональной группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности. Долг – одна из важнейших категорий профессионально – этической системы, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед самим собой, выполнение которых представляется обязательным для специалиста в силу внутренних причин, и ответственности перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им среди множества определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.
В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и гуманистическая направленность профессиональной системы. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекает из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга детерминирует необходимость для социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями профессиональной морали.
Долг как высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей, внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности специалиста его долгу с точки зрения его возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически выполнить требования профессиональной морали, то ответственность определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально – квалификационных и личностных качеств деятельности. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой. Ответственность специалиста за результаты его деятельности формируется в процессе самой социальной работы и выражается в осуществлении формального и неформального контроля за процессом деятельности, состоянием клиента с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Идентификация социальным работником себя как активного субъекта деятельности приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от ее индивидуальной активности, что побуждает личность изыскивать дополнительные средства, создавать условия для достижения намеченной цели.
Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, предвидит реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем, он поступает:
- свободно, поскольку принятая обществом система морально-
нравственных ценностных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеются в обществе - от групповых до общественных – специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;
- сознательно, т.к. решение поступить так или иначе принято им
самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;
- добровльно, поскольку чувство долга стало его убеждением и превалирующим мотиватором деятельности.
Сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу, напротив, они дополняют друг друга.
Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:
личной ответственности за порученное дело как в
правовом, так и в моральном отношениях;
профессиональной компетентности специалиста;
рационального, а не эмоционального подхода к решению
поставленных задач;
соответствия полномочий и ответственности;
правовой регламентации деятельности;
подотчетности;
инициативы и творческого исполнения;
организованности и дисциплины;
контроля и проверки исполнения;
критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;
доверия и свободы действий как в отношении клиента, так и в отношении коллег;
поощрения и наказания.
Обязанности специалиста в его повседневной профессиональной практике носят субъективно – объективный характер. Они существуют независимо от того, признает их социальный работник или нет, поскольку вытекают из самого факта включенности социального работника в профессиональную группу и профессиональную деятельность. Субъективность компонента обязанностей специалиста определяется тем, что он признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом и профессией к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.
Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые деонтологическая регуляция выполняет. Она гарантирует:
высокий профессионально – квалификационный уровень качества работы;
четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
профессиональную деятельность строго в рамках нормативно – правовой базы;
глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;
высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;
наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
Таким образом, представление о должном, о содержании долга и должного поведения, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество социальной работы, а на этом основании – и на благополучие общества в целом. Однако не все представления о должном, будучи опредмеченными, дают позитивный результат. Поэтому следует различать деонтологию как учение о должном, которое формируется с привлечением научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе, и деонтические представления личности или групппы, которые могут формироваться случайным образом и не быть научно обоснованными (корень в обоих терминах происходит от греческого deon – долг, однако во втором варианте отсутствует Logos – учение, наука). Это не означает, однако, что деонтологические и деонтические взгляды на содержание долга должны противоречь друг другу – они могут совпадать, поскольку интуитивно или путем логических размышлений личность может найти верное решение. Но они могут и противоречь друг другу, например, в тех случая, когда речь идет о разрешении деонтологического или этического конфликта, вследствие чего необходимо разъяснение специалистам сущности и содержания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.
- 10 Исторические модели социальной работы в России
- 1 Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы.
- 4. Основные сферы, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Актуальность проблемы развития теории социальной работы.
- 8.Социальная работа как специфический вид практической деятельности и ее основные компоненты.
- 9. Социальная работа как система.
- 10 Исторические модели становления социальной работы в России.
- 11. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 12. Развитие системы общественного призрения в конце 19 –нач. 20 вв.
- 13. Социальная работа в послереволюцонный и советские периоды.
- 15. Основные модели социальной работы за рубежом ( на примере зарубежной страны).
- 16. Сущность и содержание социальных технологий.
- 17. Сущность и классификация технологий социальной работы.
- 19. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 22. Социальная терапия как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Сущность и технологии социального прогнозирования и моделирования.
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 26. Технология консультирования в социальной работе.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 28. Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.
- 29. Технологии работы с пожилыми людьми
- 1. Социальное положение и психические особенности пожилых людей
- 2. Пожилой человек в семье
- 3. Медико – социальная реабилитация пожилых людей
- 4. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей.
- 5. Социальное попечительство над пожилыми людьми
- 29. Сущность и технологии с.Р. С пожилыми людьми.
- 30. Технология социальной работы с инвалидами.
- 31. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 32. Технологии соц. Работы с безработными
- 33. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах.
- Глава 2. Федеральный закон рф «о статусе военнослужащих»
- §1. Необходимость принятия и общая характеристика фз «о статусе военнослужащих».
- §2. Права и свободы военнослужащих.
- 35. Специфика технологий соц. Работы в пенитенциарных учрежедниях.
- 36. Технологии социальной работы на предприятии
- 37. Особенности технологий социальной работы в сельской местности.
- 38. Технологии социальной работы с бездомными
- 39. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социального работника.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 52. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 53. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 54. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.
- 55. Сущность социально - медицинской работы. Предмет и задачи.
- 56. Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
- 57. Технологии социальной работы в медицине
- 58. Здоровье и здоровый образ жизни целевые параметры социальной работы.
- 59. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 60. Социально – правовой статус социального работника.
- 2.Духовно – нравственный портрет социального работника
- 61. Управление государственной системой социальных служб.
- 62. Управление социальной работой как одной из направлений соц. Менеджмента.
- 63 . Субъекты и объекты управления в социальной работе , их краткая характеристика.
- 64. Классификация учреждений социального обслуживания населения.
- 65. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 67. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 66. Планирование в социальной службе как функция управления.
- 67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и социальных службах.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
- 1. Кадры соц. Работы
- 3. Системный подход к развитию персонала в соц. Сфере
- 4. Аттестация работников
- 71. Мотивация и стимулирование деятельности персонала в социальной службе.
- 72. Кадровое обеспечение соц. Служб.
- 73. Специалист по социальной работе работе как субъект профессиональной деятелльности: личная характеристика и профессиональная компетентность.
- 74. Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факторы формирования. Профессиональные риски.
- 75. Система профессиональной подготовки специалистов соц. Работы в России.
- 76. Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- 76. Система управления соуиалльной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
- Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
- 80. Игротехники в практике социальной работы, цели, задачи, содержание.
- Игровые технологии
- [ Периоды
- Академический
- Неформальный
- По способу взаимодействия игроков и условностям моделирования
- [По типу отыгрываемых персонажей
- Классификация деловых игр
- Методология игрового процесса
- Этапы игры
- Подготовительный этап Основными составляющими являются:
- Предпосылки и исходные рамки игротехники
- Реализатор заказа практики
- Реализатор заказа методологии.
- Транслятор методологических средств
- Исполнитель (нормореализатор норм макроигротехника)
- 81. Руководитель социальной службы. Культура труда руководителя
- Стили руководства и лидерства
- Понятие управления и его функции
- Критерии мотивации
- Функции контроля
- Инструменты руководства
- Субъективные причины
- Правила для предупреждения конфликтов
- Управленческое общение
- 82. Особенности служебной деятельности специалистов соц. Работы.
- 83. Сущность социального администрирования в современных организациях социального обслуживания.
- 84. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы
- 86. Коммуникации в социальной работе.
- 87. Гендерные отношения в современном обществе.
- 88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- 1. Основные функции семьи и их взаимосвязь.
- Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
- 89. Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- 90. Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- 91. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- 92. Статус женщины в современном обществе.
- 93. Женщина и занятость: социальные аспекты.
- 94. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- 95. Социально – педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения. Девиантное поведение как проблема социальной работы Понятие и причины девиантного поведения
- Причины девиантного поведения
- Основные формы социального контроля
- 96. Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- 97. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно – правовые формы.
- 3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
- 98. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые методы.
- 99. Организационно – правовые формы и виды социального обеспечения населения в рф.
- 100. Сущность, содержание и цели государственной соц. Помощи населению.
- I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
- 1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
- 1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
- 2. Специфика социальной помощи личности в различные возрастные периоды
- 2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
- 2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов