3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, члены семьи ведут общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.
А. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Брак - это легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной и тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей.
Семья - один из важнейших социальных институтов человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно - институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др. Семья является одним из главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, она также обеспечивает основные потребности ребенка.
Двухполюсное понятие семьи (с одной стороны, это социальный институт, а с другой - группа людей, объединенная личными отношениями) предполагает сложность внутренних отношений, которые предопределяют социально-психологический характер данной семьи, и особенности, отличающие различные типы семей.
Функции семьи:
1. Репродуктивная: семья создается в силу объективной необходимости продолжения и дополняется субъективной потребностью в общении с избранным индивидом.
2. Воспитательная функция: семья как воспитывающий коллектив характеризуется непрерывностью и длительностью отношений между людьми разного пола и возраста.
3. Хозяйственно-бытовая функция - поддерживание физического состояния членов семьи.
4. Экономическо-материальная функция - поддержание одними членами семьи других (несовершеннолетних, престарелых и нетрудоспособных).
5. Функция социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность.
6. Духовная функция - духовное обогащение членов семьи.
7. Досуговая
8. Эмоциональная - осуществление психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующая личность, предотвращающая деградацию личность.
9. Первичного социального контроля.
10. Культурного общения [].
Семья находится в тесной зависимости от развития общественно-экономической формации, поэтому кризисы, происходящие в социуме, влияют на функционирование и состояние современной семьи. Современные исследователи считают, что вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики вытесняются на второй план.
По мнению Н. Тихоновой, для современной семьи характерны следующие явления:
- расслоение населения по материальному достатку в городе и сельской местности;
- разукрупнения семьи, выделяется молодая семья, что ведет как к положительным, так и отрицательным последствиям;
- уменьшается численность семьи;
- увеличивается число разводов;
- увеличивается число неполных семей;
- разрушаются нравственные устои общества;
- растет число семей с особым статусом;
- в обществе культивируются насилие и агрессия;
- ослабла воспитательная функция семьи, низка педагогическая культура родителей;
- растет число сверхранних и внебрачных рождений;
- физиологически правильно протекающих родов не более 40%%
- число беспризорных и безнадзорных больше, чем в военные и послевоенные годы;
- более 200 тыс. подростков совершают преступления (по результатам исследований акад. Н.М. Римашевской.
Современное состояние семьи Рыбинский характеризует как кризисное. А.И. Антонов и В.М. Медков для построения классификации социальных проблем исходили из целого комплекса разнообразных факторов, определяющих благополучие и здоровый статус семьи: материально-экономических, медико-биологических, психолого-интеллектуальных, профессионально-образовательных и др. На их основе можно выявить основные проблемы современной семьи. К ним относятся:
1. Инвайронментальные (от англ. еnvironment - окружающая обстановка) проблемы: географические, экологические проблемы (загрязнение, климат, топливо и др.); демографические проблемы (гендерное соотношение, геронтолизация, сокращение браков, увеличение разводов, падение рождаемости, увеличение частоты добрачных половых связей, внебрачных рождений); экологическая безопасность (ядерное и химическое загрязнение и пр.).
2. Цивилизационные проблемы: этнические, культурные традиции; развитие гражданских прав и свобод. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм браков и семьи (очные, неполные семьи, квазисемьи геев и лесбиянок, увеличение числа брачных сожительств).
3. Социально-экономические проблемы: цены, доходы, семейный бюджет; коммунальные услуги; питание; бедность и деградация.
4. Социально-бытовые проблемы: быт и удобства; санитарно-гигенические условия; дошкольные и школьные учреждения; услуги для нетипичных детей и взрослых.
5. Психосоматические и психологические проблемы: суициды, травматизм, психопатология, жестокость и насилие.
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания