logo search
госы

Социальные функции эстрадного искусства

Эстрада — первоначально разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, клоунада.

Эстрадное искусство сегодня занимает особую нишу в мировой музыкальной культуре, чему способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий, общие процессы глобализации и интеграции, психологические и идейно-мировоззренческие установки. Как самый популярный вид искусства эстрада играет большую роль в общественной жизни, становится популярным средством выражения культурных запросов и ценностных ориентиров различных слоев общества. Ввиду того, что эстрада является одним из наиболее социально отзывчивых и мобильных видов искусств, исследование данного феномена помогает глубже понять происходящие в обществе духовные процессы. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей к данному виду искусства: к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, определению роли и места в художественной культуре, вопросам профессиональной подготовки специалистов. Долгое время, обсуждая методики постановки вокального аппарата у молодых исполнителей, специалисты этой области спорили о том, к какому методу следует обращаться в процессе воспитания исполнителя эстрадного жанра. Некоторые утверждают, что только академическая школа с ее уже устоявшимися канонами способна воспитать хорошего эстрадного певца, что эстрадному певцу необходимо владеть приемами академической школы и только на такой базе презентовать эстрадный репертуар. Другие считают, что можно обойтись без накопленного опыта академической сферы, активно овладевая необходимыми в эстраде новыми эффектными приемами звукоизвлечения, оказываясь, таким образом, на гребне актуальной волны «поиска нового звука» в музыке. Третьи вообще отрицают существование эстрадной вокальной школы. Четвертые (и среди них немало исполнителей с мировым именем) умудряются сочетать казалось бы несочетаемое. Поэтому заявленная в статье тема методики постановки вокального аппарата эстрадного певца представляется весьма актуальной. Ведь в сравнении с многовековой историей академического профессионального музыкального обучения, специальное эстрадное образование стало активно развиваться лишь в последние десятилетия XX века. Преподавателям и студентам эстрадных факультетов, а особенно – многочисленным представителям эстрадно-вокального исполнительского искусства – следует грамотно разобраться в существующих на сегодняшний день методах и методиках постановки вокального аппарата с учетом, как индивидуальных особенностей певца, так и жанрово-стилевых направлений вокальной музыки. Коротко рассмотрим эти последние.

Меняющиеся социальные функции музыкального искусства, развитие и усложнение жанрово-стилевых основ музыки, изменение условий музицированияставят новые требования к звучанию голосов. Вокальная педагогика, эмпирическая и субъективная в своей основе в XVII-XVIII вв., сформировавшаяся в научную дисциплину, однако не нашедшая адекватного научного объяснения многочисленных «парадоксов» вокальной техники певцов в рамках исходных установок и представлений в XIX-ХХ вв. – сегодня в поисках новых путей развития приводит к созданию новой парадигмы – системному подходу к формированию певческого голоса на основе жанрово-стилевых характеристик и индивидуально-личностных различий при опоре на крепкую технико-технологическую вокальную базу.