Страх перед будущим в письменной культуре
Письменная культура по природе своей рефлективна. Это, по-видимому, одна из основных базовых ее характеристик. Отсюда и ее возможности. Письменная культура глубоко, сущностно связана со временем, переживанием времени, отношением ко времени. Она в основаниях своих природоборческая, по крайней мере она оставляет возможность такого своего прочтения. Со временем она борется как с самым безжалостным проявлением природы. Добры мы, или злы, переживаем минуты величайшего торжества или находимся на дне пропасти глубочайшего отчаяния, время неумолимо все уносит. В его потоке, на часах вечности все человеческие смыслы утрачивают свою значимость.
Формирование письменной культуры означало фиксацию и кодификацию культурных значений. Фиксировались прежде всего центральные (или “ядерные”) культурные значения и это стало одним из важнейших механизмов складывания функциональных, символических “центров” социокультурной системы (4).
Письменная культура — фундаментальное человеческое начинание, открытие которого (возможно на относительно короткое историческое время) дало людям ощущение преодоления времени, сохранения смыслов в их понятийной форме. Конечно, уже первый художник, изображавший на стене пещеры образы своего мира, с успехом решил сходную задачу. Ведь до сих пор мы можем видеть и обдумывать его сообщение, дошедшее к нам из пропасти времени. Однако письменная культура точнее, ибо дана в понятиях. Она на порядки демократичней, ибо умение писать стало постепенно общим умением социализированной личности. Текстов письменной культуры неизмеримо больше. Они касаются всех сторон жизни: и внешней, и той внутренней жизни, о которой нам могут поведать и сухие протоколы психиатров и психологов, и вдохновенные слова писателей и поэтов.
Что может иметь большие рефлективные возможности, чем письменный текст — к которому можно вернуться, прочесть его столько раз, сколько представляется необходимым, вновь и вновь осмыслять и переосмыслять прочитанное. Письменная культура сделала глаз центральным органом чувств, сдвинув назад другие чувства в их общей композиции.
Письменный текст и история, сама идея историчности глубоко связаны. Не случайно евреи, народ, давший миру чувство напряженного исторического переживания, это народ Книги.
Письменная культура — культура разделенного, дифференцированного времени. Прежде всего она дает возможность вновь и вновь осмыслять и переосмыслять уже случившееся. Важно не только то, что письменные тексты сохраняют прошлое. Прошлое сохраняется и в материальных остатках, разыскиваемых археологами. Существенно то, что тексты письменной культуры позволяют документировать чувства. Тревоги и страхи, также как чувства торжества, радости и триумфа, — все это оказалось доступным для письменного выражения в точной понятийной форме. Опыт чувств наиболее универсален. Потому современные читатели древней литературы могут глубоко сопереживать людям, жившим, например, за многие тысячелетия до них, а древние тексты Библии до сих пор остаются не только источником благоговения для верующих, но глубоко волнующим чтением для сотен миллионов людей на Земле.
Пророчества, в том числе предсказания грядущих бедствий и катастроф, также получили выражение в текстах, с помощью которых люди смогли передать свои представления в неизмеримо далекое для них будущее. Многие из этих посланий живы. Достаточно только напомнить о библейских пророчествах, играющих ключевую роль в иудаизме и христианстве, и следовательно, для всех людей, остающихся в русле влияния этих религий, а также о знаменитых предсказаниях Нострадамуса.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Московский общественный научный фонд институт социологии ран университет штата мичиган
- В.Э.Шляпентох
- В.Н.Шубкин
- В.А.Ядов
- Введение
- Часть I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты (в. Шляпентох, с. Матвеева) Глава 1. Страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии
- Источники страхов
- Страх перед будущим как культурная характеристика
- Страх перед будущим в устной культуре
- Страх перед будущим в письменной культуре
- Истоки катастрофизма: циклические концепции
- Направленность древних страхов на внешний мир
- Страхи и катастрофизм в Средние века
- Философский вызов катастрофизму в Новое время
- Страх человека перед самим собой как основа катастрофизма в хх веке: экзистенциализм, психоанализ и энвиронментализм
- * * *
- Глава 2. Страх как социальный феномен
- Страх — чувство и эмоция
- Типология страхов Специфичные и универсальные страхи
- Социализированный и несоциализированный страх
- Страхи индивидуальные и массовые
- Страхи рациональные и иррациональные
- Динамика социальных страхов: от непосредственных угроз к угрозам символическим
- Глава 3. Страх и стратегии поведения
