logo search
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и

Когда субъект называется (и представляется) скорее «выбирающим», чем «принимающим», сам процесс взаимодействия с ним наличествующей в обществе информации осознается, как более многофакторное явление. И эффективность находит здесь свое место.

Задавая проблеме соотношения влияния СМК и роли индивида в этом процессе социологические рамки, мы должны констатировать особую ценность такой информации для общества: она по своему определению актуальна, поскольку это всякий раз срез информации об обществе в определенный неповторимый момент его развития, и ценна, поскольку среди ее адресатов, помимо самой науки и практической сферы профессиональной подготовки журналистов, работников структур ПР и рекламы, находятся сами СМК.

Подобная информация обслуживает конкретные задачи в сфере принятия решений в повседневной деятельности информационных каналов; мощным заказчиком этой информации выступает корпус рекламодателей и рекламопроизводителей; ею интересуются также различные властные структуры, существующие в одном политическом пространстве с каналами «четвертой власти».

Мы рассмотрели в этой главе функции СМК в их максимально приближенном к жизни индивида виде. Но существуют еще функции СМК в более широкой — социально-политической — парадигме: Мы рассмотрим их во второй части под углом зрения социальных субъектов, включенных социумом в орбиту взаимодействия с СМК: государства, бизнеса, общественного мнения.

Поиск истины, истин является интегральной смысловой мотивацией исследовательской деятельности, а их обнаружение — основной «наградой» ученого.

Л. Д. Гудков

История изучения коммуникации

Истоки социологической парадигмы

Рефлексия человеческого сознания по поводу существующей в социуме коммуникации родилась, по-видимому, вместе с тем самым словом, которое было «в начале». Действительно, человечество всегда занималось вопросом, как функционировало это слово: кто его продуцировал; как, на кого оно распространялось; какие точки зрения озвучивало. Теория коммуникации составляет как бы параллельную историю человечества — параллельную политической, экономической, культурологической парадигме рассмотрения его жизни. Эта история начинается во времена Аристотеля, в своей «Риторике» отметившего, что для любого акта человеческого общения необходимы, по крайней мере, три элемента: лицо, которое говорит; речь, которую это лицо произносит; лицо, которое эту речь слушает.

Первые признаки общественного внимания к прессе как социальному явлению относятся к XVII-XVIII вв. Работы Ж.-П. Марата, Сен-Симона, В. Вейтлинга, Г. В. Ф. Гегеля представляют хронологически наиболее «ранний» пласт в интересующей нас сфере знаний.

Первый этап собственно социологической теории массовых коммуникаций мы относим к XIX в., когда, с одной стороны, закончилось выделение в науку самой социологии, а с другой — оформился институт прессы, реальное функционирование которого позволяло рассматривать его в качестве объекта социологии.