2.4. Жестокое обращение с ребенком
Жестокое обращение с ребенком - это нанесение физического, психического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию (ФА. Мустаева).
Жестокость - насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками объекта, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям (Е.С. Меньшикова).
Злоупотребление ребенком - постоянное нанесение вреда эмоциональному, нравственному, физическому развитию ребенка, зависимого от взрослого, посредством умышленных побоев, физического наказания, систематического оскорбления, насмешек и действий, ведущих к деградации, задержке развития, а также сексуальное злоупотребление, обычно совершаемое родителями или опекунами (М.Д. Горячев).
Злоупотребление (плохое обращение) - преднамеренное действие, имеющее последствием причинение физического, психического или материального вреда человеку (Л.В. Мардахаев).
Насилие - умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу, группе с целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав свобод гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворение сексуальных потребностей, подчинения своей воле, завоевание тех или иных прав (Л.В.Мардахаев). В современной литературе под понятие "насилие" попадает любой поступок, основная цель которого - управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний и чувств и т.п. Насилие - это любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли и убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой для насильника.
Основные вопросы, которые рассматривает социальная педагогика, анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми:
виктимность ребенка как следствие психофизиологических особенностей подросткового периода как определенный кризис, связанный с переходом от отрочества к зрелости;
осознанная или малоосознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения, позицию, провоцирующее неприятие со стороны большей части общества;
неприятие подростково-юношеской средой ценностей общества, в котором она существует, но не хочет принимать;
приспособление несовершеннолетних к "правилам жестких игр, в которые играют взрослые";
посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв и оказание им адекватной помощи.
Выделены четыре формы злоупотребления ребенком в семье:
1) физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждений ребенку, лишение его свободы, жилья, пищи, одежды и иных нормальных условий жизни;
2) пренебрежение - хроническое неудовлетворение потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, одежде, образовании, медицинской помощи, отсутствие должного внимания, заботы, ухода, присмотра.
Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребенка необходимы следующие условия: 1. многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию; 2. удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию; 3. социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной депривации; 4. возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию. Следствием депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий депривации необходимо устранение и компенсация вызвавших ее условий;
3) сексуальное насилие - использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения, деятельность по отношению к лицу с целью лечения его к сожительству против его воли и желания;
4) насилие психическое (эмоциональное) - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящие развитие его личности (критика, угроза, повышенные требования, унижение, оскорбление, ложь, доведение ребенка до самоубийства и т.п.).
Фрустрация - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Может рассматриваться как одна из форм психического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии. Уровень фрустрации зависит от силы, интесивности фрустратора, от состояния человека, попавшего в состояние фрустрации, от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Детская фрустрация - это негативное психическое состояние у ребенка, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной может быть невозможность овладеть желаемым предметом, запрет со стороны взрослого на выполнение некоего действия и пр. Наличие фрустрации может обусловить формирование таких черт характера как агрессивность, возбудимость, пассивность.
Выделяют три основных сферы, в которых ребенок чаще всего может подвергаться насилию: семья, сфера образования, сфера микросоциальных отношений.
Жертва - человек, который утратил значимые для него ценности в результате воздействия на него другим человеком. Не может быть жертвы в результате насилия над собой.
Жертвами насилия в первую очередь становятся:
- дети из асоциальных семей:
- дети с асоциальным поведением;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети находящиеся в трудных жизненных условиях.
Общие черты всех форм злоупотребления ребенком:
- злоупотребление скрывается и остается внутри семьи;
- виновниками злоупотребления являются оба - мать и отец;
- жертвами насилия в равной степени являются мальчики и девочки;
- частота злоупотреблений и степень жестокости возрастает;
- оскорбления чередуются с извинениями;
- злоупотребление происходит в любых слоях населения;
- уровень образования влияет на характер отношения к ребенку (чем выше образование у родителей, тем чаще встречается эмоциональное злоупотребление).
Типы поведенческих реакций детей, подвергшихся насилию:
- экспрессивный - ребенок не контролирует свои эмоции;
- шоковый - ребенок подавлен, как бы оглушен;
- контролирующий - ребенок внешне спокоен.
Последствия жестокого обращения:
тревожные состояния, депрессия различной глубины;
низкий уровень социального развития;
различные формы агрессивного поведения;
антисоциальные деформации;
превращение ребенка в подчиняемую личность, неспособную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения;
суицид (из-за страха наказания и усталости от давления взрослых);
поведение "вечного протеста", ребенок переводит негативные эмоции на родителей;
дети усваивают отрицательные образцы поведения родителей;
Посттравматический стресс (расстройство) - реакция ребенка на психологическую травму, полученную в результате событий, выходящих за пределы его обычного опыта; чаще всего это результат жестокого обращения с детьми. Основные симптомы расстройства: болезненное переживание заново травмирующей ситуации; нарушение сна, повторяющиеся ночные кошмары; потеря интереса к нормальной жизнедеятельности; состояние повышенной тревожности; трудности с концентрацией внимания; изменение самовосприятия, самообвинение, чувство "стигмы" ("на мне печать") и полного отличия от других; негативные изменения в эмоциональной сфере - мрачные настроения и мысли, действия, направленные на причинение себе вреда, периодически возникающее чувство гнева, суицидальные помыслы.
Опыт насилия имеет фатальный исход для здоровья ребенка: у него наблюдаются психотравматические переживания, которые в дальнейшем могут привести к формированию "комплекса жертвы": жертва бессознательно ищет себе "сильного человека" или сама становится насильником (идентификация с агрессором); могут быть и смешанные варианты.
М.И. Буянов и Е.М. Вроно отмечают, что жестокость родителей порождает жестокость детей. По их мнению, родители, считающие применение физических наказаний необходимой и проверенной временем воспитательной практикой, и воспитывающие ребенка сильной личностью в страхе, провоцируют его на жестокое поведение во взрослой жизни.
Особенности поведения родителей, которые дают основания заподозрит злоупотребление ребенком:
противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или нежелание внести ясность в происшедшее;
позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;
обвинение в травмах самого ребенка;
неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или приуменьшению;
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка
невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка;
рассказы о том, как их наказывали в детстве;
признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т.д.).
Факторы, приводящие к жестокому обращению:
родители в детстве имели депривацию;
родители из семей с авторитарным типом воспитания;
родители из проблемных семей;
алкоголизм;
депрессии, тревожные расстройства;
одиночество, плохое здоровье; психические заболевания, частые критические состояния, умственная отсталость, недостаточный самоконтроль;
низкая самооценка родителей;
психологическая незрелость родителей, их изолированность;
снижение толерантности к стрессам и разрядка стрессовой ситуации; критическая ситуация у родителей (потери, разлуки и т.п.);
педагогическая неграмотность; отсутствие навыков отцовства и материнства (отсутствие стратегии поведения, неготовность к ответственности и т.п.); бессилие в достижении позитивных воспитательных целей, непоследовательность в воспитании;
низкий уровень правовой культуры;
потребность родителей установить приоритеты над детьми, стремление "воспитывать";
подчиненное положение ребенка, ребенок как объект демонстрации родителями своей воли, постоянный контроль, манипуляции;
наличие в семье "ребенка-мишени" (объекта агрессии), который напоминает о ненавистных родственниках;
недостаток любви к детям; ребенок нежеланный;
наличие у ребенка физических и умственных недостатков, гипреактивность, одаренность;
незнание ребенком своих прав, нет опыта, чтобы определить поведение взрослого;
стремление убедить в своей точке зрения;
жесткие моральные нормы у родителей;
культ жестокости, пропагандирующийся в современном обществе; жестокость как самоцель;
конфликты между супругами сопровождаются враждебно-агрессивным отношением к детям;
обострение социальный проблем семьи.
Физическое насилие
Наряду с физиологическими потребностями, потребность в безопасности - одна из основных потребностей человека. 30% убийств происходит в семье, 2000 детей ежегодно заканчивают жизнь самоубийством, более 50тыс. детей (по другим источникам - 130-160 тыс. детей) ежегодно уходят из семей; матери убивают 300-400тыс. новорожденных в год. В семьях, из которых выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40-45% случаев. До 20% случаев жестокого обращения характеризуются пыткой голодом, лишением воды, еще 10% - это лишение свободы, в 20% случаев осуществляется прямле изгнание из дома:"Убирайся!". 80% детей воспроизводят удьбу отца-пьяницы.
Психологическая сущность жестокости состоит в насилии над потребностями, чувствами, установками человека, унижении, принуждении к действиям, противоречащим его устремлениям.
Агрессия - вид поведения, приносящий вред другому существу, намерение с целью нанесения вреда, демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.
По мнению В.Г. Степанова, физическое насилие направлено на подавление у ребенка чувств радости, любви и идентичности.
Н.К. Аксанова выделяет признаки и симптомы, которые могут у ребенка в результате жестокого обращения:
- ребенок сам сообщает о насильственных действиях;
- повреждения тела, конечностей и органов,
- ушибы , повреждения мягких тканей и синяки в различных стадиях;
- следы порезов и уколов разыми предметами;
- следы укусов;
- признаки удушения или преднамеренного отравления;
- огнестрельные ранения;
- признаки избиения или истязания.
Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического и психического здоровья, отставания в развитии.
Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над собственной импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии, острые состояния страха. Отсроченными последствиями могут быть садистские наклонности.
Дети (школьный возраст), которые подвергаются насилию в семье (особенно девочки в случае сексуальных домогательств со стороны отца, брата):
Замкнуты, мало общаются со сверстниками.
Не ходят в кино, на дискотеки, школьные вечера, не интересуются музыкой и спортом, не имеют хобби, почти не смеются.
Девочки с ужасом прогоняют мальчишек-ухажеров. Иногда проявляется чрезмерная агрессия по отношению к сверстникам.
Учатся обычно плохо или средне, на уроках рассеянны.
Наблюдается нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.
При общении со взрослыми обычно крайне вежливы, примерны в поведении.
Не терпят расспросов о том, как проводят дома сводное время.
Не доверяют другим людям, с большим трудом находят друзей.
У них обычно тихая речь или нарушения речи.
Они испытывают трудности в самостоятельном принятии решений, наиболее часто занимают пассивную позицию.
Иногда предпринимают побеги из дому.
Возможны суицидальные попытки.
В случае различных повреждений или травм обычно стремятся скрыть их причину.
После школы не хотят под различными предлогами идти домой.
У них наблюдается низкий уровень самооценки, постоянная неуверенность, ощущение своей "малоценности".
Зачастую проявляются посттравматические реакции: страхи, ночные кошмары, тревога, депрессия, потеря чувствительности, судороги, способность к заботе (эмпатии) и пр.
Эти дети сами не расскажут о насилии, они подсознательно считают себя виновными в происшедшем. Катастрофически боятся огласки, что, по их мнению, однозначно вызовет презрение окружающих. Для этих детей очень важны положительная эмоциональная связь и искренность отношений.
Психологическое (эмоциональное) насилие
В семье чаще всего встречаются эмоциональные, психические злоупотребления, для которых характерно периодическое, длительное воздействие родителей на ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. М.И. Буянов определил эмоциональное злоупотребление как депривацию, т.е. недостаток родительской любви.
Основными способами психологического насилия чаще всего являются:
изоляция (информационная и даже физическая депривация; лишение информации или строгий контроль за ней);
дискредитация (лишение права на собственное понимание и мнение; осмеяние и неконструктивная критика);
монополизация восприятия (принудительная фиксация внимания на агрессоре, т.к. он является основным источником угроз);
усиление тривиальных требований (множество мелких правил, не нарушать которые невозможно; следовательно, возникают постоянные поводы для придирок, что вызывает хроническое чувство вины);
демонстрация "всемогущества" насильника (в любых делах насильник старается продемонстрировать и подчеркнуть свою компетентность, сравнивая себя с "неумехой" - жертвой, причем сравниваются как бытовые так и профессиональные умения, и даже физическая сила. Цель таких сравнений - внушить страх, чувство несостоятельности в противовес "авторитарности" насильника);
"случайные индульгенции" (насильник иногда награждает свою жертву вниманием и теплыми чувствами, но делает это или редко, или невпопад, или для того, чтобы подкрепить поведение, нужное агрессору, или парадоксальным и неожиданным образом - так, чтобы вызвать дезориентацию и ошеломление);
унижение и издевки, осмеяние в присутствии других людей;
контроль за удовлетворением физических потребностей (в пище, сне, отдыхе и т.п.), что ведет к физическому истощению жертвы;
постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие;
использование психоактивных веществ (например, алкоголь). Жертва попросту насильно спивается;
непоследовательные и непредсказуемые требования;
частые и непредсказуемые перепады настроения агрессора, в которых "виновата" жертва;
вынуждение делать нелепую и бесцельную работу.
Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия являются:
заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция (жертва уверена, что обладает теми негативными "ярлычками", которые навесил не нее агрессор);
социальная дезадаптация и дезориентация (у жертвы, как правило, нет друзей, близких людей, с которыми можно поделиться и от которых можно получить помощь; круг социальных контактов и отношений предельно сужен);
эмоциональная дезадаптация и дезориентация (хроническое чувство вины; "выгорание" - неспособность переживать положительные эмоции; частые депрессии; гиперсензитивность; высокая тревожность; вытесненная потребность в любви - хотят теплых, но боятся близких отношений; пессимизм, чувство неудавшейся, "несчастной" жизни);
интеллектуальные дисфункции (негибкость, некритичность, узость мышления; низкая концентрация внимания; плохая память и т.п.; "умственные блоки" в ситуациях; иногда вплоть до дереализации, когда ситуация насилия вытесняется - "это все сон");
аутоагрессия, невротическое поведение (раскачивание, накручивание волос и т.п.).
Е.Т. Соколова выделяет синдром "аффективной тупости", для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособными строить отношения эмоциональной привязанности, отвержение себя и других. Синдром "аффективной зависимости", которому свойственны ненасытная жажда любви, постоянный страх потерять объект привязанности, зависимость и тревожная неуверенность в себе и в других.
Матери чаще, чем отцы травмируют детей из-за того, что женщина оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, чрезмерная занятость приводит к стрессам.
Сексуальное злоупотребление
В 12% случаев изнасилований жертвами становятся дети. До судов доходит приблизительно 68% зарегистрированных случаев одна из причин - отказы потерпевших).
Случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 - 4 лет. Это осознаваемое и не осознаваемое в силу возрастной незрелости или других причин вовлечение ребенка с его согласия или нет в сексуальные отношения с целью получения насильником выгоды, удовлетворения или для достижения корыстной цели.
Категории сексуального злоупотребления:
сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;
подавление детской сексуальности (повреждение половых органов или подавление его нормальных сексуальных интересов);
эротизация среды;
вовлечение в зависимость (подчинение) незрелых детей и подростков с целью сексуальной активности, когда они не могут дать осведомленное согласие;
любой акт как в общественной, так и в личной жизни, совершенный на основании полового признака и причиняющий физический или психический ущерб личности (синдром травмы изнасилования);
фактическая или вероятная сексуальная эксплуатация ребенка;
все телесные контакты, которые служат удовлетворению потребностей взрослых посредством угрозы, требования и психологического давления;
влечение ребенка, не достигшего 18 лет, с его согласия или нет, в сексуальные действия со взрослыми.
Т. Сафонова также включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды, словесные оскорбления и замечания; поощрение ребенка совершать сексуальные прикосновения к телу взрослого или другого ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение и принуждение к проституции, сообщение информации, не соответствующей возрасту, демонстрация порно и развратные действия, изнасилования.
Чаще всего насильником является кто-то из старших знакомых или членов семьи (в 4 случаях из 5), сексуальные посягательства происходят во всех слоях общества, в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные люди.
Признаки и симптомы опасного сексуального обращения (Н.К. Асанова, Ю.А. Гуркина. Г.М. Тимченко):
утрата базового доверия к себе и миру;
изменение в поведении; пониженное самоуважение, гипертрофированное чувство вины и стыда; страх посещения туалета и медосмотров, отвращение к прикосновениям,
нарушение сна; сонливость и общая вялость;
проблемы в школе; отчуждение от других, склонность к пьянству и наркомании,
психосоматические нарушения: головные боли, боль в животе, "мокрая постель";
ранняя сексуальность, несоответствующие возрасту сексуальные игры и поведение в отношении других детей и взрослых; проявление неадекватного сексуального поведения в рисунках и разговорах; необычные для возраста сексуальные знания;
побеги из школы и дома;
попытки суицида;
нарушение социальной адаптации, сложности вступления в брак;
Факторы, предшествующие насилию:
1. Мотивации: эмоциональная тяга к ребенку,
сексуальное возбуждение при контакте с ребенком,
преграда, блокирующая сексуальный контакт с ребенком.
2. Внутренние механизмы сдерживания: совесть, суперэго (внутренний контроль).
3. Внешние механизмы сдерживания (мать ребенка, наказание).
4. Сопротивление ребенка.
Характерные черты инцестуозной среды:
- авторитарность отца, патриархальные стереотипы,
- традиционное распределение ролей (мать - домохозяйка, отец - добытчик),
- хрупкость внутрисемейных связей,
- предрасположенность семьи к распаду,
- секретность,
- семьи, в которых конфликт избегается (Д. Финхельхор, 1996).
Семьи, в которых допускается инцест, делятся на два типа:
- семьи, в которых конфликт избегается. В этом случае отчужденность, холодность (особенно сексуальная) отца угрожает семье распадом и тогда роль жены берет на себя дочь, снимая основной источник стресса;
- семьи, в которых конфликт регулируется. В таких семьях нарушены социальные роли, в них любят спорить, нередко случается насилие, границы между подсистемами семье также нарушены. Дочь, боясь распада семьи, жертвует собой. Части, если жена фригидна, и дочь, которой не хватает материнской ласки сближается с отцом.
Отсутствие матери или ее болезнь, значительно повышают вероятность сексуального насилия (Финкельхор, 1984, Герман,1981). Большинство девочек - жертв сексуального насилия - пережили дистанцированность и отвержение со стороны своей матери и помнят их безразличие к попыткам рассказать о происходящем инцесте. В случае сексуального насилия в семье, когда насильником является отец, девочки могут испытывать страх, гнев, отвращение или любовь и привязанность. Матери могут обвинять дочь во лжи или безоговорочно ей верить.
Плохо изучены последствия сексуального насилия для мальчиков.
Пренебрежение ребенком
Пренебрежение ребенком проявляется в отсутствии со стороны родителей и других взрослых элементарной заботы о нем. Часто родители объясняют это отрицательными чертами личности ребенка.
Типичные проявления пренебрежением:
- отказ от ребенка,
- недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание;
- отсутствие внимания и заботы к ребенку, вследствие чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков, совершение преступления;
- антисанитарные условия в квартире;
- наличие опасностей, при которых ребенок не знает как защитить себя;
- ограничение в одежде, лечении, социальных услугах и пр.
Следствием этого является тот факт, что ребенок запущен, недоразвит, для него характерны ЗПР, он часто болеет, пассивен, агрессивен. Плохо учится, не умеет дружить, способен на преступление.
Недостаток заботы может быть непредумышленным как следствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей, следствие стихийных бедствий и социальных потрясений.
До сих пор не существует универсального представления о том, что считать насилием; отсутствуют четкие критерии, отделяющие насилие от ненасилия.
Законы, защищающие ребенка от насилия, начинают действовать только в тех случаях, когда использование физического наказания приводит к тяжелым последствиям.
В чем выход из ситуации?
1. Правовое регулирование должно быть приведено в соответствие с международными конвенциями. Должна быть проведена идея как о субъекте особой защиты (Кодекс детства, как в Польше, Венгрии и в ряде других стран).
2. Правовое воспитание родителей и детей. Необходимо поднимать педагогическую культуру семьи. Родители должны знать о обязанностях, правах и ответственности.
3. Многолетняя компания в средствах массовой информации (в США в 60-х годах проблема насилия в семьях стояла необычайно остро. Последовательная компания в СМИ снизила количество обращений на 7 - 14%). Борьба с засильем программ, публикаций в масс-медиа, пропагандирующих насилие.
4. Создание и совершенствование системы социальных служб.
5. Развитие волонтерского движения.
Под профилактикой злоупотребления ребенком в семье подразумеваются научно обоснованные, систематически и своевременно осуществляемые, целенаправленные предупредительные воздействия на родителей, в целях предупреждения физического, психологического, сексуального насилия над ребенком. Это комплекс мероприятий, направленных на поддержку и защиту здоровья детей, предотвращения причин, способных вызвать различного рода отклонения в личности.
Задачи по предупреждению злоупотреблениями (по Е.В. Мжельской):
1) выявление неблагоприятных условий семейного воспитания;
2) пресечение и устранение неблагоприятного влияния семьи на ребенка;
3) осуществление коррекции плохого обращения с детьми.
Пути решения задач:
1) разработка и введение социально-педагогической модели дифференциации, координации и управления общественных и специальных органов;
2) обучение семьи;
3) создание сети профилактических служб;
4) систематизация и обоснование форм социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания;
5) обоснование статуса социального педагога;
6) развитие взаимодействия семьи, школы, администрации;
7) развитие сети СРЦ.
Подходы к профилактике:
1 | Информационный | Информирование родителей и ребенка о правах и обязанностях в соответствии с действующим законодательством | СМИ, система обучения |
2 | Социально-профилактический | Выявление и нейтрализация причин, вызывающих различного рода отклонения в личности | государственные социально-экономические, общественно-политические, правовые, воспитательные мероприятия, +НКО, |
3 | Медико-биологический | Предупреждение возможных последствий злоупотребления ребенком | Лечебно-профилактические мероприятия по отношению к детям, пострадавшим от насилия |
4 | Социально-педагогический | Психолого-педагогическое обучение родителей и детей, повышение педагогической культуры. | СМИ, социальные службы, государственные учреждения. НКО |
Программа по профилактике насилия должна включать: осознание ребенком как личности; информационный компонент, тренировка безопасных стилей поведения, формирование личностных ценностей, умения выражать свои чувства.
По мнению Р.В. Овчаровой, диагностика жестокого обращения должна включать:
- оценку совершаемых действий (физических, сексуальных, эмоциональных), а также их масштабов;
- продолжительность их воздействия и особенности последствий;
- глубину переживания факта насилия;
- изучение индивидуальных психологических особенностей ребенка.
Существует ряд общепризнанных подходов к изучению проявлений насилия: биологический, психологический, социальный. Социальный подход исходит из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Актуальным становится не только установление причин насилия, но и социальный контроль по сдерживанию и преодолению проявлений агрессии и насилия.
Оказание помощи направлено на прекращение насильственных действий и устранение последствий, т.е. можно выделить три группы задач: по спасению детей-жертв насилия, по поддержанию фунционирования и по развитию.
Принципы оказания помощи: полное признание прав ребенка; анонимность; конфиденциальность.
Формы социальной работы с детьми,
подвергшимися насилию
Работа с родителями
- совместное проведение свободного времени с детьми;
- образовательные услуги родителям, имеющим определенные проблемы взаимодействия с детьми;
- устранение в ценностных ориентациях родителей;
- организация групп взаимопомощи и взаимоподдержки;
- экстренная социальная помощь в виде единоразовой материальной поддержки;
Совместная работа с детьми и родителями:
- предоставление родителям и детям доступа к социальным, медицинским, правовым службам;
- развитие коммуникативных способностей родителей и детей;
- развитие способности детей и родителей принимать правильное решение в различных ситуациях;
Работа с детьми:
- организация социальных приютов, социальных гостиниц (спасение);
- консультирование, в том числе по "Телефону доверия"; консультации, в частности, по правовой помощи;
- в школе предмет "Этика и психология семейной жизни" задачи социального развития);
- социально-психологическая реабилитация и поддержка в трудной жизненной ситуации: профессиональная переподготовка (социально-трудовая реабилитация);
- создание терапевтических групп из лиц, потерпевших насилие;
- половое воспитание подростков.
- предоставление ребенку статуса взрослого в семье;
- оказать помощь ребенку в семье в решении проблем;
- формирование навыков заботы о своем здоровье;
- формирование навыков защиты у детей;
- повышение личной безопасности детей;
- развитие способности к сопротивлению в ситуации насилия;
- формирование у детей способности адекватно оценки насилия;
- удовлетворение ребенка в просветительских программах.
В целом терапия и реабилитация должна включать (поддержание социального функционирвания):
- активизацию внешних и внутренних ресурсов ребенка для самостоятельного решения проблемы;
- осуществление коррекции социальной дезадаптации;
- выявление направлений дальнейшего развития личности;
- привлечение других членов семьи и государственных органов к решению проблемы ребенка.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение насилию над ребенком.
2. Охарактеризуйте каждый вид насилия над ребенком.
3. Разработайте программы профилактики насилия в семье и комплексные программы реабилитации жертв насилия.
Список использованных источников
Горячев М.Д., Мжельская Е.В. Педагогическая профилактика злоупотребления ребенком. Учебное пособие. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2003 - 112с.
Мжельская Е.В. Социально-педагогическая профилактика злоупотребления ребенком в семье/ 10 лет социальной педагогики в России: результаты и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции/Отв. за вып. Л.В. Куриленко, Л.Я. Хисматуллина, О.В. Черкасова. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2001. С. 94 - 96
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 480с.
Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 368с.
Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. - Ростов н/Дону: "Феникс", 2004. - 416 с.
Работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию - КM.RU http://w…/ref_show_frame
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания