Страхи, тревоги и беспокойства как побудители к действию
В какой степени обеспокоенность той или иной опасностью или угрозой побуждает к действиям, направленным против этой угрозы? В качестве показателя уровня обеспокоенности различными угрозами примем сопряженность между ответом на вопрос “В какой мере вы уверены в своем будущем?” (вполне уверен, скорее уверен, скорее не уверен, совершенно не уверен и отсутствие ответа) и уровнем обеспокоенности каждой из 43 поименованных выше опасностей. Наименьшие значения коэффициента (0,10-0,15) получены для таких угроз, как: нашествие ислама, масонство, сионизм, угроза исчезновения белой расы, захват Земли инопланетянами, перенаселение городов и некоторые другие. Наибольшие ассоциации с неуверенностью в своем будущем фиксируются в отношении страхов массовой безработицы (0,31), снижения жизненного уровня (0,28), американизации жизни (0,26), утраты чувства коллективизма (0,25), криминализации общества (0,23). Неуверенность в своем будущем сопряжена с экологическими тревогами на уровне 0,16-0,195.
Приведем статистику распределения ответов на вопросы о характере действий для упреждения тех угроз, которые названы как наиболее вероятные и страшные. Первый вопрос — проективный (табл. 3), второй — установка готовности (табл. 4) и третий — установка действия (табл. 5). Иными словами, мы предложили своего рода “воронку” установочных “готовностей”.
Таблица 3 | |
Ответ на вопрос: Если это (то есть, по вашему мнению, особо опасное) бедствие все-таки произойдет или уже произошло, то как вы будете себя вести ? (% к N=1346) | |
Буду или уже предпринимаю какие-то меры, чтобы предотвратить или ослабить эту опасность | 41,3 |
Считаю, что от моих действий ничего не зависит | 58,7 |
В проективной ситуации отношение терпеливых фаталистов к обеспокоенным и действующим составляет 6:4, но в двух других ситуациях соотношение оборачивается в пропорцию 3:7 и теперь уже — в пользу намеренных действовать или уже предпринимающих какие-то меры для самосохранения.
При этом действующих за себя и своих близких почти в 10 раз больше, чем действующих не только за себя, но и за “незнакомых других”, за некоторые сообщества или общество в целом: 70% не приемлют коллективных действий против наиболее опасной угрозы и не высказывают намерений что-то предпринять в общенародных интересах. Напомним, что в ряду особо опасных не было названо каких-либо фантастических угроз (табл.2).
Вряд ли такой результат говорит об отсутствии чувства коллективизма, ибо, как мы знаем, утрата чувства коллективизма переживается нашим народом исключительно остро. Скорее всего, основная причина отсутствия намерений к солидарным действиям против наиболее опасных угроз — неверие в способность рядового гражданина даже коллективными действиями повлиять на изменение общей ситуации в стране, то есть недоверие к
Таблица 4 | |||
Ответы на вопрос: “В какой мере вы лично готовы предпринять или уже предпринимаете какие-то усилия, чтобы обезопасить себя от угрозы, представляющейся вам наиболее вероятной и наиболее опасной?” (в % к N = 1346) | |||
Действия | Я уже это делаю | Я намерен (а) так поступить | Это не для меня |
Все возможные меры для ограждения себя от этой опасности | 40,2 | 30,6 | 29,2 |
Все, что от меня зависит для предотвращения этой опасности для близких | 37,9 | 35,8 | 26,4 |
Все возможное для предотвращения этой опасности для нашего народа | 4,6 | 25,9 | 69,5 |
Объединяюсь с другими, кто также видит эту опасность и принимает меры к ее предотвращению | 7,5 | 24,9 | 67,7 |
Полагаю, что надо просто перетерпеть опасности и лишения | 23,6 | 10,4 | 66,0 |
Таблица 5 | |
Ответы на вопрос: “Предпринимаете ли вы что-нибудь для того, чтобы предотвратить наиболее вероятную и наиболее опасную, с вашей точки зрения, угрозу или для того, чтобы смягчить ее последствия?” (в % к N = 1346) | |
Действия | % |
Обсуждаю с родными и знакомыми | 53,1 |
Пытаюсь организовать друзей, соседей | 3,1 |
Стараюсь обратить на эту угрозу внимание властей | 1,6 |
Обращаюсь к средствам массовой информации | 0,2 |
Полагаю, что это не моя забота | 8,1 |
Считаю, что все бесполезно, ничего сделать нельзя | 30,3 |
Другое | 3,7 |
органам государственной власти. Именно они, по общему мнению, призваны гарантировать от обнищания, преступности, уничтожения среды обитания, обеспечить сохранение национальной культуры и защиту от внешнего врага. Если же взглянуть на данные о действиях, направленных на упреждение вполне конкретных опасностей, то нетрудно заметить следующее: чем выше способность собственного контроля за ситуацией повседневной жизни, тем выше уровень личной активности для упреждения угрозы, что вполне объясняется и здравым смыслом, и теорией.
Доказательства этого утверждения: для предотвращения угрозы безработицы не намерены что-либо предпринимать 14%, в подавляющем большинстве — пожилые люди. В попытках возместить недостаток средств к существованию полностью пассивных нет вообще; готовых просить подаяние — 8% (малоквалифицированные и пожилые); готовых продавать вещи или жить на средства родственников без максимизации собственных усилий, иждивенцев — нет.
Все остальные активно предпринимают самые разные меры: прирабатывают — 22%, намерены прирабатывать — 46%, получают доход по денежным вкладам или намерены это делать — 30%, пользуются продуктами от своего земельного участка — 70%, планируют это делать — 12%.
Действия для предохранения от преступности и загрязнения среды также достаточно активны, но прежде всего и главным образом самозащитные, не коллективные (табл. 6).
Из таблицы видно, что соотношение фаталистов и активно настроенных или уже действующих опять же 3:7 в пользу активных. Готовых к солидарным действиям — около трети.
Итак: пассивность и фатализм в отношении невзгод, даже тех, что могут быть как-то ослаблены собственной активностью, свойственны примерно 1/3 граждан (в основном это более пожилые люди); чем выше вероятность личного контроля над повседневной жизнью, тем выше поведенческая готовность к действию; чем ниже такая вероятность (например, угроза атомной войны), тем ниже готовность к действию; люди в большинстве своем склонны опираться на собственные, индивидуальные усилия, не готовы к солидарным действиям для предотвращения угроз и опасностей, что вытекает из отсутствия доверия к власти, способной прислушаться к мнению граждан, и/или объясняется отсутствием общенациональной солидарности; неуверенность в собственном будущем сопряжена почти в равной мере с обстоятельствами, которым люди могут как-то противостоять (угроза безработицы, низкие доходы), и с обстоятельствами, которым они противостоят, по их мнению, бессильны: загрязнение среды, преступность, возможность межэтнических конфликтов, ядерной войны, разрушение национальных ценностей, “американизация жизни”, утрата чувства коллективизма и т.д. Отсюда следует прогноз высокого уровня социальной тревожности на весь период до начала стабилизации экономики и социальных институтов.
Таблица 6 | |||
Ответы на вопрос: “В какой мере вы лично готовы предпринять или уже предпринимаете какие-то усилия, чтобы обезопасить себя от преступности / от загрязнения окружающей среды?” (в % к N = 1346)* | |||
Действия | Я уже это делаю | Я намерен (а) так поступить | Это не для меня |
Все возможные меры для того, чтобы обезопасить себя от этой опасности | 40,2 42,9 | 30,6 30,8 | 29,2 26,3 |
Все, от меня зависящее, чтобы предотвратить эту опасность для близких | 37,9 39,7 | 35,8 34,8 | 26,4 25,5 |
Все возможное, чтобы предотвратить эту опасность для нашего народа | 4,6 9,6 | 25,9 28,7 | 69,5 61,7 |
Объединяюсь с другими, кто также видит эту опасность и принимает меры для ее предотвращения | 7,5 8,3 | 24,9 25,3 | 67,7 66,4 |
Полагаю, что надо перетерпеть опасности и лишения | 23,6 20,8 | 10,4 9,8 | 66,0 69,4 |
* Верхняя строка — проценты, выражающие отношение к преступности, нижняя — к загрязнению среды.
