Социально-педагогическая работа
с детьми отклоняющегося поведения
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации:
- нормоцентрический, предполагающий оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме - социальной, психологической, этнокульту-ральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической;
- нозоцентрический (психиатрический), рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии (Ю.А. Александровский, С.А. Беличева).
Понятие "норма" | Понятие "отклонения" |
Традиционно рассматривается статистически-адаптационный подход к понятию «норма», которая представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева).
| Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т. е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (К. Леонгард, А.Е. Личко).
|
Норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм (Л.С. Выгодский). | Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. |
В социальных науках «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень» (Е.Э. Смирнова, В.Ф. Курлов, М.Д. Матюшкина).
| С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма - это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека. |
|
|
Уклонения от нормы иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на:
1) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение);
2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания);
3) постоянные дефекты поведения.
Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение (Нагаев).
Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного (Л.Б. Ермолаева-Томина, В.С. Мухина, К.Г. Мяло, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов). Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, полагаем, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.
В самом общем виде отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).
Таблица - Понимание девиантного поведения
Подход к пониманию девиантного поведения | Сущность девиантного поведения в соответствии с определенным подходом |
Педагогический подход | Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
|
Медицинский подход | Девиантное поведение - отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
|
Психологический подход | Девиантное поведение - отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе. |
Нагаев и др. определяют такие основные нарушения поведения в подростковом возрасте можно классифицировать следующим образом: 1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней); 2) побеги из дому; 3) воровство; 4) ограбления (с применением угрозы или силы); 5) участие в драках; 6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т. д.); 7) приобщение к алкоголю, наркотикам, снотворным и транквилизирующим средствам, курение (симуляция, игра с сигаретой, способ расслабления, поддержка имиджа, привычка; 8) девиации сексуального поведения (мастурбация, петинг, ранняя половая жизнь и др.); 9) суицидное поведение; 10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.); 11) навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, охраняющие от неудач, навязчивые мысли и т. д.); 12) сквернословие; 13) черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к "активистам", увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др.).
Л.Б. Шнейдер выделяет такие виды девиантного поведения, показанные в таблице
Таблица - Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории (по Л.Б. Шнейдер) | |
Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. | Поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
|
На основании ключевых положений работ отечественных (А.А.Александров, В.В. Королев,В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, Г.В. Вфина, В.Г. Степанов и др.) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Робине Фаррингтон и др.) | |
Преступное (криминальное) | Аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение.
|
В отечественной и зарубежной психологии рассматриваются различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий (Г. Беккер, В.Г. Степанов) | |
Особый тип девиаций, обусловленный гиперспособностями (К.К. Платонов). | Формы, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы, делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе застенчивости (В.Д. Менделевич).
|
На сегодняшний день в психологии девиантного поведения выделены типично подростковые девиации - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение (В.Л. Гиндикин, В.А. Гурьева, В.Я. Семке, С.А. Суханов), а также делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения и др. (В.Г. Василевский, Н.В. Вострокнутов, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков и др.). |
Под аддиктивным поведением понимают одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества и др.) изменить свое психическое состояние, что создает иллюзию безопасности, восстановления равновесия.
В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм.
Таблица - Традиционные причины девиантного поведения в психологии
Причина | Исследования |
Нарушения в становлении, формировании и развитии личности | А.Е. Личко, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Л. Пожар, X. Ремшмидт, Т.П. Шилова |
В деятельностной линии онтогенеза | Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев |
Влияние социокультурных особенностей | Л.Б. Филонов |
Влияние образа жизни семьи и семейных отношений -детско-родитель-ских, детско-детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением | А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Т.Н. Счастная; Ю. Хямяляйнен, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юс-тицкий и др. |
Выраженное протекание подросткового кризиса | Ф. Дольто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон |
Членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм | А.В. Петровский, М.В. Розин |
Влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности | М.В. Цилуйко |
Влияние мира компьютерных игр | О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М. Лукьяненков |
Размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства | В. Абрамкин, В. Чеснокова |
Неблагоприятная социальная ситуация развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям | М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Л. Пожар и др. |
Деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. Отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций. | X. Ремшмидт |
Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
стремление получить сильные впечатления;
заболевания ребенка;
повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
неблагополучная ситуация в семье;
стремление к самостоятельности и независимости;
недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
отставание в учебе;
пренебрежение со стороны сверстников;
непонимание взрослыми трудностей детей;
недостаточная уверенность ребенка в себе;
отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
стрессовые жизненные ситуации;
13)напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
14)примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
15)чрезмерная занятость родителей;
16)конфликты с родителями;
17)обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
18)постоянные нарекания, брань в семье;
19)слабость интеллектуальной сферы ребенка;
повышенная коммуникативность детей;
низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
одиночество, непонимание другими;
излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
генетическая предрасположенность;
неравномерность психофизического и полового созревания;
отсутствие навыков социального поведения;
снижение культуры, интеллектуального уровня;
масса свободного времени;
скука, «просто так»;
желание обратить на себя внимание;
неполные семьи;
экономическая нестабильность;
влияние улицы.
Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
причины социального и психологического характера;
причины, связанные с возрастными кризисами.
В исследовании Н.В. Майсак установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках - в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, - но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье. Подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:
негативную психическую напряженность;
акцентуированную готовность к риску;
психическую ригидность;
выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;
непредсказуемость поведения;
высокую агрессивность.
При анализе причин правильно учитывать сочетание различных взаимодополняющих факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение - индивидного, психолого-педагогического, социально-психологического, личностного, социального.
Описывая динамику отклоняющегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три стадии его социальной дезадаптации:
компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;
стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнение единомышленников.
Девиантное поведение, полагает И.С. Кон, вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. В соответствии с этим принято различать первичную девиацию (ненормативность) и вторичную (как подтверждение ненормативности и утверждение собственно девиантного поведения).
Важнейший фактор такого развития -девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
Таблица - Социопатическая система убеждений, лежащая в основе противоправного поведения подростков (по Р. Снайдеру)
Убеждение | Разъяснение убеждения |
Я невинная жертва, и другие побуждают меня делать то, что я делаю | Не в состоянии учиться на основании опыта, отрицает ответственность за поступки или же провокационный характер поступков. Энергия уходит на отрицание вины и сохранение параноидного взгляда на мир; не имеет намерения идти на дружеские контакты или же решать проблемы. |
Если другие дадут мне то, что мне нужно, то я буду в полном порядке. | Сначала должны измениться другие, они должны постоянно вознаграждать. Базисом личности жулика можно считать беспомощность и неспособность самостоятельно решать проблемы. Неудача - это вина других. |
Я имею право на то, что я хочу, и могу использовать все, чего бы я ни захотел. | Желания никогда не ставятся под вопрос, и им не дается оценки. Отказ удовлетворить требования воспринимается как злобный, нечестный отказ и лишение. Травмирование из-за нарцисстического ощущения того, что ты особенный. |
Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех., кто отказывает мне в том, чего я хочу | Право означает владение другими людьми и объектами, так что нет четких границ между своей личностью и другими. Я могу вмешиваться, или же наносить удары, или ранить, поскольку другой принадлежит мне. |
Я выше закона и могу делать все ради достижения моих целей, мое дурное поведение не является серьезным или же преднамеренным. | Правилам должны строго следовать другие, которые считаются серьезными, личный проступок оправдан и отрицается. Правила немедленно проверяются для доказательства того, что они не применяются, потому что «я особенный». |
Никто не имеет права говорить мне, что делать, или заставлять меня делать это «Я» определяется как власть над другими. | «Хорошо» и «плохо» определяются эгоцентрически, не по внешнему стандарту. Свобода смешивается с разрешением. Любые социальные требования или обязательства несправедливы. |
Я лучше всех и понимаю все | Нет необходимости выслушивать других или же бояться неудачи. Общение превращено в соревнование - кто лучше. Никакого научения не происходит. |
Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая. Необходимость трудиться - это нарушение «особенности» и потеря власти. | Отобрать что-либо у другого жульническим путем доставляет глубокое удовлетворение, и этого энергично добиваются.
