Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
далась в новых информационных каналах между производством и населением. Зародившиеся впоследствии ПР-структуры — отклик на эту потребность.
2. Определилась фигура (социальная роль) владельца готового продукта, отличная от работника, занятого на отдельной операции. При этом у владельца появилась необходимость в постоянном общении со своими работниками, цель которого не в последнюю очередь была связана с обоснованием перед ними заработной платы, продолжительности трудового дня и т. п. Укажем, что здесь сосредоточены основные узлы тех проблем, которые стали затем центральными в деятельности структур ПР не только по гармонизации отношений с обществом в целом, но и в рамках отдельных производственных групп. Эти «сиюминутные» обязанности администраций перед реальными работниками осознавались и в долгосрочной перспективе — как обязанность создавать благоприятное общественное мнение для увеличения спроса на свои рабочие места. Эти процессы тоже были новой социальной потребностью, которая нуждалась в новых информационных каналах.
3. Работник, занятый на отдельной операции (чем их было больше, тем больше было рабочих мест, а специализация вела к росту производительности труда), в результате завершенного цикла не имел готового продукта, становился лишь объективным потребителем его. Таким образом, производство, мультиплицируя товар, одновременно мультиплицировало потребителя. И он в не меньшей степени, чем производитель, нуждался в информационном обеспечении, связанном с массовым производством товаров, то есть рекламе.
4. Рост производительности труда привел к тому, что производство товаров стало поистине массовым. Этому способствовали технологические революции с их «машинизацией» производства, определенной степенью «конвейеризации», сведением трудовых операций к атомарным. Товаров стало так много, что произошло переключение внимания производителя с проблемы «как произвести» на проблему «как продать продукцию». Тогда в недрах производства, в самом производственном цикле стала обособляться новая профессиональная сфера деятельности — маркетинг, которая и стала решать проблему «как продать» с помощью
JJ________________Часть I Деятельность СМК функциональный подход
рекламы, своеобразного информационного дубликата самих товаров. Вопрос, где рекламные тексты мультиплицировать, решался просто: к этому времени общество стало обзаводиться новыми информационными каналами.
5. Владелец концентрировал в своих руках прибыль от производства на стадии первоначального накопления капитала. Именно с его фигурой связано накопление средств, зоной приложения которых стали впоследствии технологически сложные процессы продуцирования и распространения массовой информации. И когда встал вопрос о создании информационных каналов в целях актуализации социальных интересов владельца, необходимый для этого капитал был уже налицо.
С этого момента владелец средств производства становится самостоятельной силой в обществе. Так возникли две социальные силы, которые определили характер последующего развития человеческой цивилизации:
» собственники предприятий и средств производства; * собственники рабочих рук, обладающие необходимой квалификацией и работающие на производстве по найму.
Недаром эти процессы, принявшие необратимый характер после буржуазных революций XVII в., стали вехой в способе классификации изменений, произошедших с человеческой цивилизацией: ее история теперь делилась на доиндустриальную и индустриальную эпохи.
СМК и модернизационные тенденции развития человечества
Новые социальные субъекты: поиск каналов коммуникации
Отмеченные нами исторически новые социальные интересы нуждались в новых каналах трансляции их обществу. Точнее, они были лишь в той степени социальными, в какой удавалось сделать их публичными, презентованными обществу. В этом смысле сами социальные революции, где действующими силами были представители буржуазии, среднего класса, пролетариата, являлись формой их актуализации. Ясно, что неэкстремальной формой такой презентации стала нарождающаяся пресса.
Практически каждый социальный институт имел структуру по генерированию идей, созданию текстов и их передаче. Материальное
- Социология массовой коммуникации
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
- Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
- 42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
- Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
- 70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
- Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
- Глава 7 смк и бизнес________________________________155
- Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
- Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
- Глава 7 смк и бизнес______________________________167
- Глава 7 смк и бизнес______________________________169
- Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
- Часть III
- Глава 9 Коммуникатор________________________________193
- Глава 9. Коммуникатор________________________________195
- Глава 9 Коммуникатор________________________________197
- Глава 9 Коммуникатор________________________________199
- Глава 9 Коммуникатор________________________________203
- Глава 9 Коммуникатор________________________________205
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
- Глава 9 Коммуникатор________________________________209
- Глава 9 Коммуникатор________________________________211
- Глава 9. Коммун и катор________________________________213
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
- Глава 9 Коммуникатор________________________________217
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
- Глава 9 Коммуникатор________________________________223
- Глава 9 Коммуникатор________________________________227
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
- Глава 9 Коммуникатор________________________________235
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
- Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
- Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385