Глава 9 Коммуникатор________________________________235
ровалась через спутники, с потенциальной Аудиторией 43 млн человек из свыше 300 млн жителей региона. «Меню» среднестатистической семьи в Западной Европе состояло из 11,6 канала (для сравнения: в США — 27,7 канала). Из 16 ч. 48 мин., проведенных у телевизора в течение недели, европеец уделял 3 ч. 22 мин. спутниково-кабельным программам.
Основные потребители трансграничных каналов — подписчики кабельных систем, тогда как число владельцев «домашних» антенн для приема спутниковых программ непосредственно на телевизоры, т. е. программ непосредственного телевещания (НТВ), в конце 1989 г. составило 600-700 тыс. Предполагалось, что Аудитория «прямых» программ из космоса достигнет к 1993 г. 9 млн семей.
Благодаря усилению мощности спутников уменьшаются размеры «тарелок», упрощается их конструкция, что в итоге ведет к снижению цены приемного комплекса в целом, способствует росту спроса на аппаратуру НТВ. Малогабаритные (диаметром 40-60 см) параболические антенны постепенно дешевеют: сейчас они стоят около тысячи долларов, но ожидается их удешевление.
Аудитория панъевропейского ТВ постепенно пополняется жителями стран восточной части континента. Польша, Чехословакия, Венгрия еще до перемен 1989 г. официально разрешили прием спутниковых программ на индивидуальные антенны, а также их ретрансладию местными сетями кабельного ТВ.
Программы Центрального телевидения, транслируемые через спутник «Горизонт», принимаются во всей Европе — от Скандинавии до Португалии.
Г. Бакулев приводит следующие данные о приеме этих передач (табл. 13).
Сравнение данных 1989 г. с предыдущими исследованиями говорит прежде всего о росте его аудитории. На первое место по числу зрителей, охваченных кабельными системами (почти 12 млн), вышла ФРГ, второй стала Голландия — более 10 млн, тройку лидеров замкнула Бельгия — около 7 млн.
В 1989 г. почти половину зрителей спутникового ТВ составляли женщины, треть— мужчины и 16% — дети. Самой многочисленной возрастной группой оказались молодые люди (32 %), немного меньше насчитывалось 35-54-летних.
Все каналы добились успеха в тех демографических группах, на которые главным образом ориентированы передачи. Так, круглосуточная программа музыкальных видеоклипов «Эм-Ти-Ви Европа» собирает более трех четвертей зрителей моложе 35 лет, т. е. основных поклонников
236 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
рока. У мужчин наиболее популярен спортивный «Скринспорт»: этот канал несколько компенсирует общий «женский» уклон в Аудитории спутниково-кабельного ТВ.
По содержанию спутниковые каналы можно разделить на общие (общеразвлекательные) и специализированные (тематические); по охвату аудитории — на панъевропейские и региональные. Для оценки каналов важно учитывать используемый ими лингвистический подход — моно (программа выходит только на одном языке) и мульти (для зрителей разных стран предлагается вариант программы на их языке).
Пионером панъевропейского англоязычного ТВ является «Скай чэннел» (с 1989 г. «Скай уан»), на втором месте общеразвлекательная программа общеевропейского толка, также выходящая в Лондоне, — «Супер чэннел».
Опыт спутникового ТВ свидетельствует, что на данном этапе экономически выгоднее осваивать отдельные языковые регионы с помощью перевода оригинального звукового сопровождения в виде субтитров пли закадровой речи. Визуальный ряд программы «Скринспорт» передается из Лондона для зрителей в разных странах с комментарием одновременно на разных языках (английском, немецком, французском, испанском и голландском) по разным звуковым каналам.
Монолингвистический путь наиболее подходит для региональных спутниковых служб. Немецкоязычные каналы наращивают аудиторию в ФРГ, Австрии и Швейцарии быстрее, чем программы на английском: коммерческие «Сат-1» и «РТЛ-плюс» собрали в этих странах более 13 млн из потенциальных 17-18 млн подписчиков кабельного ТВ. Автор анализа отмечает, что пока ни одна европейская спутниковая программа из-за огромных стартовых инвестиций еще не стала рентабельной. Вслед за зарубежными аналитиками, Бакулев отмечает рост аудитории специализированных, тематических программ. Музыкальная «Эм-Ти-Ви Европа» увеличила контингент реальных зрителей по сравнению с предыдущим годом почти втрое — до 4,1 млн. Информационная служба Си-Эн-Эн Т. Тернера, заключившая серию соглашений с кабельными системами, продемонстрировала феноменальный — тройной — прирост своей Аудитории.
Полученные данные не подтверждают опасений, что спутниковые программы представляют серьезную угрозу государственным наземным телеслужбам. Оказалось, что аудитория последних уменьшилась незначительно, а в некоторых случаях даже возросла (например, в Голландии, где открыли третью национальную программу). Спутниково-кабельное ТВ рассматривается зрителями как дополнение к эфирным сетям. Подавляющее большинство удовлетворено уровнем передач
- Социология массовой коммуникации
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
- Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
- 42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
- Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
- 70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
- Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
- Глава 7 смк и бизнес________________________________155
- Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
- Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
- Глава 7 смк и бизнес______________________________167
- Глава 7 смк и бизнес______________________________169
- Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
- Часть III
- Глава 9 Коммуникатор________________________________193
- Глава 9. Коммуникатор________________________________195
- Глава 9 Коммуникатор________________________________197
- Глава 9 Коммуникатор________________________________199
- Глава 9 Коммуникатор________________________________203
- Глава 9 Коммуникатор________________________________205
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
- Глава 9 Коммуникатор________________________________209
- Глава 9 Коммуникатор________________________________211
- Глава 9. Коммун и катор________________________________213
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
- Глава 9 Коммуникатор________________________________217
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
- Глава 9 Коммуникатор________________________________223
- Глава 9 Коммуникатор________________________________227
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
- Глава 9 Коммуникатор________________________________235
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
- Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
- Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385