logo
Катастрофическое сознание в современном мире

К главе 7

  1. Зворыкин В.К. Американец с русским акцентом // Неизвестная Россия. ХХ век. 1993, с.45.

  2. Там же.

  3. См.: Сегал Д. “Сумерки свободы”: о некоторых темах русской ежедневной печати 1917-1918 гг. //Минувшее. Исторический альманах 3. М., 1991, с.141,148.

  4. Архивные материалы позволяют воспроизвести массовые настроения революционного времени. “Одни грабежи да убийства и насилия, и жаловаться некуда” — это из письма, написанного в декабре 1917 года (Неизвестная Россия. Книга вторая. М., 1992,с. 188). В другом письме повторено почти теми же словами: “теперь каждый день убийства, грабежи и жаловаться некуда” (с.187).Автор еще одного письма из Полтавской губернии от 30 декабря 1917 просит Учредительное собрание “защитить меня, терпящего с самой колыбели и до настоящего времени муки и терзания злых людей, задавшихся целью стереть меня и родных моих с лица земли”(с.187). В этот же адрес другой автор пишет: “Просим не отбирать и не разорять наш русский народ”(с.186) “Страна с каждым днем идет ближе к голоду...”(с.184). “Весь порядок разрушен” пишут в своем приговоре жители села Ермаково Ярославской губ. (январь 1918 г.) (с.189). Раздаются и угрозы Учредительному собранию. Некий автор из Царского Села обращается к нему со словами: “Бойтесь, лопнет наше терпение и мы перебьем и разгоним вас всех” (с.190).

  5. Неизвестная Россия. ХХ век. М., 1992, Т. 1,с.14-15.

  6. Там же, с. 31.

  7. В дневнике выпускника Института красной профессуры И.Литвинова в записи от 15 января 1922 можно прочитать: “Разговор пошел о самоубийствах. В последнее время тема самоубийства “самая популярная” среди коммунистов”.

Стреляются, отравляются коммунисты на каждом шагу. И на каждом шагу об этом говорят. “ В записи от 3 февраля он пишет: “...гибнешь и от тьмы, и от голода, и от эпидемий. Поволжье вымирает, а в Москве дети десятками совершают самоубийства из-за голода. Об этом уже пишут даже в газетах” (Литвинов И.И. // Неизвестная Россия. ХХ век. Книга четвертая. М., 1993, с.82,92).

  1. Из Подольской губ. 24 мая 1919 г. сообщали: “Хлеб у нас отбирают красноармейцы нахально: у кого сколько найдут, и отберут. Народ страдает почем зря”(Там же, с.213). Насилие процветало в разных формах. Например, видимо, какой-то представитель власти пишет 31 июля 1919 г.: “У всех была какая-то против нас злоба...Везде требуется сила” (там же, с.214). Из Саратовской губ. 21 июня 1919 г. сообщали: “Тут на днях была Красная гвардия и отобрала 1 тыс. пудов хлеба. Теперь крестьяне все злые”. Человек, проживающий в Москве, писал 30 августа 1919 г.: “У нас в деревне реквизировали хлеб, и у отца твоего, но они не хотели отдать как красноармейские семьи. Твоего отца, когда он не хотел отдать, били прикладами” (Там же, с.215). 16 июля 1919 г. из Тамбовской губ. пишут “В деревне все отбирают, полную очистку делают” (Там же, с.215). 29 июля 1919 г. из Могилева сообщают “настроение в городе сейчас нервное, идут повальные обыски, отбирают золото, серебро, мануфактуру, а в некоторых случаях даже белье, одежду, одеяла и подушки” (Там же, с.215).

  2. В этом же дневнике в феврале можно прочесть: “разливается антисемитизм по России широким потоком. Растет ненависть к евреям во всех слоях и классах” (с.100).

  3. Неизвестная Россия. ХХ век. Книга третья. М., 1993, с. 330.

  4. Там же, с.333.

  5. Там же, с.331,333,334,336,347.

