logo
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Глава 9 Коммуникатор________________________________235

ровалась через спутники, с потенциальной Аудиторией 43 млн человек из свыше 300 млн жителей региона. «Меню» среднестатистической семьи в Западной Европе состояло из 11,6 канала (для сравнения: в США — 27,7 канала). Из 16 ч. 48 мин., проведенных у телевизора в течение недели, европеец уделял 3 ч. 22 мин. спутниково-кабельным программам.

Основные потребители трансграничных каналов — подписчики кабельных систем, тогда как число владельцев «домашних» антенн для приема спутниковых программ непосредственно на телевизоры, т. е. программ непосредственного телевещания (НТВ), в конце 1989 г. составило 600-700 тыс. Предполагалось, что Аудитория «прямых» программ из космоса достигнет к 1993 г. 9 млн семей.

Благодаря усилению мощности спутников уменьшаются размеры «тарелок», упрощается их конструкция, что в итоге ведет к снижению цены приемного комплекса в целом, способствует росту спроса на аппаратуру НТВ. Малогабаритные (диаметром 40-60 см) параболические антенны постепенно дешевеют: сейчас они стоят около тысячи долларов, но ожидается их удешевление.

Аудитория панъевропейского ТВ постепенно пополняется жителями стран восточной части континента. Польша, Чехословакия, Венгрия еще до перемен 1989 г. официально разрешили прием спутниковых программ на индивидуальные антенны, а также их ретрансладию местными сетями кабельного ТВ.

Программы Центрального телевидения, транслируемые через спутник «Горизонт», принимаются во всей Европе — от Скандинавии до Португалии.

Г. Бакулев приводит следующие данные о приеме этих передач (табл. 13).

Сравнение данных 1989 г. с предыдущими исследованиями говорит прежде всего о росте его аудитории. На первое место по числу зрителей, охваченных кабельными системами (почти 12 млн), вышла ФРГ, второй стала Голландия — более 10 млн, тройку лидеров замкнула Бельгия — около 7 млн.

В 1989 г. почти половину зрителей спутникового ТВ составляли женщины, треть— мужчины и 16% — дети. Самой многочисленной возрастной группой оказались молодые люди (32 %), немного меньше насчитывалось 35-54-летних.

Все каналы добились успеха в тех демографических группах, на которые главным образом ориентированы передачи. Так, круглосуточная программа музыкальных видеоклипов «Эм-Ти-Ви Европа» собирает более трех четвертей зрителей моложе 35 лет, т. е. основных поклонников

236 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

рока. У мужчин наиболее популярен спортивный «Скринспорт»: этот канал несколько компенсирует общий «женский» уклон в Аудитории спутниково-кабельного ТВ.

По содержанию спутниковые каналы можно разделить на общие (общеразвлекательные) и специализированные (тематические); по охвату аудитории — на панъевропейские и региональные. Для оценки каналов важно учитывать используемый ими лингвистический подход — моно (программа выходит только на одном языке) и мульти (для зрителей разных стран предлагается вариант программы на их языке).

Пионером панъевропейского англоязычного ТВ является «Скай чэннел» (с 1989 г. «Скай уан»), на втором месте общеразвлекательная программа общеевропейского толка, также выходящая в Лондоне, — «Супер чэннел».

Опыт спутникового ТВ свидетельствует, что на данном этапе экономически выгоднее осваивать отдельные языковые регионы с помощью перевода оригинального звукового сопровождения в виде субтитров пли закадровой речи. Визуальный ряд программы «Скринспорт» передается из Лондона для зрителей в разных странах с комментарием одновременно на разных языках (английском, немецком, французском, испанском и голландском) по разным звуковым каналам.

Монолингвистический путь наиболее подходит для региональных спутниковых служб. Немецкоязычные каналы наращивают аудиторию в ФРГ, Австрии и Швейцарии быстрее, чем программы на английском: коммерческие «Сат-1» и «РТЛ-плюс» собрали в этих странах более 13 млн из потенциальных 17-18 млн подписчиков кабельного ТВ. Автор анализа отмечает, что пока ни одна европейская спутниковая программа из-за огромных стартовых инвестиций еще не стала рентабельной. Вслед за зарубежными аналитиками, Бакулев отмечает рост аудитории специализированных, тематических программ. Музыкальная «Эм-Ти-Ви Европа» увеличила контингент реальных зрителей по сравнению с предыдущим годом почти втрое — до 4,1 млн. Информационная служба Си-Эн-Эн Т. Тернера, заключившая серию соглашений с кабельными системами, продемонстрировала феноменальный — тройной — прирост своей Аудитории.

Полученные данные не подтверждают опасений, что спутниковые программы представляют серьезную угрозу государственным наземным телеслужбам. Оказалось, что аудитория последних уменьшилась незначительно, а в некоторых случаях даже возросла (например, в Голландии, где открыли третью национальную программу). Спутниково-кабельное ТВ рассматривается зрителями как дополнение к эфирным сетям. Подавляющее большинство удовлетворено уровнем передач