Идеологи как производители страхов
Каковы возможности идеологов во внушении массовых страхов? И соответственно, насколько массовое сознание зависимо от идей, внушаемых им идеологами?
Две полярные точки зрения сложились на роль деятельности идеологов по созданию и распространению страхов.
Первая точка зрения может именоваться утилитаристской и элитистской. Она имеет широкое хождение и в массовом сознании, и в социальной науке. Согласно этой точке зрения, идеологи создают и распространяют страхи, потому что им это выгодно. Обычно эта точка зрения базируется на концепциях, которые связаны с изучением интересов. Создавая и распространяя страхи, идеологи в некоторых случаях создают (конструируют) проблему, которой до этого не существовало. В других случаях они лишь выводят уже существующую проблему из тени в свет публичного дискурса.
При этом сами идеологи могут относиться к проблеме с разных этических позиций. Во-первых, они могут быть лично убежденными в истинности, правильности, полезности и т.д. отстаиваемой ими позиции, в этом случае их убеждения совпадают с провозглашаемыми ими идеологическими воззрениями. Во-вторых, они могут работать для кого-то другого (например, правителя или рынка). В этом случае идеологическая позиция, которую они обнаруживают для публики, может совпадать с их личной не полностью, ибо они сознательно отделяют себя от аудитории, для которой работают. Идеологи могут работать для широкого потребителя (массового сознания) или по специальному заказу определенных лиц и групп (государства и его представителей, политиков, оппозиции, банкиров, промышленников, аграриев, мафии, зарубежных кругов и т.д., т.е. любого, для кого они соглашаются выполнять заказ. Наконец, они могут поставлять свои идеи общественности и без заказа, а по личному убеждению в необходимости донести эти идеи до других людей. В этом случае таких людей трудно упрекнуть в искании личной выгоды, Вместе с тем возможная искренность вовсе не означает бессеребренничества. Так, националистические убеждения разработчиков национальных идеологий в бывших советских республиках явились для этих людей средством их личного вхождения во власть.
Согласно данной точке зрения, ответственными за содержание идеологии оказываются идеологи. Они сами, или по чьему-то заказу, создают некоторый идеологический продукт, например страхи. Последние принимаются массами, для которых эта идеология предназначена.
За этим пониманием идеологии и роли идеологов скрывается элитистское убеждение в том, что элиты “вносят сознание в массы” и, как профессионалы, “могут им продать все, что угодно”.
Описанной выше точке зрения противостоит иное понимание роли идеологов, которое может быть названо антиэлитистским. Согласно этой точке зрения, роль идеологов в порождении страхов вторична. Они — некий рупор общественных взглядов и настроений, и в силу этого в современных обществах, где действуют демократические установления, отражают и выражают массовые убеждения, верования и настроения. Обоснованием этой позиции является антиэлитистское убеждение, что массы слышат только то, что хотят слышать, и воспринимают только то, что хотят воспринимать. Любая система взглядов и идеология, если она претендует на массовый успех, согласно этой точке зрения, зависима от массовых убеждений, взглядов и мнений. Творческая роль идеологов при этом выглядит скромнее: как профессионалы в своей области они создают интерпретации, т.е. оформляют массовые представления, в том числе, конечно, массовые мифы.
Обе точки зрения представлены здесь достаточно схематично и упрощенно. Несомненно, что в современном обществе производство идеологии ушло из любительской сферы и стало профессией. И то, что люди, которые конструируют идеологии, получают вознаграждение за свой труд, отнюдь не единственное проявление их профессиональной роли. Как и в любой другой профессии, личная и профессиональная этика взаимосвязаны в деятельности идеологов. Существуют и сложившиеся в том или ином обществе представления об авторитетности данной профессии и данной группы в обществе. Эти представления проявляются в общественных оценках и степени доверия к тому или иному профессиональному “цеху”, его представителям и институтам. Если прессу считают продажной, то, с одной стороны, возможно, она таковая и есть, с другой стороны — даже при условии честности того или иного печатного органа людям, которые его создают, будет достаточно трудно развеять неблагоприятный имидж своего труда.
Общественная критика и конкуренция идеологий — то, что может и должно совершенствовать атмосферу публичного дискурса и идеологии как значимого элемента этого дискурса. Профессиональная самокритика и диалог тех, кто формирует общественное мнение, в том числе журналистов и социологов, — метод, который может продвинуть идеологов на этом трудном пути (1).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский общественный научный фонд институт социологии ран университет штата мичиган
- В.Э.Шляпентох
- В.Н.Шубкин
- В.А.Ядов
- Введение
- Часть I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты (в. Шляпентох, с. Матвеева) Глава 1. Страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии
- Источники страхов
- Страх перед будущим как культурная характеристика
- Страх перед будущим в устной культуре
- Страх перед будущим в письменной культуре
- Истоки катастрофизма: циклические концепции
- Направленность древних страхов на внешний мир
- Страхи и катастрофизм в Средние века
- Философский вызов катастрофизму в Новое время
- Страх человека перед самим собой как основа катастрофизма в хх веке: экзистенциализм, психоанализ и энвиронментализм
- * * *
- Глава 2. Страх как социальный феномен
- Страх — чувство и эмоция
- Типология страхов Специфичные и универсальные страхи
- Социализированный и несоциализированный страх
- Страхи индивидуальные и массовые
- Страхи рациональные и иррациональные
- Динамика социальных страхов: от непосредственных угроз к угрозам символическим
- Глава 3. Страх и стратегии поведения
- Значение страха в процессе социальной мобилизации
- Страх как стимул для действия
- Конструктивное и разрушительное поведение
- Агрессия как следствие страха
- Страх в процессах социальной демобилизации
- Пассивность прежде, чем страхи
- Апатия и эскапизм
- Глава 4. Социальное значение страхов
- Непосредственные издержки страхов для его носителей
- Косвенные издержки страха
- Психологические пути избавления от страха
- Динамика в оценках страхов
- Глава 5. Катастрофизм или страх перед будущим
- Объективные и субъективные измерения катастроф
- Катастрофа как объективный феномен
- Катастрофа как субъективный феномен
- Страх перед ожидаемой катастрофой (катастрофизм)
- Факторы, определяющие уровень катастрофизма
- Катастрофизм в идеологиях
- Глава 6. Субъекты катастрофического сознания
- Идеологи как производители страхов
- Интеллигенция как агент страха
- Массы как носители страхов
- Информация “из вторых рук” и идеология
- Страхи как оружие большой политики
- Глава 7. Мобилизационная функция страха: страхи и катастрофизм в ссср
- Массовые страхи как условие и предпосылка мобилизации
- Тоталитарный политический режим как средство мобилизации
- Катастрофа как бедствие и орудие справедливости: два лица советского катастрофизма
- Страхи советского времени
- Государственный террор как повседневность: использование катастрофизма для налаживания дисциплины труда
- Ослабление катастрофизма по мере ослабления советской власти
- Глава 8. Прошлое как источник страхов и компонент сознания современного человека
- Глава 9. Демобилизующая функция страха: страхи и катастрофизм в современной Росии
- Массовые страхи как условие и предпосылка социальной демобилизации
- Сигнально-ориентационная и прогностическая функция страхов
- От оптимизма к пессимизму: динамика современных российских страхов
- Часть II. Страхи на постсоветском пространстве Глава 10 (в.Шубкин). Что тревожит и страшит россиян сегодня Особенности методологии и методики исследования
- Главные тревоги и страхи
- Динамика страхов: от 1-го к 3-му этапу
- Глава 11 (в.Шубкин). География страхов
- Глава 12 (в.Шубкин). Страхи у россиян и у иммигрантов из России в сша
- Попробуем подвести итоги.
- Глава 13 (в.Шубкин). Сюрпризы в исследовании
- Глава 14 (в.Ядов). Структура и побудительные импульсы тревожнго сознания
- Эпидемия социальной тревожности
- Катастрофическое и депривированное сознание
- Латентная структура тревожного сознания
- Страхи, тревоги и беспокойства как побудители к действию
- Глава 15 (в.Иванова, в.Шубкин). Динамика страхов в России в конце хх века. (По материалам социологического исследования 1998 г.)
- 1998 Год в сравнении с 1996 годом
- Новый российский лидер страхов 1998 — обнищание
- Самая страшная эпоха в истории России (1996 и 1998 года)
- Социально-политические подвижки в сознании россиян
- Глава 16 (в.Иванова, в.Шубкин). Катастрофическое сознание на Украине
- Великий передел.
- Страхи в России и на Украине. Общее и специфическое.
- Социальная активность украинцев и россиян.
- Тяжелейшие периоды в истории России и Украины.
- Глава 17 (в.Иванова, в.Шубкин). Страхи в Литве Между Востоком и Западом.
- Чего боятся сегодня литовцы.
- Проклятое наследство.
- Социальная активность на постсоветском пространстве.
- Подведем некоторые итоги.
- Особенности анкеты.
- Полевые работы.
- Интердисциплинарные аспекты. Лингвистический аспект.
- Исторический аспект.
- Политический аспект.
- Журналистский аспект.
- Психологический аспект.
- Глава 19. Социологические аспекты и результаты исследований в Болгарии Уверенность в будущем.
- Вероятные опасности.
- Виды опасностей.
- Что тревожит болгар сегодня.
- Глава 20. Катастрофическое сознание болгар через призму социально-экономических, политических и культурных позиций Национальная катастрофа.
- Тяжелейшие периоды в истории болгарии.
- Катастрофы в истории болгарии.
- Экономический фактор.
- Политический и идеологический фактор.
- Особенности внешней политики Болгарии.
- Социально-культурный фактор.
- Этнический фактор.
- Социально-биологические, социально-профессиональные и биографические факторы.
- Заключение.
- Глава 21. Сравнительное исследование катастрофического сознания в Болгарии и России
- Предварительные замечания.
- Общее и специфическое.
- Тяжелейшие периоды в истории России и Болгарии.
- Главная болгарская беда.
- Эмоциональное восприятие опасностей.
- Социальная активность.
- Заключение
- Литература к Введению
- К главе 1
- К главе 2
- К главе 3
- К главе 4
- К главе 5
- К главе 6
- К главе 7
- К главе 8
- К главе 9
- К главе 14
- К главе 15
- К главе 16
- К главе 17
- К главе 21
- Приложения Приложение к главам 10-13
- Приложение к главе 14
- Приложение к главе 15
- Приложение к главе 16
- Приложение к главе 17
- Приложение к Части III
- Сведения об авторах