logo
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97

к массовым коммуникационным системам и предъявляет им свои требования, подчас оформляя их и законодательно. В этой связи важно подчеркнуть роль эмпирических социологических исследований СМК. Если обратиться к американской практике, то обостренное внимание общественности к демонстрации сцен насилия на телеэкране произошло не в последнюю очередь благодаря многолетним исследованиям в рамках социологического проекта под руководством известного теоретика СМК Дж. Гербнера (Анненбергская школа коммуникаций, Пенсильванский университет, Филадельфия).

К принципиальным выводам этого этапа относится констатация избирательности аудиторного поведения личности, определенной независимости ее от влияния информационных потоков, критичности по отношению к деятельности массовых каналов информации, уменьшения доверия к СМК как социальному институту.

Хотя мы говорим об этих тенденциях, замыкая их в национальных границах, самым главным в будущих исследованиях СМК будет, по-видимому, рассмотрение их в мировой информационной инфраструктуре (употребляя новый термин — в инфоструктуре). Сегодня внутринациональная ситуация практически всех стран зависит от степени интеграции в экономическое, правовое, информационное мировое пространство. Прорывом было возникновение в конце XX в. нового политического мышления, связанного с осознанием многими людьми Земли как общего дома. И этому в немалой степени способствовали такие социальные процессы, как эмиграционные потоки, межгосударственные обмены в области рынка рабочей силы, экономические межнациональные образования, межгосударственные объединенные структуры, существование культурного обмена, изменения в сфере образования, туризма и др.

Качественным прорывом стала глобальная информационная сеть, состоящая из специальных международных проектов, из национальных каналов прессы, получивших международное распространение, и системы компьютерной связи Интернет.

Эти обстоятельства повлияют на жизнь личности, но не в последнюю очередь на поведение отдельных национальных государственных образований. Любые формы социальных, политических, экономических изменений в границах отдельных государств будут происходить в результате активной саморефлексии, в том числе и для рефлексии российского общества: какие модели мировой практики уже «малы» для нас, а какие существуют как бы «на вырост».

98

Для мировой социологии массовых информационных процессов остается парадигма изучения этих процессов с учетом мировых информационных потоков:

* информация как материальный ресурс (техническая оснащенность материальными носителями информации, условия доступа — экономические, правовые, интеллектуальные — разных социальных субъектов к материальным носителям);

* информация как власть (участие разных социальных субъектов в производстве информации, «обратная связь» между Коммуникатором и Аудиторией, своеобразная смена ролей этими участниками коммуникативных процессов);

* информация как культура (сочетание общечеловеческих и групповых ценностей, приоритетность интересов национальных государственных образований, разнообразие культурных образцов как самоценность).

Каждая из этих проблем многовариантна, выбирая для решения их альтернативы, человечество проверяет себя на выживаемость. Социология может и должна поставлять информацию обществу для его самоанализа.

Мы видим, что теория коммуникации существенно видоизменилась за XX в. Как результат, более сбалансирование стало восприниматься ею воздействие СМК на общество.

Отечественная социология СМК в фарватере мировых тенденций

Советский период

Обозначая начало эмпирических социологических исследований в области СМК в СССР, мы не можем сбрасывать со счетов мировую практику. При всей ограниченности каналов ознакомления отечественных ученых с данными западной науки, таковые все-таки существовали, соответственно, наработки общемировой социологии активно использовались советскими социологами в период, когда их внимание к проблемам СМК стало особенно интенсивным. По времени это была середина—конец 60-х годов.

Хотя часто по соображениям цензуры такие исследования проводились под флагом стремления изучить этот процесс для более эффективного осуществления агитационной, пропагандистской и организа-