logo
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177

от осознания принадлежности к социальному целому, осознания того, что твои ценности поддерживаются социальным окружением. Именно эту важную функцию обеспечивает в жизни индивида система СМК.

Престиж знания и информированности — также важный фактор нашего обращения к СМК. Генетически он восходит еще к тем видам человеческих структур, когда во главе родоплеменных социальных образований стоял наиболее мудрый, аккумулирующий опыт поколений вождь, обладатель знаний, технологий труда или охоты, которые обеспечивали жизнеспособность человеческой общины. Представление об информации как о социальной ценности уходит, таким образом, своими корнями в глубь веков, поддерживается всей человеческой культурой.

Следующий постулат, информация как социальная ценность, поддерживается всеми формами общественного сознания, порожденными современной цивилизацией. На протяжении веков культивировалась вера в слово, чему в немалой степени способствовало то, что образование, как таковое, осуществлялось при религиозных центрах, монастырях, в приходских школах. Вспомним библейское: «В начале было слово».

Фактор интереса к той или иной проблематике также становится двигателем нашего выбора. Подчеркнем не только многозначность самого слова, но и комплексность явления, которое оно выражает. Значение русского слова интерес словарь Ожегова объясняет как: а) внимание, возбужденное чем-нибудь значительным, привлекательным; б) занимательность, значительность; в) нужды, потребности; г) выгода. Англо-русский словарь обогащает число понятий, закрепленных за этим словом, реалиями другого общества (заинтересованность; выгода, преимущество, польза; доля, участие в прибылях; увлечение; важность, влияние; проценты на капитал).

Таким образом, спектр значений этого слова формируется не только нашим положением в профессиональной структуре, но и многочисленными социальными ролями, которыми «обрастает» человек в современном мире. В этой связи вспоминается высказывание американского политика Л. Джонсона о наборе его социальных ролей: «Я либерал, консерватор, техасец, плательщик налогов, владелец ранчо, бизнесмен, потребитель, отец, избиратель, сенатор, человек не столь молодой, каким был раньше, и не такой старый, каким я буду».

Многообразие социальных ролей современного человека делает чрезвычайно многообразными его информационные интересы. Именно поэтому отношения современного человека с СМК многофактор-

178 Часть II Деятельность СМК как реализация интересов социальных субъектов

ны — они зависят от социальных ролей индивида. Даже потребляя информационную телевизионную передачу, исключительно «новост-ную», мы реализуем свои разнообразные интересы. Помимо решения проблемы информированности, мы обеспечиваем себе возможность выполнения своей социальной роли в микросоциуме (к примеру, чтобы было о чем поговорить с соседями), с помощью дополнительной информированности поддерживаем свой социальный статус. Вот почему специалисты, изучающие сферу взаимодействия индивида с газетами, радио и телевидением, говорят о «средствах массовой коммуникации», справедливо полагая, что название «средства массовой информации» не вполне отражает суть дела.

Именно этот многоцелевой характер обращения людей к СМК приводит к тому, что разные социально-демографические характеристики индивидов являются определяющими, существенными для контактов человека с прессой. Социологам известно: чем определеннее функция, в которой выступает тот или иной журналистский материал, тем определеннее зависимость между его потреблением и социально-демографической характеристикой индивида. И наоборот — чем более многофункционален материал, к которому обращается Аудитория, тем более сложные характеристики личности регулируют сам факт такого обращения: уровень образования, род занятий и, не в последнюю очередь, информационное пространство личности, сформированное опытом ее общения с разными источниками информации.

Аудитория потребляет то, что ей интересно. С той информацией, которая непонятна, не нравится, не сходится с убеждениями, представлениями, привычками, индивид поступает сообразно: или не потребляет ее совсем, или воспринимает частично, а иногда и трансформирует заложенную в ней идею определенным образом. Последнее свидетельствует, сколь велика при контактах с содержанием СМК роль таких субъективных факторов, как симпатии, убеждения, представления, привычки индивида, его ценностные идеалы.

Сама природа взаимоотношений Аудитории с дискретной информацией СМК носит вероятностный характер (об этом много писал Б. Грушин). Аудитория рассчитывает, что найдет в СМК нужные ей материалы, ее обращение к ним привычно, ритуализовано. Это, собственно, и делает возможным постоянное отслеживание поведения Аудитории индустрией медиа-измерений.

Но и коммуникатор оставляет за собой право предоставлять Аудитории информацию с определенной избыточностью, рассчитывая перекрыть узкие информационные потребности отдельных групп, реали-