Динамика страхов в России в конце ХХ века.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Московский общественный научный фонд институт социологии ран университет штата мичиган
- В.Э.Шляпентох
- В.Н.Шубкин
- В.А.Ядов
- Введение
- Часть I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты (в. Шляпентох, с. Матвеева) Глава 1. Страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии
- Источники страхов
- Страх перед будущим как культурная характеристика
- Страх перед будущим в устной культуре
- Страх перед будущим в письменной культуре
- Истоки катастрофизма: циклические концепции
- Направленность древних страхов на внешний мир
- Страхи и катастрофизм в Средние века
- Философский вызов катастрофизму в Новое время
- Страх человека перед самим собой как основа катастрофизма в хх веке: экзистенциализм, психоанализ и энвиронментализм
- * * *
- Глава 2. Страх как социальный феномен
- Страх — чувство и эмоция
- Типология страхов Специфичные и универсальные страхи
- Социализированный и несоциализированный страх
- Страхи индивидуальные и массовые
- Страхи рациональные и иррациональные
- Динамика социальных страхов: от непосредственных угроз к угрозам символическим
- Глава 3. Страх и стратегии поведения
- Значение страха в процессе социальной мобилизации
- Страх как стимул для действия
- Конструктивное и разрушительное поведение
- Агрессия как следствие страха
- Страх в процессах социальной демобилизации
- Пассивность прежде, чем страхи
- Апатия и эскапизм
- Глава 4. Социальное значение страхов
- Непосредственные издержки страхов для его носителей
- Косвенные издержки страха
- Психологические пути избавления от страха
- Динамика в оценках страхов
- Глава 5. Катастрофизм или страх перед будущим
- Объективные и субъективные измерения катастроф
- Катастрофа как объективный феномен
- Катастрофа как субъективный феномен
- Страх перед ожидаемой катастрофой (катастрофизм)
- Факторы, определяющие уровень катастрофизма
- Катастрофизм в идеологиях
- Глава 6. Субъекты катастрофического сознания
- Идеологи как производители страхов
- Интеллигенция как агент страха
- Массы как носители страхов
- Информация “из вторых рук” и идеология
- Страхи как оружие большой политики
- Глава 7. Мобилизационная функция страха: страхи и катастрофизм в ссср
- Массовые страхи как условие и предпосылка мобилизации
- Тоталитарный политический режим как средство мобилизации
- Катастрофа как бедствие и орудие справедливости: два лица советского катастрофизма
- Страхи советского времени
- Государственный террор как повседневность: использование катастрофизма для налаживания дисциплины труда
- Ослабление катастрофизма по мере ослабления советской власти
- Глава 8. Прошлое как источник страхов и компонент сознания современного человека
- Глава 9. Демобилизующая функция страха: страхи и катастрофизм в современной Росии
- Массовые страхи как условие и предпосылка социальной демобилизации
- Сигнально-ориентационная и прогностическая функция страхов
- От оптимизма к пессимизму: динамика современных российских страхов
- Часть II. Страхи на постсоветском пространстве Глава 10 (в.Шубкин). Что тревожит и страшит россиян сегодня Особенности методологии и методики исследования
- Главные тревоги и страхи
- Динамика страхов: от 1-го к 3-му этапу
- Глава 11 (в.Шубкин). География страхов
- Глава 12 (в.Шубкин). Страхи у россиян и у иммигрантов из России в сша
- Попробуем подвести итоги.
- Глава 13 (в.Шубкин). Сюрпризы в исследовании
- Глава 14 (в.Ядов). Структура и побудительные импульсы тревожнго сознания
- Эпидемия социальной тревожности
- Катастрофическое и депривированное сознание
- Латентная структура тревожного сознания
- Страхи, тревоги и беспокойства как побудители к действию
- Глава 15 (в.Иванова, в.Шубкин). Динамика страхов в России в конце хх века. (По материалам социологического исследования 1998 г.)
- 1998 Год в сравнении с 1996 годом
- Новый российский лидер страхов 1998 — обнищание
- Самая страшная эпоха в истории России (1996 и 1998 года)
- Социально-политические подвижки в сознании россиян
- Глава 16 (в.Иванова, в.Шубкин). Катастрофическое сознание на Украине
- Великий передел.
- Страхи в России и на Украине. Общее и специфическое.
- Социальная активность украинцев и россиян.
- Тяжелейшие периоды в истории России и Украины.
- Глава 17 (в.Иванова, в.Шубкин). Страхи в Литве Между Востоком и Западом.
- Чего боятся сегодня литовцы.
- Проклятое наследство.
- Социальная активность на постсоветском пространстве.
- Подведем некоторые итоги.
- Особенности анкеты.
- Полевые работы.
- Интердисциплинарные аспекты. Лингвистический аспект.
- Исторический аспект.
- Политический аспект.
- Журналистский аспект.
- Психологический аспект.
- Глава 19. Социологические аспекты и результаты исследований в Болгарии Уверенность в будущем.
- Вероятные опасности.
- Виды опасностей.
- Что тревожит болгар сегодня.
- Глава 20. Катастрофическое сознание болгар через призму социально-экономических, политических и культурных позиций Национальная катастрофа.
- Тяжелейшие периоды в истории болгарии.
- Катастрофы в истории болгарии.
- Экономический фактор.
- Политический и идеологический фактор.
- Особенности внешней политики Болгарии.
- Социально-культурный фактор.
- Этнический фактор.
- Социально-биологические, социально-профессиональные и биографические факторы.
- Заключение.
- Глава 21. Сравнительное исследование катастрофического сознания в Болгарии и России
- Предварительные замечания.
- Общее и специфическое.
- Тяжелейшие периоды в истории России и Болгарии.
- Главная болгарская беда.
- Эмоциональное восприятие опасностей.
- Социальная активность.
- Заключение
- Литература к Введению
- К главе 1
- К главе 2
- К главе 3
- К главе 4
- К главе 5
- К главе 6
- К главе 7
- К главе 8
- К главе 9
- К главе 14
- К главе 15
- К главе 16
- К главе 17
- К главе 21
- Приложения Приложение к главам 10-13
- Приложение к главе 14
- Приложение к главе 15
- Приложение к главе 16
- Приложение к главе 17
- Приложение к Части III
- Сведения об авторах