logo search
идеология / Идеология и молодежь Беларуси

§2. Приоритеты в сфере образования

Идеологическая политика в сфере образования состоит из основополагающих теоретических принципов и практических мер, предпринимаемых государством в учебно-воспитательном процессе в стране, рассчитанном на сегодняшние кадровое удовлетворение экономики и культуры белорусского общества и прогностические тенденции общемирового масштаба. В общенациональном измерении образования – основа стратегии суверенной Беларуси, в личностном – нравственный капитал, аналога которому нет. Главное – вовремя и разумно распорядиться этим достоянием. Это, в свою очередь, зависит от социального заказа, определяемого научно-техническим и общественным прогрессом общества. Хотя традиционно важными профессиями остаются педагог, врач и инженер, общество как бы на время забывает о них, отдавая предпочтение тем профессиям, которые, или являются или кажутся престижными (юриста, экономиста, психолога и т.д.). Для того, чтобы не было крена, то в сторону технических, то в сторону гуманитарных специальностей, и существует социальный заказ, учитывающий общенациональные интересы (спрос на аграрников, к примеру); он, как правило, строится на научно обоснованных программах государства.

Государственные требования фиксируются в национальных стандартах образования, разрабатываемых с учетом социально-экономических и духовно-культурных запросов страны и мирового образовательного пространства.

Идеология образования базируется на экономических, демографических, геополитических, научно-технологических, культурных, профессионально-нравственных достижениях общества. Большое значение имеет инфрастуктура тех или иных регионов страны (приграничных областей, например), требующая конкретных специалистов (архитекторов, железнодорожников, асфальтобетонщиков, мелиораторов и т.д.). В современном мире берется в расчет и международное разделение труда, учитываются инновационные процессы.

Идеология образования своей главной целью считает повышение качества управления образованием, прогностику последнего, что помогает максимально учитывать интересы общества и личности, трудового коллектива и семьи. Именно эту задачу ставила начавшаяся еще в 1996 году реформа общеобразовательной системы в Беларуси. С учетом новых реалий, накопленного в нашей стране и зарубежных странах управленческо-педагогического опыта, реформа продолжается и сегодня.

В мае 2004 года по поручению Президента Республики Беларусь была создана межведомственная комиссия, изучавшая целесообразность перехода средней общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения. Заключение комиссии было положительным. Дополнительно введенный 12-й класс позволяет улучшить содержание образования, перераспределить объем учебных заданий, уменьшить обязательную недельную нагрузку уроками, успешнее осуществить профильное обучение в старших классах, сориентировать выпускников на дальнейший путь приобретения знаний и специальности. Естественно, улучшена работа по подготовке новых и переработке имеющихся учебников и учебных пособий, в ряде из них предусмотрена нравственно-патриотическая и идеологическая составляющая.

Примечательно, что по указанию А.Г.Лукашенко проводится большая работа по качественному улучшению учебного процесса в сельской школе, что дало возможность ее выпускникам конкурировать с учащимися горожанами на различного рода олимпиадах, поступать на престижные факультеты во все вузы страны (например, в 2004-2005 учебном году в Бел госуниверситете количество первокурсников – сельчан удвоилось по сравнению с предыдущим годом). Следует, однако, заметить, что задача подготовки специалистов – аграрников, в целом специалистов для работы в сельской местности остается все еще актуальной.

В нашей стране существует стройная система общеобразовательной и профессиональной подготовки. В базовой 9-летней школе, средне 12-летней школе, лицее, гимназии учащиеся получают ту подготовку, которая позволяет им оставаться на уровне современных требований к культурному человеку. Если он желает совершенствоваться в интеллектуальном и профессиональном аспектах, то может поступить в специальные средние профессиональные заведения или высшие (как государственные, так и частные, дающие дипломы государственного достоинства) учебные заведения. Каждой личности в нашей стране гарантированно это Конституцией; фактически имеется столько учебных заведений различного уровня, насколько существует потребность в них общества, семьи, личности. Высшие учебные заведения осуществляют подготовку к практической профессиональной деятельности по специальностям, требующим длительного обучения; подготовку наиболее способной части студенчества к научно-исследовательской работе; способствуют формированию высокообразованной, интеллектуальной и культурной личности.

Систему учебных заведений страны дополняет сеть вне учебных: детские дошкольные учреждения (ясли, сад); кружки, секции, клубы по интересам (технического творчества, художественно-эстетического профиля; спортивно-оздоровительные и туристические); центры и дома детского творчества, дворцы детей и молодежи; инициативные учреждения дополнительного образования (для одаренных детей; для углубленного изучения отдельных предметов; по специальным программам для детей с ограниченными возможностями); учреждения летне-оздоровительного отпуска детей, подростков, юношей; учреждения по допризывной подготовке юношей.

Незыблемым принципом деятельности учебных и вне учебных учреждений является основной педагогический: обучая, воспитывать; воспитывая, обучать. Их цель – сформировать человека высокой профессиональной и нравственной культуры, семьянина и патриота.

Поскольку жизнь диктует необходимость постоянного профессионального совершенствования, соответствия спросу рынка труда, то в нашей стране сложилась система непрерывного образования личности, благодаря которой человек чувствует себя достаточно уверенным в социокультурном и научно-техническом пространстве. Этому способствуют различного рода государственные учреждения последипломного образования, институты повышения квалификации, постоянно действующие республиканские и региональные курсы подготовки и переподготовки кадров.

Гарантией стабильного будущего белорусского общества, расцвета нации, нравственного достоинства личности являются государственные инвестиции в образование. В нашей стране не только сохранились важнейшие средние учебные заведения, готовящие кадры специалистов – рабочих (СПТУ, ПТУ и др.), но и появились колледжи различного профиля с их мощной материальной базой. На новом подъеме находятся высшие учебные заведения (выросшие из институтов университеты); более того – создан новый Барановичский госуниверситет.

Большинство студентов обучается бесплатно, получают стипендию. Наиболее отличившиеся поощряются из Фонда Президента страны (с момента его создания премировано более 2 тысяч студентов, только в 2004 г. – 100). Всем выпускникам государственных учебных заведений гарантировано первое рабочее место.

Высокое качество подготовки специалистов – выпускников вузов отмечается во всем мире; их стараются переманивать зарубежные фирмы и научные центры, суля большие материальные блага. Но все же основная масса молодых специалистов трудится в родной Беларуси, составляя золотой фонд нации, обеспечивая ее стабильность и укрепляя международный авторитет.