|
Чем с большей добычей ты в состоянии удрать, тем ты значительнее. | Социальные или кооперативные цели неважны, важна личная прибыль.
|
В контексте этих убеждений относительно себя и других вырабатываются определенные девиантные стратегии отношений, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения. К таким стратегиям у подростков-девиантов можно отнести:
самовозвеличивание - испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентноспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними;
манипулирование добровольной заботой - ты должен это мне; докажи, что ты любишь меня; я буду хорошим, если ты...; пусть другие сделают это; помоги мне, беззащитному, несчастному ребенку;
уход от ответственности и ее отрицание - ты заставил меня сделать это; это их вина; ты не имеешь права говорить мне, что делать; пассивное неповиновение; жульничество; разрушение, оставляющее после себя хаос;
мщение - провокационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; банда против всего мира; разговоры вроде таких: «Я взорву,..нанесу вред себе,.. уничтожу,.. я заставлю всех быть настороже, вы потом пожалеете, я всего лишь шучу и забавляюсь»...
• выработка и сохранение параноидального взгляда на мир - они заставили меня сделать это, они придираются ко мне. Жалобы вместо преодоления проблем. Сужение проблемы вместо ее понимания.
Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых - демонстративность. Существуют тысячи способов привлечения внимания. Различают активную и пассивную формы привлечения внимания. Эта потребность обусловлена недостатком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы
Таблица - Виды привлечения внимания (по Л.Б. Шнейдеру).
Вид привлечения внимания | Проявления поведения, направленного на привлечение внимания | Причины такого поведения |
Власть | Властолюбивое поведение проявляется в активной (крик, визг, нежелание слушать, хамство) и пассивной формах. (улыбаются, говорят то, что нужно, а делают, что хотят). Ни в грош не ставят взрослых, воспитателей, постоянно прибегают к различным оправданиям, легко врут. При попытках прекратить, остановить подобное поведение возникает конфронтация. | Субъективное прочтение демократии, равенства и свободы в отношениях - делаю, что хочу. Другой причиной выступает мода на сильную личность, которая понимается как проявление силы и властолюбия.
|
Месть | Месть как мотивационная цель поведения присуща злобным детям. Она может быть следствием властолюбия, на которое последовала реакция применения силы. Обида может быть случайной, но в ответ следуют активные формы проявления мстительности: жестокость, удары. Проявление мстительности может носить непрямой характер: такие дети портят, ломают, крушат все, что только можно. | Природа подобного поведения кроется в культивации насилия, способом защиты своего существования и психического выживания выбрана агрессия.
|
Избегание неудачи | Избегание неудачи как мотивационная цель поведения проявляется в пассивной форме, лишь изредка возможен взрыв отчаяния. Конкретными способами избегания неудачи становится откладывание на потом, недоведение до конца, временная утрата работоспособности, ложь во спасение, поиск и перебор других видов (вполне возможно и социально неодобряемых) деятельности, выученная беспомощность, несамостоятельность и зависимость. | Природа такого поведения кроется в боязни совершить ошибку при самостоятельном принятии решения, неоправданно высокие ожидания, которые предъявлялись таким детям, перфекционизм, упор на соревнование (выиграть, проиграть, не играть совсем). Сильная сторона реализации такого варианта мотивационной цели, быть непревзойденным хоть в чем-то одном, а это в свою очередь дает обильные всходы в девиациях поведения. |
Развитие реабилитационного направления предполагает системное воздействие на комплекс клинико-биологических и социально-психологических характеристик подростка.
В основе психического здоровья подростка лежит его рациональное воспитание и содержание, обеспечивающее подготовку к сложным проблемам жизни, развитие когнитивных и эмоциональных функций в атмосфере доброжелательности и любви с формированием в самом подростке способности на ответную любовь, умение прогнозировать свое поведение.
1. Клинико-биологические факторы риска, угрожающие нормальному нервно-психическому развитию подростка: недоношенность, внутричерепное кровоизлияние, задержка внутриутробного развития, или несоответствие росто-весовых показателей плода гестационному сроку, перинатальная асфиксия, биохимические и гематологические нарушения, внутриутробные инфекции и нейроинфекции, алкоголизм и наркомания матери и другие [Свирский А.В., и др.]