  6. В письме из Можайска Московской губернии от 28 июня 1919 года неизвестный автор пишет “желаем вам побольше подушить дармоедов и прочих нажившихся на чужой крови капиталов” (Неизвестная Россия. ХХ век. Книга вторая. М., 1992, с.205). В другом письме из Орши от 14 декабря 1919 года написано: “У меня в душе такая злоба к буржуазии, что я могла бы собственными руками их застрелить” (Там же,с.205) Письма свидетельствуют о постоянном, незатухающем конфликте. В письме от 28 ноября 1919 из Вологодской губ. можно прочесть: “Дома все разорили, хлеб отобрали весь дочиста и нельзя слова сказать. Как старый режим. Вот мы до чего дожили, и нельзя никуда жаловаться. В исполкоме засела буржуазия, и они совместно работают” (Там же, с.216). Другая сторона отражена в письме из Черниговской губ. от 28 июля 1919 года: “Мужики как черти ежатся на советскую власть, но мы их взяли в работу, так что им некуда поворачиваться” (Там же, с.216). Это всеобщее озлобление приводило к массовому насилию. В письме из Ельца от 21 июля 1919 сообщается: “буржуев всех поголовно выселяют из дома и из города, стоит вой, как на реках вавилонских, словом, неразбериха по всей коммуне, устали ожидать правильной хорошой жизни, возят чужое сено, рубят догола леса, имения стоят разоренные” (Там же, с.209). Из Киева пишут: “Тут все спокойно, понемногу расстреливаем буржуев” (с.210).

  7. Arendt Hannah. The origins of totalitarianism. N.Y.,Harcourt,Brace, 1951.

  8. См. Sorokin P. Man and Society in Calamity, 1942.

  9. В дневнике, в записи, относящейся к апрелю 1934 года, говорится о “паническом настроении, люди озабочены поисками врагов. Задают очень много вопросов о врагах народа, скоро ли их выловят, по каким признакам определить врагов народа, как относиться к раскаявшимся оппозиционерам и смирившимся бунтовщикам во время коллективизации. У меня такое впечатление, что райпарторганизация чем-то сильно обеспокоена”. Во власти этого страха находится и сам автор дневника. Он убежден, что “иностранная контрразведка старается всюду просунуть своих людей. Общая обстановка очень острая” Соловьев А.Г. Тетради красного профессора (1912-1941 гг// Неизвестная Россия. Книга четвертая. М., 1993,с. 179,186).

  10. В одном из детских сочинений 1929 года можно прочесть: “В деревне я слышал разговоры про войну, хлеб. Говорят, что большевики боятся войны, вот они весь хлеб и отдают. Но несмотря на хлебные взятки другим державам, говорит кулак, война уже начинается...”(Неизвестная Россия. ХХ век.Книга третья,с.264). В другом сочинении 1928 года :”В селе я очень часто слышал о войне. Один раз меня позвала старуха и спросила: “Правда, говорят, что весной будет война?” (Там же, с.308). В другом сочинении написано: “Когда приходишь в деревню, только и слышишь, что про войну. Теперь наши деревенские закупают почти все много соли, ругают советскую власть, чего не задумаешь купить, все недостатки...”(Там же, с.277).

  11. Неизвестная Россия. ХХ век. Книга третья, с. 229.

  12. Интересно, что демонизация своего образа является характерной чертой тайных обществ. Можно привести многочисленные примеры. Во всех случаях такая демонизация имеет целью запугивание населения.

  13. Колхозница А.С.Семенова из Поволжья в интервью в 1990-1992 гг. рассказывала о раскулачивании: “А тут в колхоз стали съединять. Ну вызовут дедушку: он не идет никак в колхоз. Боялись его, колхоза-то. Страшно, видно, было. Их посадили — эдаких-то, противников колхоза. Был у нас — сейчас клуб, а тогда — нардом. Насажали их туда, как селедок в бочку. Они там которые и померли...”(с.148). “И боюсь: поймают еще, да и съедят. Ведь ловили людей и ели тогда, в голодовку-то” (с.150). “Меня вот когда в раскулачивание потрясли, и с тех пор я боюсь”(с.166).

  14. Хлевнюк О. 26 июня 1940: иллюзии и реальность администрирования // Коммунист, 1989, N 9,с.92.

  15. Там же, с.93.

  16. Там же, с.95.

  17. Исследовательский проект “Реальная экономика и политика современного российского села” под руководством Т.Шанина, с.15, 26.

  18. Новикова Н.Г.,Овсянников А.А.,Ротман Д.Г. Стереотипы исторического самосознания (По материалам межрегиональных исследования) //Социологические исследования. 1989,N 5.

  19. Там же, с.5.

  20. Там же.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4