logo
уч

Социально-педагогическая работа с беженцами

После распада Союза ССР, суверенизации регионов, образования и укрепления новых государств возросла миграционная мобильность населения.

Начиная с 1989 г. в миграционном движении стала заметно выделяться категория "беженцы", и соответственно обозначился ряд социальных проблем "группы риска"такого характера.

Ухудшение материального положения, смена местожительства, эколого-климатические изменения, необустроенность в жилищном и социальном плане ведет к повышенным показателям нарушения состояния здоровья у вынужденных переселенцев

Дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей. Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения.

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школьного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе.

Категория "утрата" является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большинства детей потеря родителей - это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способностей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Дети беженцев испытывают также жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.

Положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Например, незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряют проблемы пребывания в школе.

Одна из мер профилактики "трудности" беженцев - заблаговременный отбор регионов возможного расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жилье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т. д.).

Социально-педагогическая работа с бездомными

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова бездомный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта".

Бездомность как социальное явление присуще человечеству на всем протяжении его существования. Как правило, ее обострение или "взрыв" приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, экологических локальных катастроф, землетрясений, наводнений, различных кризисных процессов и т. д.

Для России причинами, усугубляющими возникновение проблемы бездомности, в настоящее время являются:

отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;

безработица, обусловливающая нехватку средств для оплаты жилья;

низкие доходы многих семей и отдельных граждан;

социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье;

положение лиц, вышедших из мест заключения).

Факторами роста численности бездомных в Российской Федерации и в целом в СНГ являются: распад ССР; нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств; межнациональные и межэтнические конфликты; последствия рыночной экономики; регламентация прописки.

Основные категории, составляющие характеристику бездомных: бывшие осужденные, утратившие социальные связи; укрывающиеся от официальных органов или частных лиц; жители чердаков и подвалов; обитатели общежитий, ночлежек, домов, предназначенных под снос; кочующие цыгане; иностранцы, обучавшиеся или работавшие по контракту в России; безнадзорные дети; оставшиеся "на улице" инвалиды, алкоголики, наркоманы. Но особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменившие место дислокации части; мигранты.

Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны: открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются "телефоны доверия"; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т. д. В 1992 г. создан Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники", отделения фонда существуют в 20 регионах России. Есть примеры создания жилищно-строительных товариществ и ассоциаций фермерских хозяйств, которые осуществляют комплексную помощь переселенцам.

В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почувствовать человеческое отношение. Предложение элементарных услуг (ночлег, питание, медицинская помощь) не должно вызывать чувство обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на положительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты. Правда, одного милосердия здесь явно недостаточно - пожалуй, это тот случай, когда реальное решение вопроса полностью зависит от финансов. Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты квартир, расширения ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству.

Технологии социальной работы с мигрантами

Миграция населения – процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок (более 6 месяцев).

По степени управляемости выделяют стихийную и организованную, по отношению к перемещению – добровольную, вынужденную и принудительную миграции. Переселение в пределах одного государства – внутренняя миграция, и внешняя миграция – эмиграция и иммиграция – соответственно выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное место жительства или на более или менее длительный срок.

Причины миграции: поиск работы, получение образования, вступление в брак, а также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.

Проблемами мигрантов занимаются Федеральная миграционная служба, службы занятости, общественные фонды «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники».

Направления работы:

разработка предложений по методической разработке программы профориентации,

- получение льгот,

- реализация мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.

В социальной работе выделяют два вида:

1. Практическая социальная работа.

    1. социальное направление (проведение консультаций, выявление мигрантов, социальная диагностика, группы самопомощи и взаимоподдержки, выявление лиц с девиантным поведением и асоциальных семей, профилактика девиантного поведения, организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами, профилактика бездомности и детской беспризорности, взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам);

    2. социально-информационное направление (информирование о деятельности социальных служб, сбор информации об мигрантах и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения, информирование общественности относительно проблем миграции в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей, содействие адекватному освещению в средствах массовой информации);

    3. социально-психологическое направление (психологическое консультирование, психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации, психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях постравматического стресса, психопрофилактика стресса, поведение психологических тренингов с мигрантами, психологическая диагностика развития детей и подростков, психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности);

    4. социально-педагогическое направление (проведение консультаций по воспитанию детей, специализированная (коррекционная) помощь детям и подросткам, контроль за получением образования детьми и подростками, профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью, пофилактика девиантного поведения, проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях, проведение работы по формированию толерантности местного населения);

    5. медико-социальное направление;

    6. финансовое направление,

    7. материальное направление – совместно с общественными организациями ( предоставление продуктовой и вещевой или иной натуральной помощи);

    8. социально-трудовое направление

2. Организационная работа: связь с международными организациями, различными ведомствами, содействие созданию общественных организаций, организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов, поведение социологических исследований, социальная реклама федеральной и местной миграционной политики, организация службы по связям с общественностью, курсов, семинаров, центров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов.