logo
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341

в данном состоянии как фундаментальный новый результат точки зрения дополнительности. Этот отказ понятен, как необходимое следствие влияния, неизвестного в принципе (курсив автора. — Л. Ф.), измерительных приборов на наблюдаемую систему».

Сами физики осознавали более широкое, философское значение открытого ими феномена. Так, ими проводились аналогии и с психологическими экспериментами при изучении идеи бессознательного: «Взаимосвязь бессознательного с сознанием так же парадоксальна, как и описанная в современной физике. С одной стороны, современная психология придает понятию бессознательного глубоко объективный смысл, с другой — всякий акт проявления сознания, т. е. наблюдение за бессознательным, вносит в сферу бессознательного принципиально неконтролируемое возмущение»1.

Некоторыми теоретиками делаются по этой проблематике далеко идущие выводы. Так, А. Огурцов озабочен, что «в нашей литературе сознание рассматривается как гомогенное образование. Из структуры сознания исчезла его связь с общением и коммуникацией. Общение составляет основную структуру сознания, сознание коммуникативно по своей природе. Такой подход, при котором общение оказывается ведущим в трактовке сознания, предполагает переориентацию гносеологических проблем. Прежде всего такого рода подход предполагает социологизацию теории познания. Если сознание и познание есть определенные формы диалога и общения, то общение — это межличностное общение, непосредственное или опосредованное социальное взаимодействие, ставящее рационально-дискурсивные цели. Социологи-зация теории познания означает, что ядром новой социологической гносеологии должны стать не структуры безличного общения, не гомогенное общественное сознание, а сознание, представленное в разно-речье языков, во всей разнородности субъектов общения — от личности до этнических групп.

Уясняется не только значимость актов самосознания для жизни сознания, но и для теории познания»2.

Как мы показали выше, описание всех условий проведенного социологического исследования — т. е. описание инструмента исследования, является непременным условием для оценки его надежности.

342 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

Аудиторное поведение и его социальный фон: выявление связей

Возвращаясь к объекту исследования, — а в нашем примере им является опрашиваемый, — необходимо в ходе общения с ним выявить максимальное число связей и зависимостей между ответами человека на конкретный вопрос и его реальной жизнью. Сама социология, в отличие от других общественных наук, изучает общество как нечто целостное, как систему отношений, а если и отдельные сферы, то как части общей структуры. Точно так же сохраняется принцип систематизированного подхода к общественной жизни на примере отдельной человеческой особи.

Нас интересует сфера досуга человека. Тем не менее, зададимся вопросом, от какого труда пришел к этому досугу человек? От тяжелого физического, изнурительного, или же не менее напряженного, но интеллектуального? Нас интересует сфера досуга человека. А какие сферы досуга предоставляет этому человеку город, в котором он живет? Нас интересует сфера досуга человека. Оставляет ли ему свободное время забота о малышах, если таковые у него недавно появились? И так далее. Спрашивая у своего собеседника про жилищные условия, про семейный состав, про его досуговые предпочтения, исследователь выдвигает гипотезу, что одно зависит от другого, явление из простого становится сложным, обрастает следствиями и причинами. Многие из гипотез не подтвердятся. Но и это — знание. Некоторые же связи прояснятся, и можно будет говорить не просто о констатации каких-то явлений, но делать выводы относительно развития, существования их в будущем и т. д. Это уже сверхзадача для социологического исследования. Тут социологическое знание может стать инструментом управления.

Нельзя говорить об этих двух уровнях социологического знания, как об уровнях первого и второго сорта. Достаточно сказать, что второй сорт не бывает без первого. Или точнее — здесь, как в айсберге: надводная и подводная части сплавлены воедино. И если подводная часть у айсберга будет недостаточно мощной (а в реальном айсберге она во много раз больше надводной части), то айсберг перевернется.

Накопление данных о социальных фактах — процесс долговременный. Нельзя ожидать от социологии чуда. Надежные прогнозы, надежный анализ могут существовать лишь на базе многоразовых и все более усложняющихся замеров социальной действительности. И все же сверхзадача решить определенную социальную проблему (или хотя бы максимально приблизить ее решение) должна стоять перед социологом на этапе первоначального замысла его исследования.

Известно несколько сравнительно устоявшихся процедур общения социолога с людьми, когда они выступают носителями интересующей его социологической информации.

Изучение качественных признаков аудиторного поведения

Перечислим для начала те качественно новые задачи, которые не решаются упомянутой нами статистикой, а могут быть решены только с применением социологических процедур, чтобы получить новое знание о поведении и мнениях людей при потреблении ими информации из массовых источников.

Прежде всего, это выявление показателей отношения к потребляемой информации, которое осознается самим потребителем. Отношение является тут предельно широким понятием, которое в ходе конкретных исследований может наполниться самым разнообразным содержанием.

Рассмотрим некоторые из показателей. Это оценки (в диапазоне «хорошо—плохо», или в рамках балльной шкалы) самых разных составляющих коммуникативной ситуации: канала в целом, деятельности его за определенный период, отдельной рубрики, отдельной статьи (передачи), ведущего-автора, его поведения, стиля и т. д.

Приведем эмпирический вариант оценки читателями своей удовлетворенности прессой. Опрос взрослого населения Афин был проведен службой EURODIM (число опрошенных — 600 чел.) (табл. 24).

Таблица 24

Ответы на вопрос: «Удовлетворяет ли вас газета, которую вы покупаете?»

(в % к общему числу опрошенных)

1986

1981

Очень удовлетворяет

37

30

Скорее удовлетворяет

48

46

Не очень удовлетворяет

8

14

Совсем не удовлетворяет

1

1

Не покупаю газет

6

9

Можно выделить такую характеристику отношения, как предпочтения, которые менее категоричны, чем оценки; с ними, как правило,

344 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

связан выбор отдельных рубрик, отдельных ведущих, отдельных тем, отдельных информационных каналов. Это показал опрос общественного мнения французов в декабре 1985 г. Респонденты ответили на вопрос: «В какой степени вы доверяете следующим источникам информации?». Результаты опроса службы SOFRES (число опрошенных — 1000 чел.) в табл. 25.

Таблица 25

Степень доверия к разным источникам информации (в % к общему числу опрошенных)

Источники информации

Сильно

Не очень сильно

Нет мнения

Радио (вообще)

57

32

11

Радио (местное)

54

24

22

Телевидение

49

41

10

Газеты

39

49

12

Реклама

28

63

9

Укажем также, что проблема предпочтения отдельных информационных каналов — это еще и историческая очередность возникновения и существования их. Так, по мере увеличения числа телевизоров, с момента настоящей экспансии телевидения, пришедшейся на 60-70-е годы, в США телевидение являлось основным источником информации для населения.

Но затем наметился некоторый спад интереса, объясняемый аналитиками тем, что само телевидение как социальный феномен перестало быть «новостью». Уменьшился общий объем Аудитории. Однако, при уменьшении общей Аудитории телевидения наблюдалось возрастание Аудитории теленовостей (табл. 26)'.

Поскольку телевидение поставляет новости прямо в дом большинства американцев, для многих из них именно оно является первоисточником информации. Хотя конкуренция с радио на этот счет — факт несомненный. Более того, по данным телевизионных еженедельников, радио продолжает оставаться одним из важнейших средств информа-