- Значение страха в процессе социальной мобилизации
- Страх как стимул для действия
- Конструктивное и разрушительное поведение
- Агрессия как следствие страха
- Страх в процессах социальной демобилизации
- Пассивность прежде, чем страхи
- Апатия и эскапизм
- Глава 4. Социальное значение страхов
- Непосредственные издержки страхов для его носителей
- Косвенные издержки страха
- Психологические пути избавления от страха
- Динамика в оценках страхов
- Глава 5. Катастрофизм или страх перед будущим
- Объективные и субъективные измерения катастроф
- Катастрофа как объективный феномен
- Катастрофа как субъективный феномен
- Страх перед ожидаемой катастрофой (катастрофизм)
- Факторы, определяющие уровень катастрофизма
- Катастрофизм в идеологиях
- Глава 6. Субъекты катастрофического сознания
- Идеологи как производители страхов
- Интеллигенция как агент страха
- Массы как носители страхов
- Информация “из вторых рук” и идеология
- Страхи как оружие большой политики
- Глава 7. Мобилизационная функция страха: страхи и катастрофизм в ссср
- Массовые страхи как условие и предпосылка мобилизации
- Тоталитарный политический режим как средство мобилизации
- Катастрофа как бедствие и орудие справедливости: два лица советского катастрофизма
- Страхи советского времени
- Государственный террор как повседневность: использование катастрофизма для налаживания дисциплины труда
- Ослабление катастрофизма по мере ослабления советской власти
- Глава 8. Прошлое как источник страхов и компонент сознания современного человека
- Глава 9. Демобилизующая функция страха: страхи и катастрофизм в современной Росии
- Массовые страхи как условие и предпосылка социальной демобилизации
- Сигнально-ориентационная и прогностическая функция страхов
- От оптимизма к пессимизму: динамика современных российских страхов
- Часть II. Страхи на постсоветском пространстве Глава 10 (в.Шубкин). Что тревожит и страшит россиян сегодня Особенности методологии и методики исследования
- Главные тревоги и страхи
- Динамика страхов: от 1-го к 3-му этапу
- Глава 11 (в.Шубкин). География страхов
- Глава 12 (в.Шубкин). Страхи у россиян и у иммигрантов из России в сша
- Попробуем подвести итоги.
- Глава 13 (в.Шубкин). Сюрпризы в исследовании
- Глава 14 (в.Ядов). Структура и побудительные импульсы тревожнго сознания
- Эпидемия социальной тревожности
- Катастрофическое и депривированное сознание
- Латентная структура тревожного сознания
- Страхи, тревоги и беспокойства как побудители к действию
- Глава 15 (в.Иванова, в.Шубкин). Динамика страхов в России в конце хх века. (По материалам социологического исследования 1998 г.)
- 1998 Год в сравнении с 1996 годом
- Новый российский лидер страхов 1998 — обнищание
- Самая страшная эпоха в истории России (1996 и 1998 года)
- Социально-политические подвижки в сознании россиян
- Глава 16 (в.Иванова, в.Шубкин). Катастрофическое сознание на Украине
- Великий передел.
- Страхи в России и на Украине. Общее и специфическое.
- Социальная активность украинцев и россиян.
- Тяжелейшие периоды в истории России и Украины.
- Глава 17 (в.Иванова, в.Шубкин). Страхи в Литве Между Востоком и Западом.
- Чего боятся сегодня литовцы.
- Проклятое наследство.
- Социальная активность на постсоветском пространстве.
- Подведем некоторые итоги.
- Особенности анкеты.
- Полевые работы.
- Интердисциплинарные аспекты. Лингвистический аспект.
- Исторический аспект.
- Политический аспект.
- Журналистский аспект.
- Психологический аспект.
- Глава 19. Социологические аспекты и результаты исследований в Болгарии Уверенность в будущем.
- Вероятные опасности.
- Виды опасностей.
- Что тревожит болгар сегодня.
- Глава 20. Катастрофическое сознание болгар через призму социально-экономических, политических и культурных позиций Национальная катастрофа.
- Тяжелейшие периоды в истории болгарии.
- Катастрофы в истории болгарии.
- Экономический фактор.
- Политический и идеологический фактор.
- Особенности внешней политики Болгарии.
- Социально-культурный фактор.
- Этнический фактор.
- Социально-биологические, социально-профессиональные и биографические факторы.
- Заключение.
- Глава 21. Сравнительное исследование катастрофического сознания в Болгарии и России
- Предварительные замечания.
- Общее и специфическое.
- Тяжелейшие периоды в истории России и Болгарии.
- Главная болгарская беда.
- Эмоциональное восприятие опасностей.
- Социальная активность.
- Заключение
- Литература к Введению
- К главе 1
- К главе 2
- К главе 3
- К главе 4
- К главе 5
- К главе 6
- К главе 7
- К главе 8
- К главе 9
- К главе 14
- К главе 15
- К главе 16
- К главе 17
- К главе 21
- Приложения Приложение к главам 10-13
- Приложение к главе 14
- Приложение к главе 15
- Приложение к главе 16
- Приложение к главе 17
- Приложение к Части III
- Сведения об авторах