logo search
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Часть III

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗВЕНЬЕВ

КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

В речи имеют значение три вещи, — заметил однажды с веселым цинизмом лорд Морли, — кто говорит, как говорит и что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третья.

Дейл Карнеги

Место исследований о Коммуникаторе в социологии СМК

Предметное поле понятия «коммуникатор»

Для обзора огромного числа исследований в области СМК воспользуемся хрестоматийным определением коммуникативного процесса (с последующим расчленением его на составные части), общепризнанной формулировкой американского социолога Г. Лассвелла: «Кто, что говорит, пользуясь каким средством коммуникации, кому, с каким эффектом»1. На Международной конференции в Индии в 1967 г. в докладе по сравнительным социальным процессам он обогатил эту формулу следующими альтернативами: «кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории, с каким результатом»2.

Сгруппируем таким же образом и исследования, имеющие в качестве объекта одну из вышеперечисленных частей коммуникативного процесса.

На вопрос «кто говорит» стремятся ответить исследования, которые анализируют сферу производства информации, например, струк-