Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
а одна из американских страховых компаний даже прекратила заключать договоры на страхование с органами пропаганды.
Участились и обратные меры со стороны издателей и журналистов. Еще в 1983 г. «Чарльстон газетт» (штат Западная Виргиния), после того как истец получил отказ в удовлетворении своего иска, «вчинила» ему контриск за необоснованность обвинения в диффамации. Демарш имел успех. Газета получила крупную сумму компенсации. Позднее она повторила свой маневр. Ее примеру последовали и другие органы прессы (такого рода данные приводятся в ежегодных обзорах профессионального журнала «Вестник Московского университета». Серия «Журналистика»).
Со временем явление приняло довольно распространенный характер. Солидное возмещение ущерба по контрискам получили та же «Чарльстон газетт», газеты «Лос-Анджелес геральд-экзаминер» и «Сан-Тэттлер» (Голливуд, штат Флорида), радиотелесеть Эн-Би-Си. Именно в связи с этим Верховный суд США ужесточил требования к гражданским искам по диффамации. Согласно его решению, такие иски от государственных и общественных деятелей «могут быть отвергнуты до суда, если есть основания полагать, что истцы не в состоянии убедительно доказать диффамацию». Российское законодательство в настоящем его виде не способно воспрепятствовать возможности использовать в прямом теле- и радиоэфире некорректные или ложные высказывания. Вероятность пострадавшего привлечь обидчиков к ответу была и остается иллюзорной1.
Обзор, на который мы в данном случае ссылаемся, говорит, как эта проблема решена на Западе.
Проблема фиксации доказательств диффамации в процессах против электронных СМК решена в большинстве западных стран однозначно. Соответствующий орган своеобразного надзора за электронными СМК имеет законодательно закрепленное право контролировать эфир и регулярно им пользуется. Специалист по сравнительному правоведению в области СМК из Оксфордского университета С. Фер-хульст подтвердил правильность этого утверждения в отношении Великобритании. Согласно статье 11 «Закона о телерадиовещании», 1990 г., «для обеспечения контроля за программами, транслирующимися на основании лицензии на вещание. Комиссия по независимому вещанию (орган по надзору за всеми частными телекомпаниями Велико-
186 Часть II Деятельность СМК как реализация интересов социальных субъектов
британии — Л. Ф.) может записывать эти программы и использовать их записи полностью или по фрагментам. В лицензионные условия должны включаться следующие обязанности вешателя: а) делать записи всех программ, которые он транслирует на основании лицензии в течение 90 дней; б) по требованию Комиссии по независимому вещанию передавать ей записи для проведения экспертизы или изготовления копий; в) по требованию Комиссии по независимому вещанию передавать ей сценарий или расшифровку содержания программы, если вещатель в состоянии их изготовить».
Интернет и права личности
В последнее время с распространением Интернета проблема приобрела новый срез. «Охотники на звезд вооружились компьютером» — так называлась статья о нашумевшем процессе по делу о покушении на известного кинорежиссера С. Спилберга1. На территории виллы, ему принадлежащей, был арестован неизвестный, которого уличили в подготавливаемом покушении. Происшествие всколыхнуло общественный интерес к безграничным возможностям, которые предоставляет преступникам Интернет. Открытость информации для каждого владельца компьютера — несомненное благо для общества. С другой стороны, как отмечает автор статьи В. Кузнецов, стал возможным доступ к любым данным о персоналиях, включая самые интимные. Всемирные поисковые системы могут дать сведения практически о каждом сколько-нибудь известном человеке планеты. При желании и некоторой изобретательности можно вторгнуться в любые сферы личной жизни любой знаменитости.
Самое простое — получить полные данные об адресе, дате рождения, номер телефона. Без особого труда можно узнать о финансовом состоянии, об истории болезни, о регистрации браков, о купленных медикаментах и даже видеокассетах, взятых напрокат.
Можно запустить в Интернет любую дезинформацию о намеченной жертве, любую клевету и оскорбления. В сети легко отыскать подробные карты городов, планы улиц с указанием номеров зданий. Располагая нужным адресом, без труда удастся наведаться в гости к кому бы то ни было. Звезды почувствовали себя в опасности.
В 1989 г., после одного из убийств, власти Калифорнии засекретили информацию о выданных гражданам водительских правах — убийца получил адрес жертвы именно из этой картотеки.
- Социология массовой коммуникации
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
- Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
- 42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
- Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
- 70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
- Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
- Глава 7 смк и бизнес________________________________155
- Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
- Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
- Глава 7 смк и бизнес______________________________167
- Глава 7 смк и бизнес______________________________169
- Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
- Часть III
- Глава 9 Коммуникатор________________________________193
- Глава 9. Коммуникатор________________________________195
- Глава 9 Коммуникатор________________________________197
- Глава 9 Коммуникатор________________________________199
- Глава 9 Коммуникатор________________________________203
- Глава 9 Коммуникатор________________________________205
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
- Глава 9 Коммуникатор________________________________209
- Глава 9 Коммуникатор________________________________211
- Глава 9. Коммун и катор________________________________213
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
- Глава 9 Коммуникатор________________________________217
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
- Глава 9 Коммуникатор________________________________223
- Глава 9 Коммуникатор________________________________227
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
- Глава 9 Коммуникатор________________________________235
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
- Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
- Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385