Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
Таким образом, анализируя тексты, проходящие по каналам СМК, мы рассматриваем их через призму теории, занимающейся изучением функционирования этого социального института в обществе, которая, как минимум, должна отражать все структурные компоненты этой системы, все зависимости и связи, существующие между отдельными компонентами и проявляющие себя в ходе осуществления СМК своей деятельности.
История контент-анализа, отчасти прослеженная на предыдущих страницах, дала возможность американскому исследователю массовых коммуникаций Дж. Гербнеру, который долгое время работал и с методикой контент-анализа, свести все многочисленные методики к ответам на следующие вопросы: что в сообщениях есть (что предлагается общественному мнению, как много и с какой частотой), что из этого важно для Коммуникатора (в каком контексте подается и в каком порядке по степени важности), что из этого представляется Коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным (в каком свете подается, с какой точки зрения, какими аргументами снабжается), что соотносится с чем и как (в какой логической и причинной структуре существует)1.
В этой связи следует отметить вклад американского психолога Ч. Осгуда в методологию анализа текстов. Осгуд не мог пройти мимо теоретических посылок контент-анализа как метода, который связывал порождение всякого лингвистического феномена — текста — с комплексом социальной и психологической деятельности его автора.
Осгуд предложил методику оценочного анализа утверждений, разработанную им совместно с Дж. Нанелли и С. Сапортой2. Основная цель методики — измерение интенсивности отношения Коммуникатора к определенным объектам в тексте, потому что это отношение зафиксировано в нем лингвистически. Методика состоит в том, чтобы отношение к какому-либо объекту, зафиксированное в тексте, было проинтерпретировано пользователями языка, в случае с конкретными
282 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
исследованиями — кодировщиками, в семантическом поле разных (диаметрально противоположных) определений, качественных прилагательных.
Семантический дифференциал демонстрирует свои возможности в тех случаях, когда нужно дать обобщенную, но достаточно многоплановую оценку сложного по своим компонентам текста.
Исследование текста как научная процедура
Программа исследования
Во всех исследованиях, о которых мы рассказали, как и в любом социологическом исследовании, особое значение приобретает сам инструментарий, само исследование как научная процедура получения нового знания. Первоначально социологическое исследование существует как замысел исследователя. Если мы проведем здесь аналогию со словами Рене Клера, который в свое время воскликнул: «Фильм готов! Осталось только снять его!», — это не будет слишком большим преувеличением. Именно на этапе замысла, который формально выливается у социолога в своеобразный документ, называемый программой исследования, автор представляет совершенно отчетливо все остальные этапы. По В. Ядову, программа — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез.
Хотя на этих страницах исполнитель исследования чаще упоминается в единственном числе, делается это ради простоты изложения. На самом деле технология добычи социологического знания требует достаточно разнообразных профессиональных умений большого числа исполнителей. Еще и поэтому исследование на этапе замысла должно иметь организационный план своего осуществления, представление о финансовых затратах, о профессиональных ресурсах, о сроках исследования, о форме демонстрации (выдачи) результатов заказчику и т. п.
Прежде всего, в программе формулируется социальная проблема, к изучению которой приступает исследователь. Это может быть новое социальное явление, распространенность и характеристики которого неизвестны обществу и поэтому являются самодостаточной задачей для
- Социология массовой коммуникации
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
- Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
- 42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
- Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
- 70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
- Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
- Глава 7 смк и бизнес________________________________155
- Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
- Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
- Глава 7 смк и бизнес______________________________167
- Глава 7 смк и бизнес______________________________169
- Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
- Часть III
- Глава 9 Коммуникатор________________________________193
- Глава 9. Коммуникатор________________________________195
- Глава 9 Коммуникатор________________________________197
- Глава 9 Коммуникатор________________________________199
- Глава 9 Коммуникатор________________________________203
- Глава 9 Коммуникатор________________________________205
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
- Глава 9 Коммуникатор________________________________209
- Глава 9 Коммуникатор________________________________211
- Глава 9. Коммун и катор________________________________213
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
- Глава 9 Коммуникатор________________________________217
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
- Глава 9 Коммуникатор________________________________223
- Глава 9 Коммуникатор________________________________227
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
- Глава 9 Коммуникатор________________________________235
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
- Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
- Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385