Приемная семья
Большинство специалистов уже давно пришли к выводу, что только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка. К ним в первую очередь относятся: стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт со взрослым; широта связей с социумом, разнообразная когнитивно насыщенная среда; собственная активность и активная разнообразная связь с окружающим миром.
С точки зрения психологии главной характеристикой замещающих семей является вневременное, неформальное, ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских отношений, супружеских отношений и, конечно, чувство «тыла» в самостоятельной жизни.
На этапе формирования приемной семьи выделяют такие подэтапы социально-педагогической работы:
1. Поиск кандидатов - родителей замещающей семьи через распространение информации в СМИ, школах, церквах и т. п.
2. Первичная встреча с кандидатами в приемные родители
3. Отбор кандидатов и их обучение. Необходимо, чтобы в результате такой работы было несколько семей, находящихся в режиме ожидания ребенка.
4. Первичная диагностика кандидатов в приемные родители.
5. Построение отношений с ребенком при первых встречах приемных родителей и детей.
6. Подготовка ребенка к помещению в семью.
7. Организация психолого-педагогического, социального сопровождения ребенка и семьи в целом.
8. Отслеживание соблюдения прав ребенка в семье.
9. Подготовка ребенка и семьи к расставанию в случае необходимости.
Одним из самых ответственных моментов в работе с замещающими семьями является их отбор, так как родители должны обладать определенными личностными качествами. С помощью анкета легко выясняются такие факты, как возраст, пол, социальная принадлежность, жилищные условия, наличие собственных детей и их возраст, профессия и место работы, религиозные убеждения, доход, состояние здоровья, занятия в свободное время и т. п. Значительно труднее определить психологические особенности личности будущего замещающего родителя: мотивы, по которым он собирается взять в семью детей, стиль супружеских отношений, стиль воспитания собственных детей, понимание молодежных проблем, отношение к кровным родителям приемных детей и т. д.
Выявление мотивации, внутренних побуждений личности - дело очень сложное. Специалистами Национального института образования Республики Беларусь на основе данных, полученных в ходе анонимного анкетирования 200 родителей-воспитателей, а также результатов бесед, материалов письменных опросов, дневниковых записей, а главное - наблюдений за стилем общения родителей и детей как дома, в обычной обстановке, так и на официальных встречах, собраниях, выделено пять основных групп родителей-воспитателей с учетом ведущего мотива их деятельности:
1. Родители-воспитатели с четко выраженным материнским отношением к детям.
2. Профессиональные педагоги, которые по долгу службы столкнулись с проблемой сиротства и из чувства сострадания взяли на себя ответственность за воспитание осиротевших детей.
3. Люди молодые и в определенной степени романтически настроенные. Воспитывать детей для них - это возможность реализовать свои способности, оставить свой след на Земле.
4. Родители, стремящиеся получить максимальное количество материальных благ.
5. Люди, стремящиеся самоутвердиться любым способом, в частности путем приобщения к благородному движению по оказанию помощи обездоленным детям.
Предложенное деление весьма условно, и у одних и тех же родителей могут присутствовать различные мотивы деятельности, но определенная доминанта при внимательном рассмотрении обнаруживается.
Наиболее устойчивыми, с точки зрения подверженности семьи распаду, представляются первая группа и отчасти третья. Остальные могут быть отнесены к группе риска. Вторая группа родителей-воспитателей может восприниматься как группа риска только потому, что у них из-за преувеличенного, гипертрофированного чувства ответственности возможно наступление нервного перенапряжения вплоть до возникновения стойкой депрессии и срыва, Кроме того, дети в этих семьях могут быть угнетены психологическим прессингом со стороны родителей, ожидающих немедленных результатов и большей отдачи от детей.
Сходная ситуация может возникнуть и у молодых романтиков из третьей группы. Вполне достижимо равновесие в семьях, где родители нацелены на получение материальных благ (четвертая группа). Однако ожидаемые привилегии должны быть оговорены официальном документе.
Самыми неблагоприятными представляются семьи, возглавляемые родителями-воспитателями из пятой группы: как только они поймут, что дети требуют много внимания и заботы, то тут же постараются найти другую, не столь обременяющую возможность для самоутверждения.
Важным обстоятельством является также оценка или отношение претендента в патронатные родители к будущему ребенку, его способность принимать ребенка таким, каков он есть, его возможность создать адекватное представление о качествах и особенностях этого ребенка, его умение предъявить ребенку соответствующие требования для реализации этих представлений.
Мотивы родителей, желающих усыновить ребенка, определяет не один, а целый комплекс мотивов (осознанных и неосознанных), которые являются ведущими в желании принять ребенка.
Самые распространенные мотивы усыновления:
желание усыновить ребенка в случае невозможности иметь собственного по физиологическим причинам;
любовь к детям, в то время как собственные дети уже выросли;
чувство милосердия к детям, нуждающимся в поддержке и защите;
смерть собственного ребенка;
гибель близких родственников;
чувство одиночества;
религиозные мотивы.
Решение взять в семью ребенка из детского дома может быть подкреплено скрытыми или неосознанными мотивами:
укрепление распадающейся семьи с помощью ребенка;
желание дать ребенку то, чего сами родители были лишены в детстве;
стремление излить на ребенка свою любовь (ребенок - объект любви);
желание иметь ребенка как субъект (источник) любви;
желание доказать себе и окружающим, что можешь воспитать ребенка, даже если не можешь его родить.
Рекомендовать для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, можно людей, которые отвечают следующим требованиям:
принимают ребенка в семью по причинам, не противоречащим главной цели воспитания - максимальной пользе для общефизического развития и формирования личности ребенка;
находятся в том возрасте, который соответствует возрасту приемного ребенка в виде естественной разницы в возрасте между родителями и детьми;
считаются физически и психически здоровыми людьми (после всестороннего медицинского обследования), а домашние условия являются гарантией здорового развития ребенка;
предоставляют достаточно убедительную гарантию в постоянстве семейных отношений;
проявляют личностные качества, способствующие общему развитию ребенка, его оптимальному включению в жизнь и деятельность общества.
Диагностические мероприятия направлены на решение профессиональных задач: получить «психологический портрет» семьи, выявить качества кандидата, существенные для «воспитательного потенциала», получить прогноз стиля взаимоотношений с ребенком, создать прочные родительско-детские отношения, исключить, по возможности, отказ усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей, определить психопатологическое состояние супругов.
Усыновление (или помещение в замещающую семью) ребенка, как всякое изменение условий жизни, приводит в период адаптации к регрессу в его развитии, а затем к возникновению сензитивности (чувствительности) к жизни, что может стать причиной интенсивного развития ребенка.
Одной из главных проблем при создании семьи является формирование привязанности. В тех случаях, когда речь идет о родных детях, формирование эмоциональной близости между ними и родителями происходит естественно и неосознанно. Если же речь идет о приемных детях, формирование и развитие отношений между ребенком и родителями приобретает большую степень осознанности, внимания к различным аспектам межличностной коммуникации. В этих условиях вопросы, связанные с необходимостью формирования эмоциональной привязанности, преодолением ранее пережитых ребенком психических травм и укреплением его идентичности, приобретают первоочередное значение. Так как дети из детского дома в большинстве случаев страдают от запущенности, плохого обращения и последствий эмоциональной депривации, то эмоциональная привязанность к приемным родителям будет формироваться у таких детей с большим трудом.
Среди проблем, характерных для приемных родителей, часто встречается чувство бессилия; использование ими тезиса о «плохой наследственности», позволяющего объяснить имеющиеся у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, нередко они переживают чувство вины, а также состояние стресса, связанное с необходимостью их соответствия определенным ожиданиям.
Наличие в семье другой дисфункции - разобщенности - также негативно влияет на процесс адаптации, так как члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции.
Если эти проблемы не находят своего разрешения, приемные родители формируют определенную систему взглядов, позволяющую им объяснить существующую в семье дисгармонию и переживаемые ими внутрипсихические конфликты. Эти конфликты в первую очередь выражаются в переживании собственного бессилия, в предъявляемых к ребенку повышенных требованиях, симбиотической зависимости от ребенка, в чувстве горя и отчуждения. При этом, чем более дисфункциональна семья, тем более жестким моделям ролевого поведения следуют родители, их дети и приемные дети.
Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляет собой сложную динамику образования новой семейной системы. Проведенные В. Н. Ослоном и А. Б. Холмогоровой динамические исследования функционирования 40 замещающих семей позволили выделить этапы развития семейной системы после приема ребенка-сироты.
Первый этап - ориентировочный (взаимное изучение) - длится около двух месяцев. Семьи достаточно позитивно оценивают поведение нового члена, они склонны видеть приемного ребенка как вполне нормального по таким характеристикам поведения, как агрессивность, ассоциальность, страхи, депрессия. В качестве проблемной зоны родители обычно выделяют недостатки внимания. Сам ребенок, попадая из обстановки детского дома в семью, переживает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно сопротивляться изменениям, которые от него требует среда.
Второй этап - этап напряжения (преобладание эмоционального дискомфорта) - длится от трех до восьми месяцев и по-разному протекает в семьях, имеющих психолого-педагогическую поддержку и вне ее. В семьях без психологического сопровождения начинает особенно сильно нарастать напряжение, появляются эпизоды воровства. Но даже на этом фоне показатели развития ребенка начинают резко идти вверх. К концу первого года состояние семьи стабилизируется. В семьях, находящихся без психологической поддержки, этот этап имеет затяжной характер и длится от одного года до 18 месяцев.
Четвертый этап - этап штиля (осознание взаимной связи или причастности) -- начинается с 11-го месяца и продолжается до 24 месяцев приема ребенка в семью. После первого года снижается уровень напряжения в семье, появляются позитивные изменения в отношениях, продолжают улучшаться показатели развития приемных детей. Приемные дети на бессознательном уровне идентифицируются с кровными, на этом этапе происходит взаимное осознание причастности.
К концу второго года «штиль» может закончиться неожиданным взрывом, который выражается в повышении уровня неудовлетворенности практически по всем областям функционирования семьи. Приемные дети начинают оцениваться как еще более агрессивные и асоциальные. У кровных детей, по мнению родителей, повышается агрессивность. Это состояние оценивается как этап разочарования, или депрессии (постепенное осознание проблем, связанных с приемом ребенка в семью). Некоторые семьи прекращают свое существование как замещающие.
«Взрыв» переходит в депрессию и семья начинает переживать кризис идентичности семьи, который может длиться около полугода, и характеризуется осознанием проблем и ответственности, связанных с приемом ребенка в семью. После осознания проблем семья начинает функционировать как новая система. Это начало нового этапа - этапа принятия проблем (принятия новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой семейной системы). Восприятие семейной ситуации в значительной степени сближает всех членов семьи, оценки родителями поведения кровных и приемных детей во многом становятся идентичными, оценки собственного состояния, эмоционального благополучия у всех детей в целом совпадают. Приемные дети начинают занимать более активные позиции.
В приемной семье отмечается особенность режимных моментов. Как особенность можно отметить умение или неумение ребенка что-то делать и помочь ему. Самое первое, на что обращают внимание в семье, - это умение ухаживать за собой. В детском доме малышей рано приучают пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься на горшок, чуть постарше - аккуратно складывать свою одежду.
Но дети более старшего возраста, отмечают на консультации родители, не соблюдают элементарных навыков личной гигиены, не умеют правильно пользоваться туалетной бумагой, зубной щеткой, мыть на ночь ноги и т. д. Все эти на первый взгляд мелочи выливаются в проблему и надо долго убеждать, учить, показывать ту или иную процедуру. Казалось бы, обыкновенные бытовые, режимные, моменты, а дети испытывают сложности.
Исходя из существующего опыта работы специалистов с замещающей семьей, можно выделить ряд проблем, с которыми чаще всего сталкиваются психологи и педагоги:
- чувство неуверенности и страха у родителей;
- ответственность родителей за приемных детей;
- несоответствие приемного ребенка представлениям родителей;
- степень принятия ребенка;
- положение ребенка в приемной семье;
- отношения между родными и приемными детьми;
- еще одна проблема заключается в том, что родные дети рассказывают о приемных соседям, на улице, в школе. Здесь нужна семейная линия поведения, направленная на защиту приемных детей, создание вокруг них благоприятной атмосферы;
- тревожность, стрессы родных детей;
- отношения приемных детей с кровными родителями;
- дезадаптивная атмосфера в семье;
- отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье. Данная тенденция весьма типична для современной семьи;
- неадекватный стиль воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание). Задача специалиста - коррекция сложившейся системы отношений между ребенком и родителями, предполагающая ломку неадекватных воспитательных установок и стереотипов; формирование новой системы отношений, построенных на эмоциональном принятии ребенка, уважении его личности и предоставлении возможности реализации самостоятельного активного поведения при сохранении руководящей роли взрослого.
Основные этапы коррекции включают: родительский тренинг, преследующий цель повышения родительской компетентности в вопросах воспитания; организацию коррекционных игр ребенка с психологом, направленных на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства; организацию совместных игр родителей с детьми на свободную тему и по заданному сюжету.
В старшем дошкольном возрасте для совместных коррекционных занятий рекомендуется также продуктивная деятельность, в которой функции лидера и «ведомого» разделяются между родителем и ребенком с учетом коррекционных целей. Например, в случае гиперопеки ведущая роль отдается ребенку. Наиболее сложным и ответственным этапом является перенос нового типа отношений из ситуации коррекционных занятий в реальную жизнь. Полезным примером коррекции может стать ведение «родительского дневника», позволяющего родителю в индивидуальной беседе с психологом или при обсуждении на группе отрефлексировать и оценить свое поведение.
- проблема наказания. Это серьезная проблема для патронатной семьи: с одной стороны, ребенок имеет право на ошибку, на проступок, с другой стороны, наказание является одним из привычных атрибутов воспитательной работы;
- отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспитания ребенка. Родители порой очень упрощенно понимают понятие воспитания и сводят его к сумме приемов воспитательного воздействия. Правомернее рассматривать воспитание как взаимодействие, т. е. совместную деятельность взрослых и ребенка в процессе достижения разнообразных целей, в результате которого осуществляется развитие личности;
- эмоциональная холодность. Одной из серьезных причин возможных нарушений во взаимоотношениях между патронатными родителями и приемным ребенком является недостаток душевного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жесткость отношений;
- смысловой барьер. Проявляется данная проблема в том, что родители не понимают все более усложняющиеся потребности взрослеющего ребенка, не хотят анализировать мотивы его поступков, приписывают ему несуществующие мотивы и по ним судят ребенка. Суть данного барьера состоит в том, что родители» дети смотрят на одни и те же вещи, говорят на одном языке, ноне понимают друг друга;
- неадекватное поведение отца. В отличие от матери, олицетворяющей собой любовь и умиротворение, отец представляет активное, деятельное начало. Отцовское воспитание всегда специфично: для дочери он выступает эталоном настоящего мужчины; для сына он опять же, являясь эталоном настоящего мужчины, выступает защитником семьи, организатором ее быта, кормильцем, хозяином дома, мастером-умельцем, эрудитом в различных областях, авторитетом;
- отсутствие у ребенка специальных (досуговых, познавательных, трудовых) традиций. В сплочении семьи, в адаптации ребенка важную роль играют традиции, т.е. устойчивые позитивные формы деятельности, обычаи. Роль традиций заключается в формировании произвольных форм поведения, в формировании положительных переживаний;
- нарушения в поведении ребенка и вредные привычки. Капризы - это бурные проявления гнева: ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, разбрасывает вещи, кусается, царапается и т. д. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью;
- непослушание, драки, упрямство, бранные слова, воровство, ложь, .моциональная неустойчивость приемного ребенка и агрессивность, соперничество, робость, эмоциональная неуравновешенность;
- педагогические проблемы: с обучением, с готовностью к нему, формирование готовности к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности;
- болезни приемных детей.
В большой степени разрешению этих проблем помогают программы обучения приемных родителей. В настоящее время существует достаточно большое количество программ подготовки кандидатов в приемные родители. Как правило, в них входят вопросы особенностей психологического, социального развития детей оставшихся без попечения родителей, разбор сложных педагогических ситуаций в семье, вопросы взаимоотношения родных детей с приемными, приемы первой медицинской помощи, юридические знания по социальной защите ребенка и семьи и т.п.
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания