Семья в трудной жизненной ситуации
На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность чело века или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и потом; не могут быть преодолены самостоятельно. В одних случаях такие ситуации бывают следствием неблагоприятного воздействия социальных процессов. В других - результатом действия горизонтальных и вертикальных стрессоров.
К первой группе неблагоприятного воздействия социальных процессов В.В. Бойко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис относят следующие факторы:
Глобальные: войны, терроризм, экологические катастрофы, природные бедствия (землетрясение, наводнение), техногенные катастрофы (взрывы, пожары,аварии и пр.).
Макросоциальные: национальные и этнические противоречия, экономические кризисы, культурное противостояние, миграция и отрыв от родной среды.
Микросоциальные: конфликтные отношения с соседями, образовательными и производственными учреждениями, армией, правовыми институтами.
Ко второй группе - горизонтальным и вертикальным стрессорам - относятся:
Трудности, возникающие при переходе от одной стадии жизненного цикла» другой (заключение брака и приспособление к совместной жизни, налаживание отношений с родственниками, появление ребенка и его воспитание, уход детей из семьи и пр.).
Трудности, вызванные с необходимостью параллельного решения сразу многих проблем на определенной стадии жизненного цикла (одновременное ведение домашнего хозяйства, воспитание ребенка, завершение получения образования, освоение профессии и решение жилищной проблемы).
3. Трудности, связанные с неблагоприятными вариантами жизненного цикла (отсутствие в семье одного из членов, появление отчима, рождение внебрачного ребенка, наличие больного члена семьи, патологизирующее семейное наследование).
Ряд ученых - Л. Я. Олиференко, И. Ф. Дементьева, В. Д. Москаленко, В. М. Целуйко - считают, что неблагополучная семья характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены, в силу этих причин семья не справляется с возложенными на нее функциями.
Т.И. Шульга выделяет критерии семейного неблагополучия: структурные нарушения семьи, нарушение воспитательных позиций, нарушение экономического и материального бытового характера, нарушение значимых личностных качеств родителей, значимых качеств личности детей, супружеских отношений, а также качественные показатели семейного неблагополучия и их характеристику по каждому выделенному критерию (табл. печатается по книге Т.И. Шульга Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие/Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005 - с 22 - 25).
Таблица Показатели неблагополучия семьи
Критерии семейного неблагополучия | Качественные показатели семейного неблагополучия | Характеристика показателей семейного неблагополучия |
Структурные нарушения семьи | Юридически фактически неполная семья. Нарушения взаимоотношений в семье | Семья состоит из несовершеннолетнего и одного из его родителей, при этом со вторым родителем всякие отношения отсутствуют: родитель умер |
Юридически полная, но фактически неполная семья. Неучастие одного из родителей в воспитании, дефицит внимания | Семья юридически полная, но фактически состоит из несовершеннолетнего и одного из родителей, при этом второй, юридически зарегистрированный родитель, воспитанием ребенка фактически не занимается | |
Юридически неполная, но фактически полная семья - трудности идентификации с родителями | Ребенок воспитывается фактически своими родителями, а надлежащее юридическое оформление родительских и/или брачных отношений отсутствует | |
Регистрация отцовства | Установлено по суду, либо зарегистрировано по собственному заявлению родителей или со слов матери | |
Нарушение воспитательных позиций | Родители с негативными характеристиками: нарушения социализации, усвоение асоциальных норм и правил, отсутствие моральных суждений. Беззащитность. Чувство опасности. Нарушение привязанностей. | Кто-то из членов семьи совершил преступление. Выявлены пьянство и алкоголизм, а также систематические конфликты (скандалы, драки). Развратное поведение родителей. Отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях. Отсутствие эмоциональных связей между детьми и родителями. |
| Родители с ограниченными воспитательными возможностями. Безнадзорность, беспризорность. Педагогически несостоятельная семья. Неуважение личности ребенка. Неумение членами семьи уважать других. Смысловые барьеры. Появление разных ценностей. Отсутствие понимания. Непонимание, уход детей из семьи. Безнадзорность. Свободное времяпрепровождение | Родители «не могут» воспитывать детей (занятость матери на работе, занятость родителей в силу недостаточно высоких заработков одного из них). Родители «не умеют» воспитывать детей (отношения с детьми строятся на авторитете власти); отсутствие у родителей навыков ухода за младшими братьями (сестрами) в силу уменьшения количества детей в семьях. Отставание родителей в образовании от своих несовершеннолетних детей. Затруднения родителей и детей в личных взаимоотношениях. Сокращение сферы совместной деятельности и недостаточность навыков внутрисемейного общения, в том числе ограничение участия детей в домашнем хозяйстве |
Нарушения экономического и материально-бытового характера | Доход на одного члена семьи. Нужды не удовлетворяются; ограниченность возможностей обучения и воспитания. Отсутствие распределять материальные средства разумно. Покупка внимания детей - откупаются от детей. | Низкий уровень дохода (денег не хватает от зарплаты до зарплаты). Ниже среднего прожиточного минимума (денег едва хватает на питание). Средний (денег хватает на питание и некоторые покупки). Выше среднего прожиточного минимума (денег хватает на питание, образование, отдых). Высокий уровень (денег хватает на все виды жизнедеятельности семьи). |
Жилищные условия семьи. Отчужденность, нежелание принимать друзей. Затруднение общения с детьми и их сверстниками. Затруднения приема друзей | Наличие отдельной квартиры. Метраж на одного члена семьи. Наличие отдельной комнаты у несовершеннолетнего. Проживание в неблагоустроенном жилье. Проживание в коммунальной квартире | |
Нарушения значимых личностных качеств родителей | Образование родителей. Их педагогическая несостоятельность | Малограмотные (образование 4 класса). Образование 5-7 классов. Образование 8 - 9 классов. Среднее образование. Средне-специальное образование |
Квалификация родителей. Трудности применения гибких методов | Неквалифицированные рабочие (разнорабочие, дворники и т. д.). Малоквалифицированные рабочие (сфера обслуживания, торговля и т. д.). Квалифицированные рабочие предприятий, строек. ИТР и служащие без высшего образования | |
Фактическая занятость родителей на производстве (безнадзорность). Свободное времяпрепровождение | Количество рабочих дней в году (средний показатель). Продолжительность рабочей недели в часах (средний показатель) | |
Нарушения значимых качеств личности детей. | Снижение успеваемости детей | Отсутствие мотивации к обучению, уклонение от учебы. Конфликты с педагогами и родителями. Снижение умственной и общей работоспособности. Отставание в развитии |
Дефицит общения | Агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Неумение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Аутизм | |
Нарушения поведения | Правонарушения. Безответственность. Асоциальное поведение. Делинквентное поведение | |
Нарушения супружеских отношений | Время вступления в брак, отсутствие представлений о роли отца и матери | Ранний возраст вступления в брак. Поздний возраст вступления в брак |
Разногласия в понимании функций семьи. Отсутствие знаний о браке | Национальная гетерогенность супругов. Гетерогенность социального положения супругов. Разногласия в воспитании детей. Сексуальная несовместимость супругов |
Базируясь на этих критериях, можно определить примерный круг семей, которые с наибольшей вероятностью будут нуждаться в оказании социально - педагогической помощи. К этой категории относятся также семьи, проживающие в деструктивных районах - локального вооруженного противостояния, социальных или этнических конфликтов, экологического, экономического неблагополучия, пострадавшего от стихийного бедствия, техногенной катастрофы и пр.
- Содержание
- Глава 1. Введение в курс "Методика и технология работы социального педагога"
- Глава 2. Основы социально-педагогической деятельности.
- Глава 3. Частные методики и технологии работы социального педагога.
- Раздел 1. Введение в курс "Методика и технология работы
- Контрольные вопросы и задания
- 1.1. Основные социально-педагогические технологии
- Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности
- Тема 2.1. Профессиональные стандарты деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания
- Список используемых источников
- 2.3. Методы работы социального педагога
- Контрольные вопросы и задания
- Список использованных источников
- 2.4. Жестокое обращение с ребенком
- 2.5. Разрешение конфликтных ситуаций
- Глава 3. Частные методики и технологии работы
- 3.2. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Семья в трудной жизненной ситуации
- Контрольные вопросы и задания
- Семьи группы риска
- Маргинальная семья
- Многодетные семьи
- Неполная семья
- Приемная семья
- Семья ребенка-инвалида
- Список использованных источников
- 3.3. Работа социального педагога с детьми «группы риска»
- Работа с несовершеннолетними правонарушителями
- Социальная работа с инвалидами
- Социально-педагогическая работа с беженцами
- Социально-педагогическая работа
- Список использованных источников
- Социальная работа с беспризорными детьми
- Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
- Список использованных источников
- Контрольные вопросы и задания