logo
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Глава 9 Коммуникатор________________________________205

4. Газета почти полностью прекратила проводить опросы о шансах кандидатов, хотя цитировала результаты опросов, проводившихся другими организациями, отводя им скромную роль на своих страницах.

5. Сложные проблемы были персонифицированы: газета просила читателей рассказать, как та или иная проблема сказывается на их повседневной жизни — из номера в номер фигурировали несколько одних и тех же семей. Другие читатели могли сопоставить свое восприятие социальных проблем с чужим жизненным опытом.

Газета держала руку на пульсе общественного мнения. Для подтверждения правильности выводов опроса, проведенного зимой 1991-1992 гг., дополнительные опросы были осуществлены (хотя и в меньших масштабах) в июне и октябре 1992 г.

Наконец, читателей попросили дать оценку освещения кампании газетой «Шарлотт Обзервер». Замечания читателей регулярно публиковались.

Газета использовала несколько способов для прощупывания общественного мнения на разных этапах кампании. Пожалуй, наиболее удачной была рубрика «Вам слово», когда целая страница отводилась высказываниям читателей по вопросу, поставленному редакцией. Эта рубрика была хороша не только тем, что привлекала сотни читателей; она позволяла им почувствовать, что с их мнением считаются.

Когда в середине лета 1992 г. Р. Перро снял свою кандидатуру в президенты, «Шарлотт Обзервер» сочла, что некоторые пункты его программы заслуживают дополнительной реакции читателей. В номере от 22 июля читателям задали вопрос: «Поддержали бы вы план Перро по сокращению дефицита федерального бюджета и оживлению экономики?» Через два дня под рубрикой «Вам слово» была помещена подборка из 82 (в основном положительных) ответов читателей. Газета вернулась к этому приему в сентябре, когда Перро дал понять, что может возобновить соперничество за кресло президента. В течение одного дня в редакцию позвонили 125 читателей, причем более половины высказались за возвращение Перро.

Центральная роль была предоставлена читателям. Их опрашивали, интервьюировали, предлагали им задавать вопросы кандидатам, приглашали на общественные дискуссии и почти ежедневно делали героями сообщений. Читатели определяли тон и направление освещения избирательной кампании.

206 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

Влияние газеты на ход избирательной кампании

Встречи с кандидатами предоставили еще одну возможность активизировать участие читателей- газета предложила им присылать адресованные кандидатам вопросы Лучшие из них корреспонденты «Шарлотт Обзервер» брали на вооружение и использовали на пресс-конференции.

«Господин Клинтон, Энн Зигерт из города Лейк-Норман хотела бы знать .» Когда вопрос задавался в такой форме, кандидату не так просто было его проигнорировать: это вопрос конкретного избирателя, и он будет напечатан независимо от того, захотел ли кандидат на него ответить.

Рубрика «Спросите кандидата» сохранялась в течение всей кампании Газета добивалась получения ответов на вопросы читателей, связываясь с избирательными штабами кандидатов. Иногда газете удавалось свести читателей с кандидатами напрямую. Так было организовано интервью одного из кандидатов с восемью членами Совета граждан по широкому кругу проблем. Газета на следующий день опубликовала почти полную стенограмму встречи.

Газета как бы говорила читателям, это ваша программа, а вот что мы делаем для ее проведения

Перечислим еще несколько инициатив газеты, предпринятых с целью вовлечения читателей в освещение кампании.

1. Президентские дебаты Эти дебаты подробно освещались в прессе. Помимо обычного пересказа их содержания и оценки сопер-•ников «Шарлотт Обзервер» предоставила репортаж о дебатах с точки зрения гражданской программы: аргументы участников здесь были соотнесены с насущными проблемами и сопровождались мнениями читателей, следивших за дебатами по телевизору

2 Регистрация избирателей Призывая читателей зарегистрироваться для участия в выборах, газета руководствовалась желанием максимально приобщить их к демократическому процессу Неоднократно публиковались статьи, графические материалы, справки для избирателей и призывы, направленные на осознанное участие читателей в регистрации.

3. Детское голосование. Эта программа проводилась по всей стране, чтобы дать подрастающему поколению представление об избирательном процессе Каждый понедельник газета информировала о ней читателей