logo
Билеты госы 100вопросов 89 стр

13. Социальная работа в послереволюцонный и советские периоды.

После 1917 г., новое прави­тельство в лице Совета Народных Комиссаров сразу же при­ступило к реализации страховой программы большевистской партии.

Одним из самых ранних постановлений правительства стал дектрет "Об увеличении пенсий" (ноябрь 1917 г.). Данным декретом право на полу­чение пенсии за увечья от несчастных случаев распростра­нялось на всех трудящихся независимо от места их работы. Источниками создания страховых фондов для выплаты пен­сий и пособий являлись страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахо­ванных от внесения каких-либо взносов.

В конце ноября 1917 г. специальным декретом Совнаркома все лечебные учрежде­ния и предприятия были переданы предпринимателями в ве­дение больничных касс.

Функции органов управления социальным обеспечением выполняли местные советы депутатов. В центре управленческая вертикаль возглавлялась Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения.

По сравнению с дореволюционной Росси­ей социальное обеспечение в советский период поднялось на качественно новый уровень, превратившись в единую госу­дарственную систему, которая выступала в нескольких орга­низационно-правовых формах, обусловленных спецификой обеспечения отдельных категорий граждан в связи с особен­ностями их трудовой деятельности. Благодаря глубокому и целенаправленному реформированию дела социальной помощи нуждавшихся в стране было введено полное социальное! обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, наступлении старости или инва-лидности и других предусмотренных законом случаях.

Характерными чертами социального обеспечения являлись его всеобщность, равное право на его получение, доступ­ность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения, в том числе назна­чение пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка; бесплатное медицинс­кое обслуживание, больничное и санаторно-курортное ле­чение; снабжение протезными изделиями; профессиональ­ное обучение и переобучение; направление на работу в соот­ветствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лаге­рях отдыха и т.д.

Формировавшаяся в Российской Федерации в 90-е гг. система профессиональной социальной работы в значи­тельной мере сдерживала вал социального неблагополу­чия, образно говоря, заслоняя собой многие категории обездоленного и нуждающегося в социальной помощи населения. В сложных социально-экономических условиях в на­шей стране все же удалось создать целую сеть новых со­циальных учреждений, где на профессиональном уровне нуждающиеся граждане могут получить необходимую помощь, совет, поддержку. К числу таких учреждений относятся центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, центры психоло­го-педагогической помощи населению, геронтологические центры, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подро­стков, территориальные центры социальной помощи се­мье и детям и др.

Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

14. Основные направления социальной работы в условиях реформирования России .

Время становления теоретических основ социальной работы – конец XIX – нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.

Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:

· Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание  к личности рабочего и условиям его жизни.

· Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.

· Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.

· Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).

· Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.

В условиях массового “девиантно-революционного поведения” (П.А. Сорокин) актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.

Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны – процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т. д.). С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т. п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания – теории социальной работы.

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке). Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Её работы “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях” (1899) и “Социальные диагнозы” (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий.

В развитии социальной работы последние пять де­сятилетий занимают особое место, поскольку они прошли под знаком ее широкого распространения во всем мире. Несомненно, что этому способствовала деятельность Меж­дународной федерации социальных работников, создан­ной в 1956 г. С другой стороны, в этом же году фундамент здания социализма дал первую трещину (XX съезд КПСС и восстание в Венгрии), разрастание которой привело в конце 80-х — начале 90-х гг. к его крушению.

Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: “Социальная работа – это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей”.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой – разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой.

Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических  странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как “социальное государство”, зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния. Параметры социального государства – услуговый, правовой, налоговый.

Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран, в англоязычных версиях употребляется понятие “общество всеобщего благосостояния/благоденствия)”. Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.

Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

В развитии социальной работы могут преобладать либо государственные, либо общественные и частные органи­зации, занимающиеся помощью нуждающимся. В первом случае можно говорить о патерналистской, а во втором — о либеральной модели социальной работы. Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном го­сударственными, а в Соединенных Штатах Америки — не­государственными агентствами. В силу сложившихся традиций России основным фактором, определяющим разви­тие в ней социальной работы, является государство. Именно государство инициировало введение в России профессии социального работника на основе системы со­циального обеспечения. Наряду с государственными по­явились общественные и частные социальные агентства, но их вклад в развитие профессиональной помощи нуж­дающимся оказался незначительным.