2. Выделение форм агрессивного поведения подростков-девиантов акцентуациями характера.
Агрессия рассматривается как один из основных видов биологических функций, определяющих способность индивида к целеустремленным действиям в межвидовой сфере. Данная функция подвержена влиянию эндогенных и экзогенных факторов различной природы и способна принимать как нормальные, так и патологические формы выражения у девиантных подростков. В психодиагностический методике ISTA Г. Аммона (1990) используется представление о трех формах реализации агрессии - "конструктивной", "деструктивной" и "дефицитарной", которое охватывает с единых психолого-психиатрических позиций как нормальные ее появления, так и патологические, или сопряженные с патологическими факторами личностной природы.
"Конструктивная" форма реализации агрессии подразумевает социальную приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействия.
При "деструктивной" форме имеет место прямое, связанное с нарушением морально-этических норм ее проявление, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют деликвентное и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностные расстройства (социопатические, садисткие и т.п.).
"Дефицитарная" форма проявления агрессии характеризуется низким уровнем социальной активности, недостаточным развитием поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. В каждой человеческой личности одновременно существуют все эти три формы, но одна является преобладающей.
3. Нарушение воспитания в семьях подростков - девиантов. Жестокое обращение с детьми. Стили воспитания. Отверженность.
К основным факторы риска, определяющие девиантное поведение подростка можно отнести экзогенно-церебральные и психосоциальные, чаще их сочетание:
- эндогенно-генетическая предрасположенность и особенности развития в раннем детстве (экзогенно-церебральные факторы);
- негативные эмоциональные реакции матери на беременность, первое шевеление, роды;
- дисфункциональная семья;
- эмоциональное и физическое напряжение в семье;
непростроенность границ родительско-детских отношений;
семейная нестабильность (социальная, психологическая, личностная);
- психологическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и страха, отсутствие навыков решения личностных проблем);
- неудовлетворенность духовных потребностей ребенка.
Комплексная медико-психологическая и социально-педагогическая программа профилактики девиантного поведения у подростков.
1) Школа
1.1. Динамический анализ поведения ребенка в школе с первого класса, выявление причин школьной незрелости в начальных классах школы;, определение коэффициента интеллектуальности.
1.2. Определение дисфункциональных семей, формирование доверительных отношений с подростками и их родителями.
1.3. Индивидуальных подбор школьной программы, обучение навыкам заботы и защиты, когда это по силам самому ребенку.
1.4. Определение типа акцентуации характера у подростков.
1.5. Работа с родителями подростка при их позитивном настрое.
1.6. Выделение фактора социальной уязвимости подростка и социопатических семей.
1.7. Организация социального образования в школе.
2. Детская поликлиника.
2.1.Выявление педиатрами детей группы риска.
2.2. Врач-терапевт корректирует поведение родителей, аналих внутрисемейных отношений, психокоррекционная работа с детьми.
2.3. Медицинский психолог проводит психодиагностику отношений родителей и детей, определяет цель психотерапевтического воздействия, формирует установку родителей на реабилитацию ребенка, проводит консультирование и первичную профилактику беременных.
Отклоняющимся (асоциальным, девиантным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:
- корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.);
- агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство);
- социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид).
В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают как бы в статусе "ничьих". Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, нередко голодают, имеют аномалии в развитии.
Особенно важна проблема злоупотребления некоторыми школьниками спиртными напитками и наркотиками. Причины: 1) любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; 2) вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков и употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.
Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в полезном деле.
Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.
В подростковом возрасте отмечаются случаи хронического алкоголизма. Социальному работнику важно знать, что обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Так, запрещены продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости или при совершении преступления - к уголовному наказанию. Те же меры предусмотрены при систематическом спаивании подростка.
В любых случаях при борьбе со злоупотреблением молодежью спиртными напитками бывает недостаточно порицания или запрета, устранения вредных влияний со стороны, нужна большая работа по развитию нравственности учащихся, привитию им разнообразных и широких интересов.
Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказываются только за тяжкие преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым.
Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания