logo search
госы

Основы коммуникационной культуры специалиста социально-культурной деятельности

Коммуникативную культуру личности следует рассматривать как сложное системное образование, которое способствует установлению взаимоотношений с окружающими людьми и воплощению личности в системе социальных отношений. Обобщение категорий, определяющих содержание коммуникативной сферы, позволило выделить в качестве ее основы коммуникативные качества личности. Они, являясь устойчивыми личностными образованиями и определяя стабильность поведения человека, структурно образуют коммуникативное ядро личности.

Качественное соотношение мотивационно-ценностного, содержательного и процессуального компонентов коммуникативной кульлтуры выступает в виде ведущего фактора, определяющего особенности коммуникативной компетентности студентов. В структурном отношении следует выделять в коммуникативной сфере личности коммуникативную мотивацию, коммуникативные черты характера, коммуникативные способности, коммуникативные свойства личности.

Особое значение в системе повышения коммуникативной культуры следует уделять представителям компенсаторного типа, для которых характерными являются такие коммуникативные качества как скрытность, спокойствие, сдержанность в сочетании с наивностью, прямолинейностью и непосредственностью в поведении. Коммуникативная сфера отличается средним уровнем эмпатических способностей. Значимой коммуникативной особенностью, характеризующей коммуникативную сферу студентов, является высокий уровень требовательности.

В коммуникативной сфере студентов-психологов было обнаружено многообразие связей и отношений между всеми качествами. Общий уровень эмпатии в данной системе является связующим звеном между основными конативными параметрами включенности и аффекта. Была достоверно установлена динамика коммуникативных качеств в процессе обучения. Выявленные особенности позволили четко определить временной диапазон развития коммуникативной сферы студентов: от формирования общих формально-динамических характеристик личности, работы над эмоциональной составляющей коммуникативной сферы к совершенствованию мотивационно-ценностного компонента и развитию профессиональной коммуникативной компетентности. Полученные результаты об особенностях коммуникативной сферы студентов явились психологическим основанием для реализации программы их коммуникативного развития в процессе обучения. Другим основанием для разработки данной программы явилось выявленное в результате сравнительного анализа рассогласование между коммуникативными характеристиками студентов-психологов и профессионально-важными качествами психолога.

Обоснование коммуникационной сущности профессий социально-культурной направленности, которые представляют собой технологически и ценностно оснащенные формы социально-культурного взаимодействия субъекта с различными элементами среды, что обусловливает необходимость выстраивания соответствующей системы образования. Коммуникативная сфера личности представляет собой сложное системное образование, выступающее основой формирования и самореализации человека в системе социальных отношений, базовым условием освоения и реализации основного репертуара социально-профессиональных ролей.

Базовой социально-коммуникативной характеристикой, пронизывающей все подструктуры личности, выступает коммуникативная компетентность специалистов социально-культурной сферы, которая образуется в зоне пересечения двух личностных блоков:

а) системы поликомпонентных качеств личности, включающей базовые и факультативные (периферийные) свойства (в структуре периферийных качеств коммуникативной сферы важнейшим содержательным компонентом является эмпатия, которая является условием соответствия взаимодействующих субъектов);

б) психологической готовности человека к организации коммуникативной деятельности.

Структура коммуникативной культуры специалиста социально-культурной деятельности, основными компонентами которой выступают:

а) базовые коммуникативные качества и способности личности, непосредственно обеспечивающие успешность социального взаимодействия: общительность, доминантность, экспрессивность, открытость, эмоциональная лабильность, доброжелательность, инициативность;

б) компенсаторные психологические качества личности (т.е. коммуникативный потенциал личности, развитие которого оптимизирует общий уровень коммуникативной культуры: эмпатия, конформность дипломатичность, открытость, социальная смелость, эмоциональная устойчивость);

в) стиль коммуникации, атрибутами которого выступают: степень контроля (включенность, контроль, аффект), характер эмпатии (рациональный, эмоциональный, интуитивный);

г) ценностио-мотивационная сфера личности, определяющая и фиксирующая профессионально-ролевое и ценностное самоопределение будущего специалиста (и прежде всего степень сформированное™ установки на конструктивный либо манипулятивный вид диалога);

д) поведенческий уровень коммуникации, реализуемый в процессе непосредственного общения как деятельности (в форме элементарных актов диалога, мотивированных и целенаправленных участниками общения в различных ситуациях в процессе образовательной и внеучебной деятельности, участия личности в различных форматах учебнообразовательной коммуникации, включая диалог и сотворчество с преподавателем и сокурсниками).

Педагогическая стратегия формирования коммуникативных качеств личности в системе внеучебной деятельности, которая выстраивается:

а) на понимании компенсаторной природы и механизмов личностного развития, что предполагает стимулирование ресурсно обеспеченных личностных качеств, способных компенсировать дефициты общительности и обеспечить высокий уровень коммуникативной культуры специалиста социально-культурной сферы;

б) на методологии парадигмального подхода к обучению будущих специалистов социально-культурной деятельности, обеспечивающего формирование целостной личности, обладающей высоким коммуникативным потенциалом, коммуникативной компетентностью и системой инструментальных навыков коммуникации.

Парадигмальный подход реализуется на базе целостной и взаимодополняющей системы методологических принципов, теоретических предпосылок и технологических приемов, целенаправленных на решение конкретных образовательных задач и позволяющих формировать коммуникативную культуру как интегральное качество специалиста социально-культурной сферы;

в) целенаправленности учебных дисциплин и внеучебных форм социально-культурной деятельности на выработку коммуникативной компетентности будущих специалистов путем использования интерактивных технологий, формирующих ценностные установки и поведенческие навыки эффективной коммуникации как в профессиональной, так и личностной сферах.