logo search
Опорні конспекти СМК / Підручники / 417__

Глава 3. Функции и роли смк____________________________53

За годы развития социологии СМК накоплены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что ситуация выбора определенного средства для удовлетворения своей потребности для аудитории существует. Множество исследователей специально занимались вопросом, например, в какой мере сопоставимо пользование телевидением с культурной активностью, состоящей в чтении книг или посещении театра, в какой мере оно способствует или мешает таким формам культуры, равноправно ли с ними. Как выяснилось, тут обнаруживается очевидная зависимость от уровня образования людей, но в не меньшей степени — от уровня их объективного потенциального доступа к другим способам проведения досуга, к другим способам приобщения к культуре.

Функции отдельных средств передачи информации

Мы рассмотрели функции СМК под углом зрения разных участников коммуникативной цепи. Но как только мы перейдем на уровень отдельных средств (газеты, радио, телевидения), эти функции начнут трансформироваться: изменится их приоритет для каждого из средств. Известно, что печать, радио и телевидение различным образом материализуют свое содержание: печать — графически обозначенным словом и статическим изображением; радио — звучащим словом и звуком; телевидение — звучащим словом, звуком и динамическим изображением'.

Телевидению в большей степени свойственна рекреативная функция. Теоретики телевидения утверждают, что фундаментальными принципами его являются конфронтация и развлечение; интимность и сериальность. В момент экспансии телевидения, когда его внедрение в систему потребления информации населением осознавалось особенно остро, появилось довольно много теоретических работ, критикующих телевизионные средства воздействия на человека. Оно казалось гораздо более грубым и агрессивным по сравнению с уже ставшими традиционными радио и газетой. По мнению Робина Дея, проработавшего 10 лет на английском телеканале Би-Би-Си, поток сенсационных и поверхностных сообщений является постоянным искушением телевидения, оно воздействует больше на чувства, чем на интеллект.

Группа социологов опросила 500 жителей Лондона, стремясь выяснить, откуда они узнали о крупнейших событиях недели. Исследование показало, что лучше всего запоминаются новости из бесед с другими людьми, а также из телепередач. Причем телезрители лучше запоминают участников событий, а читатели газет — последовательность происходящего, логику события; телевидение чаще всего и отдает

54________________Часть I. Деятельность СМК. функциональный подход

на откуп прессе именно разъяснение и интерпретацию фактов. Как утверждали в свое время критики «буржуазного телевидения», теленовости, ответив на традиционные журналистские вопросы «кто — что — где — когда», избегают вопроса «почему?» Для ответа на него пришлось бы замедлить темп подачи материала и найти соответствующий видеоряд.

И тогда становятся понятными слова знаменитого американского журналиста У. Кронкайта, который назвал телевизионные новости лишь первым шагом к информированности, заметив, что телевидение именно по самой своей природе никогда не заменит прессу в общем спектре коммуникаций. Сама Аудитория дифференцирует источники информации по их вкладу в общий информационный багаж довольно определенно. Например, в ходе опроса общенациональной выборки в США в 1986 г., проведенного службой изучения общественного мнения ТЮ, ответы на вопрос, откуда люди черпают ту или иную информацию, распределились так, как представлено в табл. 3.

Можно продолжить рассмотрение этих функций по «вертикали» от общенациональных информационных каналов к местным, где осознание специфики нужно не только науке, но в большей степени самому Коммуникатору — для того, чтобы найти свою собственную информационную нишу.

Как «работают» функции СМК: докоммуникативная и коммуникативная стадии

Взаимодействие Аудитории и СМК

Конечно, справедливо утверждать, что СМК конкурируют с другими источниками удовлетворения потребностей Аудитории. Так могут быть прокомментированы, результаты самых ранних исследований радио, когда исследователи, начав с вопроса «что делает радио с Аудиторией», пришли к выводу, что правомернее поставить его иначе: «что Аудитория делает с радио». Исследователи, анализировавшие в конце 50-х гг. проблему потребления телевидения детьми, выразились аналогично: «Не совсем точно говорить, что телевидение "что-то делает с детьми". Из факта включения телевизора ничего не следует. Именно дети наиболее активны в отношениях с ТВ. Именно они манипулируют телевидением, а не оно — ими»'.

Таблица 3

Информационные источники разных тем (в % к назвавшим каждую тему сообщения СМК)

Газеты

Радио

ТВ

Журналы

Другие люди

Экстремальные события (пожары, забастовки, несчастные случаи)

31

9

59

-

4

Политическая жизнь местного уровня

37

8

52

1

-

Преступность, деятельность полиции

39

9

49

-

4

Местные экономические и деловые новости

44

8

39

2

5

Информация для потребителей

33

6

43

13

4

Погода

8

17

77

-

1

Проблемы окружающей среды

28

5

54

5

4,

Здоровье, полезные советы

17

4

42

21

8

Информация о развлечениях

50

13

27

1

8

Информация о меньшинствах в данной местности

38

7

30

2

И

Здесь существен угол зрения, под которым мы будем рассматривать проблему. Можно описывать деятельность СМК в терминах формирования, влияния, воздействия, а Аудиторию представлять мишенью — что в принципе вполне правомерно. И тогда можно говорить о действиях Аудитории в терминах избирательной деятельности по отношению к СМК, активного поведения-выбора, и, наконец, барьеров, которыми индивид защищается, или, если угодно, фильтров, через которые им просеивается информация.

Другой путь — рассматривать деятельность индивида по оперированию информацией СМК в более сложной структуре его жизнедеятельности, на фоне характеристик его образа жизни.

56________________Часть I Деятельность СМК функциональный подход

И в том, и в другом случае собственно коммуникативной стадии предшествует стадия докоммуникативная, во многом влияющая на исход коммуникативной, а иногда и на сам факт, состоится ли она. Более того, многие исследователи склонны считать началом коммуникации не собственно взаимодействие индивида с информационным источником, а появление своеобразного «напряжения» на полюсе личности, когда ею осознаются ориентированные на СМК потребности (здесь следует говорить об интересе как об осознанной потребности и о влечении как о неосознанной потребности). О «напряжении», в известном смысле, можно говорить, имея в виду неравноправность социальных ролей в случае взаимодействия индивида с СМК. Это не диалог, сущность которого состоит в способности участника встать на позицию оппонента, признать его ценность, признать его таким же, как он сам, что является базой дальнейшего обмена субъективными состояниями (А. Рапопорт). Это напряжение и создает направление коммуникационного потока. Но идеалом — как со стороны Коммуникатора, так и со стороны Аудитории — являются равноправные их отношения.

Роль стереотипа

Необходимо выделить в этой докоммуникативной стадии объем жизненного багажа, с которым индивид подходит к любому новому явлению в его жизни. Информация СМК, как и все, что приходит из внешнего мира, попадает сначала на матрицу культуры, своеобразный экран, созданный предшествующим бытованием индивида в лоне определенной культуры. Влияет на факт коммуникации и объем предшествующего опыта его общения непосредственно с СМК. Это последнее обстоятельство рассматривалось некоторыми исследователями как краеугольный камень в так называемой «функциональной теории» массовой коммуникации1. У человека есть потребности, которые он может (или не может — во многом по законам вероятностной, стохастической природы массовой информации) удовлетворить с помощью СМК.

Следует подробнее рассмотреть один из элементов докоммуникативной стадии. Книга У. Липпмана «Общественное мнение» (1922 г.) актуальна и для современных исследователей, потому что в ней, в част-