Многодетные семьи
Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель верен для европейской части России. В районах с традиционно высокой рождаемостью он может быть увеличен.
Можно выделить следующие виды многодетных семей.
Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок -одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, что бы их детям жилось лучше.
Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в них главным образом из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.
Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.
•Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.
Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой социальной и иной помощи.
Основные проблемы многодетных семей:
материальные (с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается);
проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем;
проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей);
рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях;
проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования);
проблемы с воспитанием детей (в подобного рода семьях дети чаще оказываются без присмотра, раньше приступают к самостоятельной трудовой деятельности; родители не знают, как организовать нормальные взаимоотношения, самообслуживание, распределение поручений в семье);
индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье (более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений; дети более загружены; им не хватает родительского тепла из-за отсутствия времени у родителей; детям негде расслабиться, отдохнуть от избыточных контактов; затруднено проведение каникул, отдыха);
моральные проблемы, связанные с изменением отношения в обществе к многодетным семьям, и т.п. Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы.
Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родите лей в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия. Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально- психологическое неблагополучие. Его причины и признаки:
потребление алкоголя, наркотиков;
низкая общая и санитарно-гигиеническая культура;
неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи;
использование насилия как основного средства разрешения противоречий;
низкая материальная обеспеченность (75% из 12 семей);
отсутствие доверительных отношений между членами семьи (42%);
проблемы с выплатами детских пособий (46%);
хронические заболевания членов семьи (51%); Эмоционально напряженная атмосфера в семье (13%);
нуспеваемость школьников в учебе (25%);
плохая адаптация к среде сверстников (в основном дети с до 19 лет—31%);
неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще (71%);
незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей (18%);
полное отсутствие полового воспитания детей-подростков (9%);
неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями (70%).
Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становится несостоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожидании.
Реальная помощь социального педагога этим многодетным семьям может быть следующей:
организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни;
психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ;
психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования;
подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам;
правовое просвещение; консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи;
организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях;
обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков;
деятельность «группы встреч», секции, кружки; организация досуга детей и их родителей;
сбор денежных средств;
помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений;
информирование о работе различных служб.
Рассмотрим, какие службы и организации способны во взаимодействии с социальным педагогом помочь таким нестандартным семьям и детям, в них проживающим. Это:
I. Территориальная служба по оказанию социальной помощи семьям, местная администрация.
II. Родильные дома, женская консультация, служба «Брак и семья».
III. Медицинские учреждения.
IV. Юридические консультации и правозащитные организации.
V. Правоохранительные органы (милиция, суд, прокуратура).
VI. Образовательные и воспитательные учреждения.
VII. Службы временного пребывания детей.
VIII. Службы психолого-педагогической помощи в микрорайоне.
IX. Учреждения психолого-педагогической коррекции.
X. Общественные организации.
XI. Благотворительные организации, различные фонды, службы попечения, спонсоры.
XII. Профсоюзные органы.
Чем и кто именно (указываем в скобках номером из выше приведенного перечня по степени значимости) из названных организаций и служб в решении конкретных вопросов может помочь:
Сбор и предоставление информации социальному педагогу о положении многодетных семей в микрорайоне (I, II, III, V, VI).
Оказание помощи в получении различных льгот и пособий, контроль и предоставление информации о них (VII, VIII).
Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности (I, VI, X, XI, XII).
Помощь матери в трудоустройстве, в ее частичной занятости на производстве, обеспечение работой на дому (I, XII).
Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки многодетных семей (VI, VIII, X, XI, XII).
Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, группы продленного дня в школе или детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации...) (I, III, VI, VIII).
Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья (III, VI, X, XI, XII).
Медицинская и диспансерная помощь членам многодетной семьи (II, III, VI, X, XI, XII).
Выявление и работа с семьей, в которой есть «трудный» подросток (V, VI, VII, VIII, IX, IV).
Учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей (I, III, IV, V, VI).
Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье (VI, VII, VIII, IV, V).
Постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребенка в период его пребывания в службах временного пребывания детей. Связь с педагогическим коллективом (детские приемники, приюты, стационары) (VI, VII, V, III).
Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного пребывания детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка) (VI, V, VII}.
Налаживание взаимодействия и контакта школьного педагогического коллектива с семьей (VI).
Налаживание благотворительной помощи семье (X, XI, XII, VI).
Помощь в организации семейного отдыха и досуга (У III Х,Х1,ХП,1).
Организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни (II, III, IV, V, VI, VII)
В настоящее время сложилось большое видовое разнообразие учреждений разной ведомственной подчиненности. Информацию о них также надо предоставить многодетным семьям. Назовем некоторые из них:
клубные объединения по месту жительства;
санаторные и лесные школы для детей с патологией здоровья и физического развития;
территориальные социально-образовательные центры для подростков и старшеклассников;
центры помощи семье и детям (центры помощи семье, центры защиты семьи и т.п.) [Г.Семенов].
Указом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992) были установлены льготы для многодетных семей: скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; обеспечение на льготных основаниях садово-огородными участками в размере не менее 0,15 га на семью; содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; -льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы на условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.п.); необходимая помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры.
Таким образом, к основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
работа по выявлению и учету многодетных семей;
составление комплексной характеристики семьи (ориентировочные вопросы: количество членов семьи, в том числе детей, наличие других родственников, проживающих совместно с многодетной семьей; пол и возраст детей, родителей; материальное положение семьи; место работы родителей и их доход; ведения о том, работают ли подростки из состава семьи, о месте их работы и доходе; возможные пути повышения доходов родителей и детей; жилищные условия; отношения между родителями и детьми, отношения с другими родственниками, если они проживают совместно; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования родителей и других членов семьи, если они проживают совместно; сведения о том, учатся ли дети и в каких образовательных учреждениях; успеваемость детей в образовательном учреждении; наличие детей, которые не учатся и не работают, выяснение причин этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; круг интересов семьи);
определение с помощью различных проблем и потребностей семьи;
установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;
помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;
помощь в обеспечении и повышении доходов (трудоустройство, информирование о возможностях, контакты с руководителями предприятий, общественными организациями и т.п.);
решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических;
консультирование, педагогическая помощь;
социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости;
наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения,
направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделенных продовольственных и вещевых посылок и т.п.);
стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т. п. [Шакурова]
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания