logo search
уч

Список использованных источников

  1. Олиференко /Дополнительное образование.2003.№1. с 30-

  2. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 268с.

  3. Социальная педагогика: курс лекций/ Под. общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

  4. Этический Кодекс социального педагога и социального работника//Социальная работа. 2002. №2. С. 17-19

2.2. Организация, планирование, учет и оценка результатов работы

социального педагога

Одна из основных форм организации деятельности социального педагога - ведение документации, в частности, документации клиента. Для оказания помощи клиенту необходимо накапливать информацию о клиенте, фиксировать методы, этапы, результаты работы, отмечать все факты взаимодействия с представителями других учреждений для решения проблем клиента.

Примерный перечень документов, необходимых для работы социального педагога:

- законы, нормативные акты международного, федерального, регионального и муниципального уровня;

- должностная инструкция;

- планы работы;

- отчетная документация;

- комплект методических материалов для специалистов, родителей, детей;

- комплект документов на каждого клиента;

- информация, необходимая для решения проблем клиентов (справочники, информация о работе городских, областных служб и т.д.).

Виды документирования относительно проблемы клиента:

- изложение проблемы со слов клиента;

- описание проблемы с позиции специалиста (акты обследования жилищных условий, результаты тестирования, анкетирования и т.п., справки, характеристики - объективная информация; а также описание проблемы с элементами анализа - аналитическая информация);

- планы и программы действий в отношении клиента, протоколы, заявления;

- отчетная документация, выводы о проделанной работе.

Одна из важнейших функций социального управления - планирование, которое рассматривается в единстве с проектированием и прогнозированием.

Проектирование - создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленных изменениях объекта от исходного состояния к желаемому. Основа проектирования - предвидение и прогнозирование, результат - проект (модель), форма конкретного управления, рама.

Прогнозирование включает:

- определение качественных и временных параметров проектируемого результата;

- построение модели, необходимой для получения результата деятельности;

- определение средств, необходимых для реализации действия и средств промежуточного контроля;

- построение модели индивидуальной реализации деятельности.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Цель планирования работы социального педагога - выработка единства действий с администрацией и коллективом педагогов, учащихся, родительской общественностью; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Основные принципы планирования:

1. Научность

2. Адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий.

3. Скоординированность: соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами учреждения.

4. Оптимальность - выбор содержания и формы, наиболее подходящих для конкретных условий.

5. Перспективность - конкретные задачи и дальние перспективы, прогнозирование.

6. Коллегиальность - использование форм коллективного планирования.

7. Конкретность, четкость.

В ходе планирования социальный педагог должен учитывать возможности микрорайона и микросоциума, обязательное включение профилактический и просветительской работы, симптоматическую диагностику различных социальных групп, возможности вовлечения в работу специалистов смежных специальностей, а также учреждений, занимающихся решением аналогичных проблем.

Схема разработки плана:

- ознакомление с документами по проблеме;

- изучение литературы по основам планирования;

- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

- анализ недостатков работы за предшествующий период;

- подготовка проекта плана;

- коллективное обсуждение плана;

- утверждение плана.

Цель планирования определяет стратегию работы социального педагога (становление личности как субъекта социальной жизни, создание педагогически целесообразной среды). Цели конкретизируются по направлениям деятельности социального педагога и его функциям (по профилактике, защите прав детей, по управлению действиями субъектов социальной жизни и т.д.). Цель определяется в соответствии с функциональными обязанностями социального педагога и его профессиональными ролями.

Задачи определяют ближайшую перспективу социальной жизни клиентов. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям работы. Каждое направление содержит определенный набор мероприятий. В планах необходимо указывать сроки их выполнения, должностных лиц, совместно с которыми решается задача и вид отчетной документации по каждому мероприятию, место проведения мероприятия.

Обязательные документы: социально-педагогическая характеристика микросоциума, медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, перспективный план на год.

Формы планов: перспективный (годовой, полугодовой), календарный (месячный, понедельный), циклограммы, планы-графики, планы-сетки; планы конкретных мероприятий; индивидуальные программы реабилитации; программы взаимодействия, программы сопровождения ребенка и семьи, программы отдельных мероприятий и т.д. Календарное планирование уточняет распределение событий (мероприятий) во времени и пространстве.

Перспективный план (план работы социального педагога на учебный год):

1 раздел - аналитическая записка, содержащая описание особенностей контингента, наиболее актуальные проблемы, анализ работы за предыдущий период и выводы о том, по каким причинам предыдущие планы не были выполнены полностью, почему были совершены недочеты в работе.

2 - Цель работы - социальная защита обучающихся. Цель определяет стратегию в социально-педагогической деятельности и отражает процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни и процесс создания педагогически целесообразной среды.

Задачи: выявление интересов, потребностей, деятельности, своевременное оказание помощи;

осуществлять посредничество между личностью и социумом;

применять меры по социальной защите;

организовать мероприятия, направленные на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;

оказать содействие в создании психологического комфорта и безопасности учащихся;

провести профилактику асоциального поведения;

координация взаимодействия родителей и учителей.

3. Годовой план.

4. Нормативные документы и методические пособия. Используемые при разработке плана.

Циклограмма позволяет распределить по времени работу по отдельным направлениям и согласовывать между собой этапы социально-педагогической деятельности: изучение (х), целеполагание, проектирование (-), конструктивная реализация (+).

Направление социально-педагогической деятельности

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

1

Х

-

+

+

Х

2

3

х

х

4

5

Календарные планы

План-график на месяц (неделю)

День

Время

Содержание деятельности

Место проведения

Ответственный за мероприятие

Отчетная документация

План-сетка на месяц оформляется по месячному календарю, мероприятия отмечаются в соответствующих графах. Этот вид планирования позволяет увидеть реальную нагрузку на специалиста в течение месяца и распределение времени по видам работы (организация, реализация мероприятия, взаимодействие с клиентами и другими специалистами и т.п.).

План-сетка на день (образец)

8.00-8.30

организационные

моменты

8.30-12.00

индивидуальные занятия

12.00-12.30

Сдать …..

8.30-8.50 Иванов

Подготовить….

8.55 - 9.20 Петров

Разработать….

9.25 - 10.00 Сидоров

Провести….

Разработка программ сопровождения:

1. Анализ проблем и имеющегося опыта их разрешения.

2. Выявление тех, кто в социальной жизни является участниками этой проблемной ситуации.

3. Формирование плана действий для осуществления задачи.

4. Экспертиза программы.

Программы в зависимости от проблемы разрабатывают на продолжительные сроки (когда работают с комплексом проблем) или на короткий период (работа с одной из проблем).

Основные недостатки традиционного планирования:

1. Планируются должностные обязанности.

2. Цели определяются с позиций воспроизводства, повторения имеющегося опыта, а не с позиции перспективы его развития.

3. События, мероприятия включаются в план спонтанно, не отражают логику развития, последовательность включения резервов.

4. Не учитываются реальные и возможные средства ресурсного обеспечения.

Документация и учет работы не подлежат строгой регламентации.

К отчетной документации относятся:

  1. Перспективный план работы.

  2. План работы на месяц.

  3. График работы на неделю

  4. Отчет о проделанной работе за год.

  5. Отчет о проделанной работе за месяц.

  6. Отчет о проделанной работе за неделю (обычно количественные показатели: количество принятых клиентов, количество проведенных мероприятий и т.п.).

  7. Комплексные индивидуальные программы социально-педагогической поддержки семьи и детей.

  8. Журналы учета консультаций и групповых форм работы.

  9. Журнал учета взаимодействия с различными ведомствами.

  10. Банк данных.

  11. Личные дела детей.

В ходе анализа результатов работы необходимо иметь начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.

Результаты могут быть оценены с помощью изучения документации, бесед с клиентами, родителями, работниками различных служб, анкетирования, анализа динамики социально-педагогических процессов. Экспертиза результатов работы проводится по внутренним преобразованиям в жизни ребенка, качественным и количественным изменениям в социокультурной ситуации, позитивным и негативным тенденциям в социуме, по изменению качества жизни клиента.

В отчетной документации обычно отмечают:

- количество выявленных детей, их устройство,

- вопросы охраны детства,

- успеваемость детей,

- их здоровье,

- материальное положение клиентов и оказанная материальная помощь,

- содержание работы по профессиональному ориентированию и выбор специальности выпускников, особенно выпускников интернатов.

Эффективность социально-педагогической работы определяется как максимально возможное удовлетворение потребностей населения при минимальных затратах. Эффективность может быть расчетной (плановой) и фактической. Такой подход ориентирует на улучшение организации, управления, технологий, в целом профессионального мастерства сотрудников социальных служб, а не увеличение финансирования, штатов, времени на эту деятельность.

Параметрический метод оценки эффективности социально-педагогической работы: оценивается состояние клиента до начала оказания профессиональной помощи и после ее окончания, оценке затрат, связанными с обеспечением результатов работы (материальными, временными, эмоциональными и т.д.).

Непараметрический метод: по фактам достигнутого, эффектам и необходимым результатам. Характеризует эффективность работы по результатам интервьюирования клиентов, анкетирования.

Основные критерии эффективности работы социального педагога:

- результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;

- степень включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;

- динамика изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;

- степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;

- улучшение социально-психологической обстановки в социуме;

- степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;

- уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.

Социальному педагога необходимо регулярно проводить самоанализ собственной работы, осуществлять рефлексию собственной деятельности, исходя из самых разных критериев ее эффективности: соотношения желаемого и достигнутого, идеального и реального, соотношения затрат труда и результатов, уровня активности клиента, глубины изменений произошедших в системе, уровня гармоничного взаимодействия личности, ее деятельности и общения, собственной удовлетворенности работой и удовлетворенности клиентов работой социального педагога, уровня овладения деятельностью (от репродуктивной до творческой).

Одним из средств стимулирования деятельности социального педагога является аттестация.