Глава 9. Коммун и катор________________________________213
вернется качество источников информации, ценится уважение к человеку как принцип деятельности журналиста.
Во-вторых, это могут быть модификации массовых и партийных изданий. И в-третьих, разделение изданий может осуществляться по принципу массовые—тематические (спорт, транспорт, сад и огород и т. д.).
Современные тенденции мирового газетного рынка
Сейчас в США на 240 млн человек населения выходит около 1500 ежедневных газет, из них 1 300 имеют тираж, не превышающий 50 тыс. экземпляров. И только несколько, например, «Уолл-стрит джорнел», <<Ю Эс Эй тудэй», «Нью-Йорк тайме» и «Лос-Анджелес тайме» издаются более чем миллионным тиражом.
Анализ, приведенный «Файненшл Тайме», свидетельствует, что к концу XX в. газетная индустрия переживала нелегкие времена. Поскольку в США она сильно зависит от рекламных поступлений, СМК испытали на себе последствия экономического кризиса, характерного для 90-х годов. Спад 1991 г. привел к сокращению рекламных доходов газет на б %. С этим совпало подорожание бумаги, что привело к подорожанию изданий и к падению тиражей. Некоторые издания прекратили свое существование.
Общий итог макроэкономического воздействия на газетный бизнес: по сравнению с серединой 70-х годов тираж ежедневных газет снизился на 6 %, а доля населения, регулярно читающего прессу, упала с 73 до 62 %. И это притом, что общая демографическая ситуация обещала увеличение доли наиболее «читающего» населения — возраст около 50 лет. Поколение, которое появилось на свет во время «бэби бума», как раз вступало тогда в этот возраст. Число городов, в которых издавалось более одной газеты, снизилось с 94 % в конце 50-х годов до 36 % в конце века.
Что единодушно отмечают все аналитики, местная пресса в меньшей мере ощущает негативные последствия отмеченных тенденций.
Многие исследователи связывают эти тенденции частично с ростом электронных СМК — радио и телевидения. Более того, в их развитии видится угроза традиционной прессе. Однако такие прогнозы делались в годы, когда родилось радио, и позднее, когда входило в силу телевидение. На этот раз выход многим видится в том, чтобы сами газеты включались в процесс интерактивной компьютеризации. Так, около 150 американских газет являются абонентами Интернета и имеют электронную версию. Утверждают, что таким образом газеты завоевывают
214 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
новую читательскую Аудиторию — привыкшее к компьютерам молодое поколение.
Сохранят ли в будущем газеты свою традиционную форму или полностью перейдут на электронную версию — прогноз на этот счет предлагает два прямо противоположных варианта. Внедрением Интернета объясняются некоторые заметные изменения в содержательном плане — предоставление информационных услуг по индивидуальным запросам читателей, интерактивный характер общения читателей с отдельными журналистами и в целом с редакцией и т. д.1
Делать ли допуск к этим версиям платным или бесплатным? Газета, имеющая электронную версию, зависит от рекламодателей, для которых важен размер Аудитории, поэтому решение об оплате услуг ин-тернета становится принципиальным. Газета «Нью-Йорк тайме» принимала такое решение в режиме эксперимента. Будучи бесплатным для американцев, свободный доступ на сервер обеспечил газете 4 млн местных подписчиков (размер «бумажного» варианта в 1997 г. составлял несколько более миллиона экземпляров). К платному серверу для иностранцев подключилось лишь несколько тысяч человек. В то время право бесплатной регистрации в Интернете уже имели лондонская «Тайме» и «Файнэншл тайме», а бесплатный доступ без всякой регистрации предоставляли германские «Ди Цфайт» и «Хандельсблатт». Бесплатный сервер может «оттянуть» покупателей платных традиционных версий2.
Некоторые из отмеченных выше тенденций характерны и для газетного рынка Франции. Если в 1946 г. общий тираж национальных газет составлял 5,9 млн, то полвека спустя он упал до 2,6 млн экземпляров. По числу читателей прессы французы сейчас находятся на 23-м месте в мире.
И опять та же зависимость: чтобы компенсировать падение тиражей, газетчики пошли на удорожание изданий.
В Англии частная корпорация Р. Мэрдока «Ньюс интернэшнл» издает пять газет, включая «Тайме» (старейшая английская газета, основанная в 1785 г.) и «Сан», владея при этом 37 % национального газетного рынка. Кроме этого, в стране около десятка общенациональных ежедневных и воскресных газет и более тысячи местных и региональных газет.
- Социология массовой коммуникации
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
- Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
- Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
- Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
- Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
- 42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
- Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
- Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
- 70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
- Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
- Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
- Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
- Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
- Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
- Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
- Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
- Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
- Глава 7 смк и бизнес________________________________155
- Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
- Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
- Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
- Глава 7 смк и бизнес______________________________167
- Глава 7 смк и бизнес______________________________169
- Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
- Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
- Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
- Часть III
- Глава 9 Коммуникатор________________________________193
- Глава 9. Коммуникатор________________________________195
- Глава 9 Коммуникатор________________________________197
- Глава 9 Коммуникатор________________________________199
- Глава 9 Коммуникатор________________________________203
- Глава 9 Коммуникатор________________________________205
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
- Глава 9 Коммуникатор________________________________209
- Глава 9 Коммуникатор________________________________211
- Глава 9. Коммун и катор________________________________213
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
- Глава 9 Коммуникатор________________________________217
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
- Глава 9 Коммуникатор________________________________223
- Глава 9 Коммуникатор________________________________227
- Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
- Глава 9 Коммуникатор________________________________235
- Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
- Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
- Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
- Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
- Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
- Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
- Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385