Социальная работа с инвалидами
Само слово «инвалид» в своем обиходном значении все еще сохраняет негативный, зачастую пренебрежительный оттенок, что связано со словарным определением как нетрудоспособный, иждивенец, калека, убогий. Это юридический термин - инвалидность определяется экспертной комиссией и предусматривает пенсионное содержание и социальное обслуживание со стороны государства в соответствии с учетом группы и причин инвалидности.
Традиционно считается, что люди с инвалидностью стремятся употреблять термин «с ограниченными возможностями».
Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель - с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам (одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т. д.).
Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами:
- как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
- непрерывность и этапность их проведения;
- комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов;
- индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий.
В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.
Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулаторно-санаторных условиях, но и по месту жительства - оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды [Социальная работа с инвалидами./Под ред Е.И. Холостовой, А.И. Осадних. - М., 1996].
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания